Русская линия
Газета.GZT.Ru Игорь Потапов,
Антон Долин
24.10.2003 

Мел Гибсон распял Христа

Скандалы вокруг нового фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы» до определенного момента мешали этой противоречивой картине найти дистрибьютора даже на родине. Теперь нашлись смельчаки, готовые выпустить фильм на экраны к Великому посту 2004.

Мел Гибсон не только американская звезда. 1, но и обладатель «Оскара», настоящий триумфатор 1995 года, когда эпическая сага о шотландских борцах за независимость 'Отважное сердце' принесла десять номинаций на главную американскую кинопремию, которые обернулись пятью статуэтками. В частности, одну Гибсон получил как лучший режиссер года, а вторая утвердила за его картиной право называться лучшим фильмом.

В этих обстоятельствах вроде бы странным кажется факт, что следующий фильм Гибсона не мог найти дистрибьютора для проката в США на протяжении более чем полугода после окончания съемок и монтажа. При том что тема выбрана более чем популярная: страсти Христовы. Так фильм и называется.

Впрочем, нельзя сказать, что Гибсон пошел по проторенной дороге, которую прошли уже многие — от Франко Дзефирелли до Пьера Паоло Пазолини. Свой нетрадиционный подход он продемонстрировал в выборе языка: фильм снят на латыни, иврите и арамейском, а в кинотеатрах пойдет с субтитрами. Снималась картина в Италии. Состав актеров самый что ни на есть интернациональный. Роль Иисуса Христа досталась молодому американцу Джеймсу Кавиезелю (в момент начала съемок ему как раз исполнилось 33 года). Марию сыграла румынская актриса Майя Моргенштерн, а Марию Магдалену — франко-итальянская секс-дива Моника Белуччи. Роль апостола Иоанна исполнил болгарин Христо Живков. Вообще, роли распределены оригинально — например, в числе персонажей не указаны остальные ученики Христа, зато есть пять старейшин-фарисеев и даже жена Понтия Пилата.

Самым же, безусловно, интересным героем фильма окажется Сатана, которого сыграла родная дочь Адриано Челентано, очень на него похожая Розалинда Челентано. Оператором фильма стал известный мастер камеры Калеб Дешанель, а музыку написал Джеймс Хорнер — один из главных голливудских кинокомпозиторов, создавший музыку к «Титанику». Все это Гибсон профинансировал из собственного кармана (по некоторым данным, «Страсти Христовы» стоили всего 20−25 млн. долларов). Фильм был произведен на основанной Гибсоном студии с симптоматичным названием Icon (то есть 'Икона') Productions.

Несмотря на то что большинство критиков не видели фильма, «Страсти Христовы» оказались в центре крупного скандала, связанного с трактовкой Нового Завета. Пессимисты уже вспомнили яростные атаки религиозных деятелей на картину Мартина Скорсезе 'Последнее искушение Христа', где Спаситель был показан подверженным вполне плотским слабостям. На этот раз первыми с критикой картины Гибсона выступили представители двух влиятельных в США еврейских организаций — Антидиффамационной лиги и Центра Шимона Визенталя. По словам директора первой, на основе сценария картины можно утверждать, что иудеи показаны Гибсоном в качестве 'единственных виновников распятия Христа', а потому показ фильма может вызвать волну антисемитизма.

К обвинениям в возможном антисемитском характере фильма присоединилась Американская конференция католических епископов. Она напомнила, что семья Гибсона принадлежит к приверженцам ультраконсервативного течения в католицизме, которые отказываются признавать главенство Ватикана и выступают против решений Второго Ватиканского собора 1965 года (официально освободившего евреев от обвинений в убийстве Христа).

Оценка еще не выпущенного в прокат фильма расколола американскую прессу — в частности, газета The New York Times вызвала гнев Гибсона, процитировав 85-летнего отца актера, который утверждает, что массового уничтожения евреев во Второй мировой войне не было. На защиту картины, в свою очередь, встала New York Post, где утверждалось, что 'еврейский народ достаточно натерпелся за много столетий и сможет вытерпеть и этот фильм'.

Сторонники Гибсона также обнаружились как среди христиан, так и среди иудеев — тех, кому посчастливилось посмотреть фильм. Влиятельный канадский кинокритик, по совместительству бывший глава ортодоксальной еврейской общины Сиэтла, Майкл Медвед, отозвался о картине Гибсона как о 'лишенной и тени антисемитизма', а председатель Национальной евангелической ассоциации США Тим Хаггард охарактеризовал этот фильм как 'наиболее аутентичную из всех трактовок Евангелия'. Наконец, о фильме одобрительно высказался глава Ватиканской комиссии по общественным связям архиепископ Джон П. Фоли.

Накал страстей привел к тому, что от организации проката картины в США отказались все крупные дистрибьюторы. В конце концов рискнуть решила независимая студия Newmarket, занимавшаяся распространением в Штатах таких фильмов, как 'Донни Дарко' Ричарда Келли или 'И твою маму тоже!' мексиканца Альфонсо Куарона. По словам самого Гибсона, премьера 'Страстей Христовых' назначена на 25 февраля 2004 года — так называемую Пепельную среду первой недели Великого поста


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика