Русская линия
Труд31.10.2003 

Прости и прощен будешь

Милость Бога к человеку — центральная тема Библии. Бог возлюбил этот мир и во Христе примирил его с Собою, не вменяя людям прегрешений их. После вознесения Иисуса Христа на небо благая весть проповедуется по всему миру: всякий, кто призовет имя Господне, спасется и в имени Его прощение грехов. Бог с радостью прощает кающегося человека и хочет, чтобы он, получив прощение, научился прощать других. «Будьте друг другу сострадательны, прощайте друг друга, как Бог во Христе простил вас» (Еф.4,32).

Прощение — это ключ к счастливой христианской жизни, а человек, не желающий простить другого, обрекает себя на пожизненные мучения. Поэтому Евангелие учит прощать другим, прежде чем мы обратимся к Богу, прося милости Его. Когда стоите на молитве, говорил Христос, прощайте, если что имеете на кого, дабы Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Обвиняющим Его книжникам и законникам Иисус отвечал: «Идите и научитесь, что значит милости хочу, а не жертвы». Бог не принимает от нас служения и не отвечает на наши молитвы, если мы мстим, ненавидим, убиваем и унижаем других.

Известная нидерландская писательница Кори Тен Бум говорила, что человек, не научившийся прощать, не сможет вернуться в нормальную социальную среду. Пережив ужасы войны, концлагеря, смерть своей сестры, нечеловеческое отношение к себе, она не ожесточилась, а поняла, что без прощения не сможет справиться с психологическим грузом и болью в душе. Немало бывших заключенных, получивших долгожданную свободу, теряют всякий интерес к жизни, впадают в депрессию, не сознавая, что месть и ненависть в сердце калечат их самих, приносят страдания окружающим.

Прощать очень трудно. Чтобы прийти к этому в нашей жизни, необходимо научиться милости у Бога, прощению от всего сердца. Напомню вам одну из библейских историй (Быт.33:1−10). «Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, и с ним четыреста человек. И разделил детей Лии, Рахили и двух служанок. И поставил служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади. И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его и плакали». В этом повествовании идет речь о двух братьях-близнецах. Казалось бы, нет ничего особенного в том, что они после долгой разлуки обнимаются и плачут от радости, но в действительности вместо возможного преступления свершилось чудо примирения.

Исав родился чуть раньше Иакова и по обычаю должен был наследовать особое благословение отца. Иаков же был любимцем матери, и когда она услышала, что ее муж готов дать предсмертное завещание и благословение Исаву, переодела Иакова в его одежду, чтобы он получил обманным путем благословение вместо брата. Престарелый отец, у которого притупилось зрение, не узнал переодетого Иакова и благословил его. Исав, не получив желанного благословения, возненавидел брата и решил убить его. Иаков бежал, прожил в чужой стране более двадцати лет, но в конце концов решил вернуться на родину.

Узнав, что навстречу ему вышел брат и четыреста воинов, Иаков всю ночь в страхе молил Бога о спасении: «Избавь меня от руки брата моего; ибо я боюсь его, чтобы он, пришедши, не убил меня и матери с детьми». Но вместо того, чтобы обнажить меч и отомстить, Исав побежал к нему навстречу, пал на грудь его, целовал и оба плакали.

Для меня Исав в этой истории герой. Хотя он и не знал прощения и милости Божией, не имел Святого Духа, но оказался способным на то, на что многие из нас, даже пережившие прощение грехов и зная Иисуса Христа как личного спасителя, помиловавшего нас и избавившего от вечного осуждения, не способны — а именно: протянуть руку прощения и помиловать человека.

Многие люди считают, что «простить» — значит «забыть», и ставят между этими понятиями знак равенства. Но эта формула не имеет библейского обоснования и не годится для практической жизни. Те, кто придерживается этой формулы, обманывают самих себя, ибо можно простить, не забывая произошедшего, но можно забыть, никогда не простив человеку. Больше того, желание забыть часто может свидетельствовать о нежелании простить. Если в Библии говорится о том, что Бог не вспоминает прощенных грехов, то в данном случае имеется в виду, что Господь не наказывает за прощенный грех. Всевышний ничего не забывает, иначе он перестал бы быть Богом.

Образ Бога в человеке — это прежде всего разум. Если мы не можем чего-то забыть, это вовсе не значит, что мы не простили или не можем простить. Бог часто даже не желает, чтобы мы забывали злые поступки, наставляя нас жить по милости Его. Хочу однако заметить, что, простив кого-то, отдав тем самым предпочтение милости перед судом, получая исцеление в душе, большинство людей не испытывает больше нужды вспоминать о негативном происшествии. И только в этом смысле мы можем сказать, что простивший человек «забывает» обиду.

Молитва и близкое общение с Богом помогают решению избрать милость, а не осуждение. Ведь обращаясь с молитвою к Господу, мы просим Отца небесного: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим… Невозможно искренне раскаиваться перед Богом, просить у Него прощения и в то же время не прощать нашим обидчикам. Долг наш перед Ним намного больше, чем долги любого человека перед нами. Он извлекает нас из вечной погибели, прощая наши прегрешения, и дает нам в дар жизнь вечную.

Бог поступает с человеком не по делам его, а по своей милости к нему. Милость, оказанная нам Богом, должна стать основанием для прощения ближнего. Милость невозможно заслужить, она оказывается не по заслугам человека, поэтому нельзя связывать прощение с достоинством или недостоинством обидчика. Если мы все еще не в состоянии простить, значит нам самим необходимо искренне раскаяться в собственных грехах перед Богом. Получив прощение, мы поймем, насколько нечестно поступаем сами, не прощая других.

Во время пребывания рядом с Богом — посредством молитвы и чтения Библии — Дух Святой наполняет наше сердце любовью и милостью к человеку. Да благословит вас Бог.
ДИК ВИЛЛИ пастор, магистр богословия.
ФРГ.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика