Дело, аналитический еженедельник | А. Жуков | 27.10.2003 |
Осколок набеговой культуры
На самом деле в основе противостояния, насчитывающего несколько веков, лежат цивилизационные различия. Россия — это цивилизация земледельцев. А у отдельных народов, населяющих Северный Кавказ, сложилась набеговая цивилизация. Чеченцы представляют из себя осколок великой набеговой культуры.
Большая часть народов данного типа, известных из истории, уже не существует. Но горы Кавказа оказались идеальным убежищем, позволившим сохраниться ментальным и культурным основам набеговой цивилизации. Они не дали чеченцам полностью ассимилироваться. Тому есть множество примеров.
Вот чисто бытовой пример. У всех кавказских народов — богатая кухня. У чеченцев же она чрезвычайно скудная. Они не гурманы. Горец в набеге просто не может себе позволить быть гурманом. Фактически единственное чеченское блюдо — жижик-галныш: вяленое мясо и нарезанная полосками лапша, заваренные в кипятке, а также соус на основе кипятка, соли и запаренного чеснока. Все ингредиенты полезны, компактны и легко перевозятся на большие расстояния.
Вот пример из области фольклора. Основным драматургическим противостоянием чеченского фольклора является противостояние сильного и слабого. У оседлых же народов сталкиваются добро и зло. У чеченцев сильный всегда прав, а слабый — не прав. У нас же правда — на стороне добра.
Наконец, возьмем архитектуру. Чеченские башни построены в самых недоступных местах кавказских гор. Они способны выдерживать многомесячную осаду. Чеченец поднимает на башню жен, детей, коз. Ест и пьет, не испытывая особых затруднений.
Все это специфика именно чеченцев. На Кавказе живут десятки, если не сотни, народов и народностей, но подавляющее большинство включились в земледельческую или скотоводческую культуру. Их психологический тип поменялся в соответствии с практикой ведения хозяйства. Только невежественный человек может представить себе, что осетин, являющийся христианином или являющийся осколком нохчи — чеченского народа, но при этом давно живущий на равнине, ингуш и собственно чеченец как таковой одинаковы или хотя бы похожи друг на друга.
Только глазу европейца не видны различия. Но кавказцы даже по стилю ведения машины могут определить, кто находится за рулем — осетин, ингуш или чеченец.
Казачьи кордоны и ассимиляция
В противостоянии с Чечней не стоит искать религиозных корней. Упор на религию в данном вопросе — величайшая ошибка, основанная на провокации. На желании столкнуть христианские и мусульманские народы. Ислам практически не влиял на логику столкновения народов России и Чечни.
Ислам пришел на Северный Кавказ не так уж давно — в XIV—XV вв.еках. В Чечню — еще позже. Более того, он пришел туда в специфическом, сильно переработанном виде, претерпев давление со стороны местных обычаев — адатов. Мулла, например, до последнего времени значил там очень мало. Гораздо большее воздействие на тейп имел старейшина, что в общем-то противоречит шариату.
Основа чеченского менталитета — режим кровной мести. Это не право, а обязанность. Будь ты хоть профессор консерватории, но, если не исполнишь обряд кровной мести, окажешься изгнан из тейпа.
Причем месть может совершаться в отношении мусульманина. По шариату же, мусульманин не имеет права убить мусульманина. Это самый тяжкий грех. А по законам адата — пожалуйста.
Русские люди исторически страдали именно от проявлений набеговой культуры чеченцев, а не от религиозного противостояния. В результате было выработано два возможных варианта решения чеченского вопроса.
Первый — это казачьи поселения вдоль естественных рубежей. На равнину были вытащены и ассимилированы сильные чеченские тейпы. В результате появился естественный буфер между горной Чечней и Россией. В ходе набега горцам надо было пройти сначала своих, потом казачьи кордоны, а затем с добычей снова вернуться назад сквозь эти препятствия. Это было практически невозможно.
Таким образом, к началу ХХ века проблема была практически решена. Хотя горная Чечня формально пребывала в составе Российской империи, реально Петербург ею не управлял. Он просто отгородился от нее.
Второй вариант решения продемонстрировал Сталин 23 февраля 1944 г. Это была депортация чеченского народа в другие социальные и географические условия. Сталин как горец прекрасно понимал, что социум быстро разрушается в иной обстановке. Горы для чеченцев — это мир и вселенная. Вне гор все становится по-иному.
Но сталинский вариант не стал окончательным решением чеченского вопроса. Уже через несколько лет после смерти Сталина на родину стали возвращаться первые чеченские семьи, а в конце 50-х — начале 60-х гг. возвращение приняло массовый и необратимый характер.
Эхо в горах носится сто лет
Интересно, что дома изгнанников все это время практически оставались нетронутыми. Ни один кавказский народ не вошел на территорию чеченцев. Народная мудрость — коллективная и интуитивная — сильнее любых административных решений.
Ты не имеешь права сделать другому плохо, поскольку это вернется к тебе. Ты не имеешь права выругаться. Ты не имеешь права выстрелить просто так, потому что, согласно чеченской поговорке, эхо в горах носится сто лет.
На равнине все это трудно понять и принять. Здесь можно накуролесить, а завтра — попросить прощения. А в горах одно только замирение после кровной мести продолжается несколько недель. Собираются старейшины, приносят в жертву барана, танцуют зикр, говорят, расходятся, потом снова собираются и говорят…
Люди, которые начинали войну с российской стороны, не понимали всего этого. Они не понимали смысла поговорки относительно эха. Не представляли себе, как легко начать и как тяжело завершить.
Важно отметить и другое. Чеченцы — молодой народ, пассионарный народ, если пользоваться термином Льва Гумилева. Несмотря на все ужасные военные годы, население Чечни увеличилось. В условиях, когда нет пищи, воды, света, женщины продолжали рожать. Они все прекрасно знали о способах контрацепции, но рожали. Потому, что хотели детей.
Чеченцы выстрадали право на независимость. За последние триста лет они ни разу не прогнулись, не дали права говорить о себе как о людях, предавших свою национальную культуру, свой образ жизни.
Сколько угодно мы можем с этим образом жизни не соглашаться. Лично мне он может категорически не нравиться. Но дает ли мне это право заставлять кого-то жить так, как живу я?
Разделительная линия
Глубочайшее заблуждение — представление об однородности чеченского общества. На самом деле оно делится на два принципиально разных народа — равнинный и горный. И решение проблемы зависит от нашего понимания данного вопроса.
Равнинный народ смирился с пребыванием в составе России. Но по отношению к горному народу военный путь решения проблемы показал свою полную бесперспективность. Ведь за десять лет ничего не изменилось. Только линия фронта проходит теперь ближе к Москве. А так все то же самое: кровная обида — режим кровной мести — появление шахидок — появление смертников на «Камазах» и т. д.
Не хотел бы брать на себя функции оракула, но мировая практика последних столетий выработала механизм решения подобных проблем. Промежуточным способом решения проблемы, наверное, стало бы создание некой зоны (мятежной, резервационной?), про которую мы могли бы сказать, что она представляет собой территорию России, однако управлять ею мы не способны.
Контуры этой зоны легко определимы. По ее периметру необходимо выстроить жесткую линию разграничения с двумя-тремя контрольно-пропускными пунктами на манер тех, которые существуют на государственных границах. Тем людям, что остаются в пределах зоны, предоставляется право жить по собственным законам.
Что будет происходить дальше, прописать сложно. Но при мудром и дальновидном управлении напряжение на разделительной линии могло бы уменьшаться. Хотя после того, что случилось за последние десять лет, на смягчение напряжения уйдут не годы, а десятки лет. Должны смениться поколения.
Обустроить, по моим оценкам, понадобиться 260 км разделительной линии. В среднем полноценное обустройство 1 км такой линии — $ 1 млн. Соответственно, всего понадобится порядка $ 260 млн. Для сравнения заметим, что сегодня один день пребывания Чечни в составе России обходится бюджету в $ 15 млн. То есть цена создания разграничительной линии — это примерно 20 дней войны.
Но для выхода из кризиса ничего не делается потому, что Чечня стала разменной монетой при проведении больших политических акций. С ее помощью можно поднимать свой рейтинг. Кроме того, из бюджетных денег, идущих на Чечню, «откат» составляет порядка 15−30%. Иначе говоря, цена вопроса — до $ 5 млн. в день. Это хороший бизнес. Кто же захочет его терять?
В России остались непобежденными отнюдь не чеченский сепаратизм и не терроризм. В России не побеждена коррупция.
Жуков Александр Анатольевич — шеф-редактор международного телевизионного агентства «Новые коммуникации» (СПб), специализирующегося на проведении съемок в горячих точках — Чечня, Югославия, Таджикистан, Нагорный Карабах, Южная Осетия и др. Сотрудничает с ведущими телевизионными компаниями мира. Работает в Чечне с 1990 г. Лично общался с Дудаевым, Яндарбиевым, Удуговым, Басаевым и др.