Русская линия | Валентин Лебедев | 24.10.2003 |
Как известно, до октябрьской катастрофы православная церковь России являлась крупнейшим собственником земель. Государство неоднократно посягало на церковную собственность: при Иване III, при Екатерине II. Большевики подошли к вопросу радикально, разумеется, при них вопрос о любых правах Церкви и верующих был, мягко говоря, неактуален.
Как ни удивительно, после крушения советской власти большевистская концепция отношений с Церковью нашла себе сторонников в лице тех, кто громче всего выступал против коммунистической идеологии. Несмотря на существование вполне приемлемого Закона о свободе совести, закона вполне адекватного, учитывающего, по крайней мере, реальности российского общества, до сих пор реальное осуществление прав верующих, прав традиционных конфессий, прав Церкви сталкивается с рядом препятствий. При принятии нового земельного кодекса не были учтены законодательно закрепленные права верующих граждан, права религиозных общин.
Церковная собственность, церковная земля, насильственно отчужденная большевиками в попрание всех мыслимых прав и законов, до сих пор не возвращена. Подчеркнем, что Русская Православная Церковь не претендует на возврат всех своих земельных угодий. Речь в данном случае идет об участках, занятых храмами, монастырями и другими церковными структурами — хозяйственными, административными, образовательными и прочими учреждениями. Согласно действовавшему до сих пор законодательству, верующие пользовались этими участками в большинстве случаев на праве безвозмездного бессрочного пользования. Такой юридический статус являлся по сути компромиссным, учитывающим как реальные права, интересы и возможности верующих, так и формальные требования либералов, унаследованные ими от советской власти: хотя верующие и пользовались храмами и земельными участками, последние все же оставались в государственной собственности. Подобная практика защищалась Федеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях, согласно которому передача религиозным организациям земельных участков, относящихся к храмам и другим объектам религиозного назначения, осуществляется безвозмездно. Кроме того, в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.01 г. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» также предусмотрена возможность бесплатной передачи в собственность религиозным организациям храмов и иных объектов религиозного назначения, с относящимися к ним земельными участками.
Между тем, введение в действие нового Земельного кодекса грозит возможностью серьезного нарушения и прав верующих граждан, и защищающего эти права законодательства. Дело в том, что в соответствии с новым Кодексом на указанном праве земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Все остальные юридические лица обязаны в срок до 1 января 2004 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность по своему желанию. Говоря русским языком, верующим придется выкупать землю под церквями, либо платить за нее аренду.
Кроме того, по новому Земельному кодексу религиозные организации устраняются от решения вопросов, связанных с использованием земли и подготовкой соответствующих решений, в том числе, касающихся предоставления земельных участков для нового строительства (такое право оставлено только за гражданами и общественными объединениями). То есть к вопросу выделения земельных участков может иметь отношение, скажем, союз филателистов, общество спасения на водах или кружок любителей интегральной йоги, но не крупнейшая из традиционных конфессий.
Очевидно, что применение нового Кодекса серьезнейшим образом нарушает вышеприведенные положения действующих законов и постановлений, ревизия которых, а особенно — принятого с таким трудом Закона о свободе совести, чревата далеко идущими последствиями. Нет нужды говорить, что бабушки в нищих деревнях физически не смогут ни выкупать землю, ни платить за нее аренду. Также всем известно, что цена земли, например, в московском центре достигает немыслимых сумм. Возникает вопрос: если верующие окажутся не в состоянии платить по рыночной цене — пойдут ли их храмы с молотка?! Строго говоря, действуя по закону, если он не будет изменен, именно так и должно будет случиться. И что, верующие будут спокойно смотреть, как храм идет под снос, чтобы освободить место для нового отеля, ресторана, казино, как храм — «памятник истории и архитектуры» — приобретает у Госкомимущества другая, более состоятельная конфессия?! Подобная перспектива смотрится, как кошмарный сон; но не надо забывать, что в нашей стране некоторые сны имеют свойство сбываться. Сама возможность «законного» поступления церковных зданий, церковной земли в свободную продажу, очевидно неприемлемая и не могущая быть терпимой есть неизбежное следствие того самого постсоветского, «либерального», эгалитаристского подхода к вопросам веры и прав верующих граждан, подхода, предпочитающего реальным людям, реальной вере, реальной стране абстрактные построения, не имеющие никакого отношения к защите чьих бы то ни было реальных прав.
Симптоматично, что сам факт появления нового Кодекса вызвал откровенную радость некоторых «специалистов по религии», воспринимающих Русскую Православную Церковь как исключительно «экономический субъект», некий комбинат по оказанию ритуальных услуг. Известно, что подобный подход активно применялся, например, в нацистской Германии, вожди которой, не имея возможности осуществлять в отношении традиционных немецких конфессий открытые репрессии, были тем не менее крайне заинтересованы в снижении их влияния Важнейшей составляющей осознанной стратегии нацистского государства по отношению к крупнейшим конфессиям Германии являлось налогообложение церквей в качестве обычных субъектов экономики. Пагубные последствия подобного подхода для сегодняшней России проиллюстрированы выше. Более того, нашлись желающие упрекнуть руководство Церкви в том, что оно, дескать «недостаточно активно лоббировало свои интересы».
Говорить так — значит понимать глубочайшее непонимание природы православной веры, православной Церкви, православной страны. Долг защиты прав и интересов верующих, прав и интересов Церкви возложен, в соответствии с соборно принятыми Основами социальной концепции РПЦ именно на верующих мирян, к какой из адекватных политических партий они бы не относились. Для того, чтобы защищать свои права, требовать соблюдения законности, приведения новых законов в соответствие с действующей правовой базой, нет нужды ждать каких-то «указаний сверху». Наши храмы созидались верующими и для верующих; в церковной земле лежат кости десятков поколений наших православных предков. То, что сейчас находится в юрисдикции государства, было отобрано большевиками — с беззаконием, с насилием, с кровью. Уходя, они оставили нам руины. За прошедшие годы верующим России удалось поднять многое. Теперь раздаются голоса, призывающие нас выкупать наши же храмы, нашу же землю в церковной ограде «хотя бы за символическую плату». Подобная плата была бы воистину «символичной»: ясно давала бы понять, чего в таком случае будут стоить в России слова о чести, о законе, о праве. Рассуждая здраво, скорее уж государство могло бы возместить Церкви хотя бы символическую плату за многолетнее пользование награбленным. Можно предположить, что следующей препоной на пути восстановления справедливости станут предложения о какой — нибудь «компенсации расходов на аренду культовых зданий и прилегающих участков из местных или региональных бюджетов»; подобный механизм, будучи воплощенным, послужил бы роскошным орудием для злоупотреблений и давления на верующих чиновников разного уровня.
Права верующих — это права граждан. Сегодня на защиту гражданских прав, на защиту прав верующих на свои святыни выступили представители разных политических партий. Депутатами от «Народной партии», с которой Союз Православных Граждан сотрудничает самым тесным образом, и «Единой России» Геннадием Райковым, Владимиром Володиным и другими, сенаторами В. Гореглядом и И. Стариковым внесен законопроект, предполагающий внесение в Земельный кодекс изменений, приводящих его в соответствие с действующим законодательством. Предлагаемые изменения и дополнения позволят устранить имеющиеся противоречия между земельным законодательством и законодательством о религиозных организациях (объединениях), четко определить статус земель, уже находящихся в пользовании религиозных организаций, сформировать общие для региональных законодателей принципы в сфере регулирования оборота земель религиозных организаций, обеспечить их право на участие в решении земельных вопросов. Таким образом мы видим, что не «руководство Церкви лоббирует свои интересы», но государственно мыслящие политики понимают значение Церкви и недопустимость нарушения закона и права. Эти политики спорят по многим вопросам, отстаивают позиции своих партий, но в деле защиты веры, в деле защиты права они едины. Мы уверены, что и в будущей Думе будут достойно представлены те политические силы, которым небезразличны права религиозного большинства.
http://rusk.ru/st.php?idar=1000651
|