Русская линия
Росбалт Ольга Осиновская24.10.2003 

«Бедный, бедный Павел»

Режиссер Виталий Мельников представил в Петербурге свою новую работу — фильм «Бедный, бедный Павел», приуроченный к
300-летию Санкт-Петербурга. На съемки картины, в которой повествуется о судьбе Российского императора Павла I, о заговоре
против него и убийстве самодержца, Министерством культуры РФ был выделен 1 миллион долларов. Киностудия «Ленфильм» также
потратилась на аналогичную сумму. В результате получилась эпохальная картина, события которой, разворачивающиеся в
Петербурге на рубеже XVIII—XIX вв.еков, многим зрителям невольно напоминают современность. «Я снимал кино о человеческой
трагедии, не задумываясь о значимости картины в историческом контексте, — заявил на пресс-конференции, предшествовавшей
премьере фильма „Бедный, бедный Павел“, режиссер Виталий Мельников. — Тем более я не думал о дне сегодняшнем. Но многое в
российской истории развивается по кругу, события повторяются по спирали, а потому параллели с настоящим получились сами
собой».
«По сюжету фильма мы должны были снимать строящийся Михайловский замок, и это должно было выглядеть убедительно, —
рассказывает Мельников. — Думали-гадали, как это сделать, уже готовы были перенести сцены в интерьеры замка, но тут грянула
предъюбилейная реконструкция, за короткое время Михайловский замок превратился в стройку, был вскрыт фундамент, везде
появились строительные леса. Только мы отсняли материал, как растаял снег, и вся иллюзия строящегося здания пропала».
В фильме много того мистического и тайного, что до сих пор окружает фигуру самого загадочного российского самодержца.
«Когда-то Наполеон назвал императора Павла „русским Гамлетом“, — говорит Мельников. — И я не знаю ответ на вопрос, какой
правитель был бы в то время нужен России, потому показываю Павла I как человека, со всеми его эмоциями и поступками, а если
возникала какая-то более масштабная многозначность — я только рад этому».
«Я заболел, играя Павла! — эмоционально восклицает исполнитель главной роли Виктор Сухоруков. — Историки рассказывают про
какие-то кашне и табакерки, которыми якобы было совершено убийство, а на самом деле цирюльники два дня не моги собрать даже
лица императора, на похоронах на Павла нахлобучили какую-то шапку, так что невозможно было разглядеть лица, а саркофаг
поставили так высоко, что увидеть тело не представлялось никакой возможности. Неужели все эти следы, которые так неуклюже
скрывали, нанесены шарфом?!».
Роль «антипода» главного героя — главаря заговорщиков графа Палена — исполняет Олег Янковский, отметивший, что на съемочной
площадке царил дух единения. «Нас всех захватил процесс, мы увлеклись, нас объединяла одна и та же цель, мы даже думали
едино — и это было радостно», — рассказал актер. «На самом деле Олег Иванович всё время ходил по съемочной площадке, курил
свою трубку и лишь жестами — одобряющими или нет — корректировал происходящее, — добавляет Сухоруков. — Однажды я выхожу в
мундире Павла, весь затянутый-перетянутый, а Янковский смеётся: «Молодой Смоктуновский!», а я в ответ: «А до старого мне не
дожить!».
Сухоруков настолько вжился в роль, что говорит о Павле в первом лице. «Не верьте тому, кто скажет, что я забаррикадировал
дверь в спальню и прятался за каминной доской в ночь убийства! Ничего этого не было!, — почти кричит актёр. — Не было
потому, что я знал о заговоре, знал, кто сейчас войдет в дверь, и ждал, что вот-вот это случится: войдет человек, которому я
доверял больше, чем себе, который в курсе всего происходящего, который распоряжается даже императорской гербовой печатью.
Войдет и укажет на заговорщиков, прекратит весь этот фарс. Но этого не происходит — тот, кому я настолько доверял, предаёт
меня.
Чем дальше в фильме развивались события, тем больше я, человек аполитичный, пытался понять, почему между близкими, родными
людьми происходят самые страшные предательства! Это в наши годы мы, воспитанные в духе атеизма, не придаём значения таким
вещам, как предательство, а в те годы люди жили в вере! «Бедный, бедный Павел» — фильм о предательстве».
Съемки картины проходили в Гатчине, Пушкине и Павловске, некоторые сцены снимались на дамбе, свою роль исполняет и
Санкт-Петербург, представший в фильме застывшим и холодным, враждебным Павлу городом, от которого тот бежит, пытаясь
укрыться в своём замке.
Великолепны костюмы Ларисы Конниковой, напоминающие своей пышностью и блеском карнавальные и настолько не свойственные
нынешнему аскетичному «Ленфильму». А, по признанию самого режиссера, «женский» актёрский состав (Мария Федоровна — актриса
Оксана Мысина, Анна Лопухина — актриса Юлия Маврина) был взят на роли вообще без проб, что никак не отразилось на картине.
«Мои женщины великолепны!», — констатирует «Павел I».
Несмотря на то, что официальная премьера «Бедного, бедного Павла» состоялась только 22 октября, фильм уже был показан на
нескольких кинофестивалях и успел получить немало наград: он отмечен главным призом Международного фестиваля продюсерского
кино России и Украины в Ялте, на «Кинотавре» получил приз за музыку, написанную для фильма петербургским композитором
Андреем Петровым. Кроме того, на кинофестивале в Благовещенске фильм получил три награды: за лучшую режиссуру, лучшую
мужскую роль и приз от губернатора Амурской области. «Бедный, бедный Павел» был также представлен в Венгрии в рамках Недели
российского кино, а вскоре ему предстоит побывать в Нью-Йорке на ретроспективном показе, посвященном 85-летию «Ленфильма».
Единственный просмотр в Москве состоялся 27 августа — в День российского кино — в столичном Доме кино. «Фильм был принят
великолепно! — считает Виктор Сухоруков. — Показ прошел в полной тишине и ведре слёз, после чего — в бурных аплодисментах».
Киноповествование о человеческой драме императора Павла начинается оптимистичными словами главного героя — «Настали времена
правления мужеского и рыцарского!», ведёт зрителя сквозь череду доносов, лжи и предательства, представляя на суд зрителя
одну из самых мрачных страниц российской истории, и заканчивается словами «злого духа» Палена, возвращающегося после
убийства императора и разговаривающего с возницей: «А потом будет двадцатый век…». «А что потом?», — интересуется тот.
А потом будет век нынешний, в котором зритель фильма «Бедный, бедный Павел» сможет увидеть в убитом два века назад
императоре несчастного, всеми обманутого человека.

Ольга Осиновская, ИА «Росбалт»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru