Православие.Ru | 27.10.2003 |
Монахи занимаются своим делом, но напряженность остается. Я убежден, что провокацию в монастыре устроили люди, которые хотели погреть руки на всем этом. Во-первых, областная Рада, которая единогласно приняла решение о том, чтобы снова включить Почаевскую лавру в состав музея-заповедника, снова превратить ее в музейный объект. Многие православные люди узнали об этом и пишут письма и петиции в правительство с просьбой этого не допустить. Сегодня безбожники хотят сделать то, что они не смогли сделать в прошлом столетии, когда полностью разогнали Почаевский монастырь, тогда от нескольких сот монахов осталось полтора десятка. Теперь они хотят придать ей статус музея, для того, чтобы мы, как были зависимыми, так и дальше остались таковыми, и ничем не владели. Мы ведь буквально из руин подняли лавру, есть фотоснимки, которые свидетельствуют, в каком состоянии она была, и как выглядит теперь.
Пятого октября на территорию лавры ворвались люди с эмблемами УНА-УНСО на рукавах, и примкнувшие к ним. Их было довольно много, и они нас откровенно провоцировали на конфликт. Но у них вышла накладка, и они не смогли осуществить того, что задумали, увидев, что на Крестный ход вышла братия — около двухсот человек, сто семьдесят семинаристов, много паломников, казаки. В этот день приехало много верующих из соседних районов, которые знали, что провокаторы собираются учинить потому, что накануне — четвертого числа в Луцке и Ровно прошли митинги, на которых звучали призывы: пора уже кончать с иноземцами на Почаевской горе, пора идти их изгнать! Люди услышали и приехали поддержать нас. Съехались казаки из Винницы, из Киева. Запорожские и Крымские казаки уже заявили, что они просто приедут и будут нести караул в лавре, чтобы помочь и защитить ее.
Вы знали о готовящемся решении областной Рады?
Ничего не знали, это для нас было внезапно. У меня на руках есть текст этого решения Рады, где говорится о том, что распоряжение кабинета министров Украины о выводе зданий Почаевской лавры из состава Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного музея-заповедника «ликвидирует возможность украинизации лавры и создает условия для ее перехода во власть Московского Патриархата, что фактически соответствует признанию духовной иерархии Русской Православной Церкви над Духовной Святыней Украины». Все это «противоречит национальным интересам Украины, не способствует межконфессиональному согласию и противоречит курсу на евроинтеграцию Украины». Тернопольской областной Радой принято постановление, противоречащее решению кабинета министров, причем, что примечательно, в пятом пункте этого документа говорится о необходимости придать Почаевской лавре статус «Национальной Духовной Святыни Украины».
Казаки откликнулись на события в лавре основательно и оперативно. Приехал казачий атаман со всем генералитетом, которых увидели боевики УНА-УНСО и это, видимо, охладило их пыл. Казаки вызвали спецподразделение «Беркут», которое подтянулось к Лавре, потому что они видели толпу пьяных людей с кусками арматуры в руках. Их было около восьмидесяти человек, многие с женами и детьми. Женщины старались спровоцировать наших сотрудников, цеплялись к ним, почему там-то закрыто? Почему здесь не так? Наши паломники и казаки поняли, что их провоцируют. В целом, их присутствие сыграло свою очень значимую роль. В Почаеве есть предание, что когда Богдан Хмельницкий в 1643 году готовился к сражению с поляками, он пришел к Преподобному Иову за благословением. Преподобный Иов преставился десятого сентября, а пятого октября, по благословению преподобного Хмельницкий одолел врагов, и поляки заключили с ним мирный договор во Львове, за три года до Переяславской Рады. Поэтому для нашего казачества этот день — особенный.
Обстановка в Почаеве сейчас тревожная. Когда приезжают казаки, то люди вздыхают с облегчением: появилась защита. Власти нам говорят — будьте спокойны, а как мы можем быть спокойны? В Тернополе забрали храм и выгнали епископа, в Луцке забрали, в Ровно забрали, а вы-то где были? Как же мы можем оставаться спокойными?
Записала Ольга Кирьянова