Известия | Ольга Тимофеева | 01.11.2003 |
Все началось с Нового года
15 декабря 1699 года, когда царь Петр подписал Именной Указ, Государство Российское жило еще по старому летоисчислению «от сотворения мира». По воле государя 1 января в России, как и в Европе, настал новый, 1700-й, год от Рождества Христова, а в знак доброго начинания и нового столетнего века предписывалось «перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», «людям скудным каждому хотя по древцу, или ветви на вороты, или над храминою своею поставить». 1 января «в знак веселия» на Красной площади «зажгли огненныя потехи и учинили стрельбу», а знатные люди, поздравляя друг друга по указу царя, стреляли из пушек, мушкетов и мелкого ружья и зажигали огни из дров и хвороста.
Спустя 300 лет в Россию пришли Хэллоуин, День святого Валентина и католическое Рождество. Социологи считают это следствием открытия границ, культурологи заговорили о космополитизме современного человека.
— Эти праздники отмечают представители молодых возрастных групп, до 35, и прежде всего в городах, — говорит социолог ВЦИОМ-А Ирина Палилова. — Раньше о них не знали, а информация породила заинтересованность. Католическое Рождество раньше отмечало минимальное количество людей, сейчас — около 20 процентов. День святого Валентина в этом году отметили 45 процентов россиян. Естественно, дни рождения, семейные даты и тем более Новый год важнее — это самый любимый праздник для всех возрастов. А эти праздники — лишний повод хорошо провести время и сделать себе и людям вокруг что-то приятное.
Так или иначе, на этой неделе тыквы превращаются в фонари, маски раскупаются охотнее, а часть наших сограждан озабочена одним — какой бы костюм поужаснее соорудить к ночи с пятницы на субботу. Для ночных клубов это хороший повод устроить праздник, а для их гостей — просто повеселиться.
— Наш клуб на время праздника превратится в средневековый замок, — рассказала накануне Хэллоуина менеджер клуба «Министерство» Светлана Кабанова. — Все декорации, костюмы персонажей и шоу-наполнение вечеринки будет в готическом стиле. Основной упор мы делаем на костюмы и шоу, наша цель — не напугать, а создать атмосферу праздника.
Перед входом Алхимик угостит вас зельем из кипящего котла. Говорят, очень вкусным. Профессиональные стилисты сделают в подарок праздничный макияж. А официанты предстанут в монашеских одеждах. Гвоздем программы станет Джаззи Эм — ветеран клубного движения и электронной музыки.
— Людям всегда интересно что-то яркое, необычное, — объясняет Светлана. — Тем более когда есть возможность нарядиться в костюмы и раскрасить лицо в красный цвет — необычное и даже немного ужасное всегда привлекает. А вообще, мы стараемся отмечать все праздники из всех календарей, потому что хотим нести людям праздник.
Ужас со знаком качества
Больше ужасов было на вечеринке от клуба Zeppelin. Место самое подходящее — здание заброшенного элеватора. Специально к Хэллоуину написана трэш-опера «Борис Годунов», а героями вечера стали мертвые Микки-Маусы, Пиноккио и Майк Тайсон, который «откусил несколько ушей».
— Я не отделяю этой эстетики от жизни, — говорит постановщик horror-шоу на вечеринке у Zeppelin, актер и режиссер Владимир Епифанцев. — Один день в году люди приоткрывают глаза и видят демона. Нужно просто отважиться сделать это, а увидеть невидимое можно всегда. Вообще, в жизни ужасов хватает. Качественный ужас поражает и изменяет отношение к окружающему миру. Вот «Вий» — это качественный ужас. Или мои сны. В любом произведении искусства есть ужас. Он никогда не может быть явным, он всегда скрыт. Все средневековое искусство пронизано ужасом. Даже библейские сюжеты. В современном искусстве нам очень этого не хватает.
Но самое экстравагантное место для ночи ужасов выбрал «Клуб XIII». Винные склады князей Голицыных, овеянные жуткими преданиями. Говорят, там проходили страшные ритуалы тайного общества и собирались чернокнижники. Они-то и потревожили духа подземелий. С тех пор он скитается по голицынским складам, а это место считается проклятым.
— Там до сих пор стоят двухметровые дубовые бочки, и в некоторых еще есть вино, — рассказывает сценарист-постановщик нескольких Хэллоуинов «Клуба XIII» Марина Осипова. — Много коридоров и переходов, маленьких комнат, страшные каменные своды с паутиной, черная плесень. Само по себе без всяких декораций — это лучшее место для Хэллоуина. Можно снимать фильм ужасов!
«Клуб XIII» пять лет назад провел первый в Москве Хэллоуин и стал законодателем мод в этом вопросе. В этом году все было не столь мрачно, без кошмаров, но достаточно красиво, грустно и изящно. Главное — без костюмов не пускали. Но это не значит, что на них нужно тратить целое состояние.
— В прошлом году мужчина лет 40 пришел в балетной пачке и белых колготках, а очень красивая девушка — в трусиках и сапожках, больше на ней ничего не было. Людям в России все праздники нравятся, а так как здесь можно еще и нарядиться, получается настоящая карнавальная ночь. Уважающий себя тусовщик ни за что ее не пропустит!
Праздник космополитов
Может быть, не с таким размахом, как в ночных клубах, но с таким же восторгом повеселились на жутком празднике и школьники. В отличие от чиновников от образования, запретивших праздник, учителя, как и их ученики, любят розыгрыши и не лишены чувства юмора.
— Мы не можем праздновать его по-настоящему, ночью, но в прошлом году мы договорились с учителями иностранных языков и детьми: никому ничего не говорить и принести всякие пугалки, — рассказывает преподаватель английского языка Ксения Садовская. — Вышло просто здорово: учителя находили у себя то страшные руки, то прожженные спички. Хэллоуин — это розыгрыш, пусть и немного ужасный. Дети были в восторге! Серьезное воспитание в духе английской культуры для них пока невозможно. День благодарения и страноведение будут у них гораздо позже. А в этом возрасте все приходит через игру: Хэллоуин, День святого Валентина и католическое Рождество — три очень важных праздника, которые помогают проникнуться культурой. Все большое начинается с малого. Современный человек немыслим без доли космополитизма. Традиции многих народов проникают друг в друга. Без этого нельзя. Как нельзя научиться говорить на языке, хотя бы чуть-чуть не мысля так же, как те, для кого он родной.