Перед каждым подвижником, приходящим ко Христу и начинающим путь спасения, очень скоро встает вопрос: насколько привычная жизнь совместима с тем, чему учит Церковь. И в частности, как совместить ту или иную профессию с исполнением заповедей Господних. С легкостью сейчас стали присоединять определение «православный» к разным родам деятельности, при чем имея ввиду именно соответствие той или иной работы православным идеалам. Так появились «православные писатели», «православные врачи», «православные учителя», и даже — «православный рок». Последнее явление стало сейчас проявлять себя все настойчивее. И именно оно заставило нас задаться вопросом, который мы вынесли в заглавие статьи.
Когда человек, представляя какие-то результаты своего труда, настойчиво аттестует себя как православный, то для людей нецерковных, вся его жизнь, его слова и дела рассматриваются как демонстрация православности.
Что демонстрируют нам рок-музыканты, открыто исповедующие себя верующими, церковными людьми?
В этом смысле можно назвать показательным юбилейный вечер Константина Кинчева, который недавно прошел во Дворце спорта «Лужники». Вот как описывает этот концерт один из слушателей в газете «Коммерсант»:
"Большую часть концерта Кинчев, одетый лишь в обрезанные выше колен тертые джинсы и высокие дизайнерские ботинки-бахилы, проводит в стойке «полуприсед-полушпагат». Его покрытое татуировками, отшлифованное тренировками тело сегодня — бесплатная реклама здорового образа жизни, готовая модель для ролика какого-нибудь World Gym. Это довольно серьезное потрясение — топать полчаса от метро «Спортивная» по грязной снежной жиже, пробиться через милицейские кордоны и увидеть на сцене статного, светящегося благополучием полуголого человека, больше всего похожего на калифорнийского серфера, а в самые яростные моменты песен превращающегося в чудище, с которым воевал в фильме «Хищник» нынешний губернатор Калифорнии. При взгляде на Кинчева отпадает необходимость в спорах о том, кого сегодня можно именовать секс-символом нашего рок-н-ролла, а может, и не только рок-н-ролла.
Секс-аура, хард-роковый аккомпанемент и православие, парадоксальным образом совмещенные в одном человеке, — вот сегодняшняя «Алиса».
Может быть автор «Коммерсанта» преувеличивает, специально нагнетает «сгусток противоречий», но вот в руки попался последний альбом «Алисы» — «Сейчас позднее, чем вы думаете». Верующие знают откуда взяты слова для названия диска — так иеромонах Серафим (Роуз) говорил о нашем времени, подчеркивая его апокалиптичность. Да и названия всех остальных песен диска подчеркнуто апокалиптичны.
Если бы мы слушали только звукоряд Кинчева, а еще лучше, если бы мы прочли или прослушали только слова, то мы с возмущением могли бы сказать автору «Коммерсанта»: «Не трогайте наших, он все правильно говорит, никакого смешения нет. И вообще он настоящий поэт, любящий Россию и ее веру — это уже немало». Но на том же диске записан видеоклип, на котором лидер «Алисы» предстает нам в описанном выше виде. Голый торс, руки, разрисованные татуировками и короткие шорты. Но главное, о чем автор «Коммерсанта» умолчал: в этот «сценический костюм» входит нарочито большой и блестящий нательный крест. А за спиной поющего вспыхивают пятиконечные звезды, Андреевский флаг с крестом, руки «фанатов», поднятые в сатанинском жесте.
И тут хочется сказать: «стоп». Даже описывать все увиденное не хочется.
Пусть лучше Пугачева и Киркоров, и другая «попса» поют свою откровенную пошлость, но не трогают святынь, а здесь обидно за, наверное хорошего, человека и при том церковно верующего раба Божия Константина.
Один из первых уроков, который преподает нам церковь — внешнее должно отражать внутреннее. Для верующего человека не безразлично, как он одевается, что и когда он ест, чем он зарабатывает себе на жизнь. Церковь учит нас благоговейному отношению к кресту — если крест виден из-под одежды на груди, такого человека называют «расхристанный». Если человек не скрывает свою наготу, а наоборот, выставляет ее напоказ, о таком человеке говорят «бесстыжий», если с его уст вместе с молитвами слетают «крепкие словечки», то вспоминают апостола Павла, который писал, что из одного источника не может течь горькая и сладкая вода.
Каждый из нас стремиться к цельности, к симфонии, как гармоничного соединения церковного и мирского в своей жизни и деятельности. Но не все можно воцерковить. Нельзя воцерковить грех, нельзя воцерковить страсти. А то приходится слышать даже такое: проститутка в одной из телепердач признается, что она ходит в храм каждое воскресенье и молится об успехе в жизни; бандит блюдет пост тем, что не убивает в среду и пятницу, а прелюбодей оправдывается тем, что «честно» содержит жену и детей.
Но вернемся к року. Может ли вообще быть «православные рокмузыканты»? Наверное да, но в таком же смысле, как могут быть «православные водопроводчики», «православные портные», «православные доярки» и пр. То есть человек сам может быть православным, но не декларировать этого в своей деятельности. А потихоньку стараться исправляться и дожить до того, что поймет, что от много в жизни нужно отказываться, потому что не все в нашей деятельности, тем более творчестве совместимо со званием христианина.
Кинчев оправдывает себя тем, что молодежь не будет слушать ничего кроме рока, потому важно дать им правильные слова, но в таком обрамлении, к которому они привыкли. Не лукавство ли это? Ведь на концертах подобных лужниковскому, слова всегда имеют второстепенное значение (да их почти и не слышно), а главное — общая атмосфера зала, которая создается прежде всего шумовыми и световыми эффектами, и в «православном роке» они такие же, как и в самом неправославном. Правильные, а иногда и святые слова в таком бестыжем обрамлении, что волей-неволей превращаются в святотатство. Слово «святость» восходит к понятию выделенности, отделенности от греха, освященности Богом. Потому освященные предметы, святые слова не могут быть смешаны с заведомо нечистыми — это кощунство. Более серьезное, чем просто площадная брань и откровенная низость.
Известный богослов и публицист диакон Андрей Кураев на пресс-конференции, посвященной 20-летию группы «АЛИСА» и выходу нового альбома «Сейчас позднее, чем ты думаешь», как бы отвечая на естественные сомнения в православности того, что делает на сцене Кинчев, называет это юродством. Но, да простит, меня уважаемый отец дьякон и сам Константин, юродивые не получали деньги за свое «буйство во Христе». И не поклонение фанатов они получали, а побои, насмешки и издевательства, и ради этого-то они и становились «мнимыми безумными», обретая самый верный способ борьбы с гордостью, присущей всякому человеку. Разве Кинчев согласится назвать себя сумасшедшим, психом? Нет, не красивым словом «юродивый или шут, или паяц», а именно ненормальным, в которого на сцену могут полететь и гнилые помидоры, и оскорбления, а не цветы и восторги фанатов? Если он по совести готов сказать, что может все это принять, и что не почести и юбилеи 20-летние ему нужны, и не шум в СМИ, то тогда он имеет право называться юродивым. Иначе как в уже названной статье из «Коммерсанта» получается смешение ценностей. Тогда и хиппи, и панков, и любого несчастного бомжа можно назвать юродивым. А еще — тогда многое можно оправдать, многое становится ради «многоязычия в церкви» позволительным. Да, нужно учитывать реалии современной жизни, да, как справедливо пишет отец Андрей Кураев, надо бояться стать «православным фундаменталистом», но и либералом, плюралистом становится негоже. Потому что, как сказал поэт: «Понять все и полюбить все, это значит ничего по-настоящему и не полюбить и не понять».
Р.S. Один питерский коммерсант имел магазин, торгующий колготками. В магазине все стены были завешаны неприличными рекламными плакатами. Осознав себя православным, он решил воцерковить и свой магазин. Казалось бы дело простое: развесить рядом с рекламными красотками иконы и «свидетельствовать» о своем православии. Но он сделал иначе. Он заказал пристойную рекламу, хотя пришлось и раскошелиться.