Итоги | Денис Бабиченко | 23.10.2003 |
В том, что глава по преимуществу христианской страны общается, к примеру, с Папой Римским (очередная встреча пройдет уже в ноябре), нет ничего удивительного. А вот настойчивое желание Москвы получить статус ассоциированного члена или по меньшей мере наблюдателя в ОИК — это в политическом смысле уже нечто революционное. Тем более что согласно уставу ОИК в ней могут состоять страны, где ислам является господствующей религией, а глава государства — правоверным мусульманином. Менять веру Владимир Путин, разумеется, не собирается, сближение России с ОИК имеет исключительно прагматические цели.
В наличии серьезных трений между Россией и, как принято говорить, «определенными силами в исламском мире» сомневаться не приходится. Накануне визита (второго за последние три месяца) Владимира Путина в Малайзию высокопоставленный представитель его администрации отметил, что Москву, в частности, весьма заботит вопрос «о финансировании терроризма из разных исламских неправительственных фондов». То, что разговор на эту взрывоопасную тему состоялся именно в Малайзии — стране, закупающей для своих ВВС российские истребители и при этом не имеющей с Россией регулярного авиасообщения, да к тому же приютившей семью лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова, — весьма показательно. Смысл столь резкого усиления «мусульманского» направления в российской внешней политике очевиден: влиятельные в исламском мире силы необходимо убедить в том, что Россия им не враг.
Напомним, что Москва неоднократно заявляла о намерении поучаствовать в работе ОИК. Последний раз о желании более близкого сотрудничества Владимир Путин заявил как раз во время официального визита в Малайзию в августе. И все же в Москве не ожидали, что приглашение к сотрудничеству последует практически моментально. Причем речь зашла не только о простом посещении Путиным саммита глав государств, в общей сложности представляющих 1 миллиард 300 миллионов жителей планеты, но и о двух престижнейших по протоколу ОИК действах — выступлениях на открытии и закрытии сессии. Дипломатический прорыв? Скорее начало продвижения на «мусульманском» направлении, качественно новый шаг в решении как внутренних, так и внешнеполитических российских проблем.
Мусульман в России как-никак 20 миллионов. И потому налаживание хороших отношений с внешним исламским миром после долгих лет отчуждения — сначала из-за событий в Афганистане, а затем в Чечне — немаловажно и для решения внутрироссийских проблем. Еще в декабре прошлого года в МИД России впервые была введена должность посла по связям с ОИК. В том числе и по этой причине в речи Путина участие нашей страны в организации названо «не просто жестом, а дальновидным и стратегически ориентированным решением». В свою очередь ОИК стала одной из двух зарубежных организаций (вторая — Лига арабских государств), направившей наблюдателей на недавние президентские выборы в Чечне. Высокая оценка, данная представителями исламских стран, дорогого стоит. В конце концов именно от понимания правительствами и влиятельными общественными институтами истинных причин происходящих в Чечне событий зависит прекращение финансовой и иной подпитки сепаратистов на Северном Кавказе. Правда, в ходе нынешнего визита «чеченский фактор» чуть было не обернулся конфузом. В состав российской делегации лишь в самый последний момент был включен новоизбранный президент Чечни Ахмат Кадыров. За день до отлета предполагалось участие в форуме только муфтия Северного Кавказа. (Помимо упомянутых высокопоставленных мусульман, в составе делегации также были президенты Кабардино-Балкарии и Башкирии Валерий Коков и Муртаза Рахимов, председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, министр имущественных отношений Фарит Газизуллин и замглавы президентской администрации Джахан Поллыева, появлявшаяся на публике в исламской форменной одежде — черном шелковом платке на голове.)
Второе стратегическое направление — усиление собственных позиций на западном направлении, в том числе и через обретение доверия исламских государств. Речь идет, например, о реальной возможности стать арбитром в споре исламского мира и не терпящих возражений лидеров Запада, что положительно (если, конечно, не перегнуть палку) скажется на международном положении самой России. У такой позиции намного больше перспектив, нежели у банального принятия чьей-то стороны в споре.
А то, что противоречий хватает и Восток с Западом так до сих пор и не сошлись, саммит в Куала-Лумпуре подтвердил весьма наглядно. Речь хозяина встречи — премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада — вызвала громкий международный скандал. Премьер зачем-то затронул еврейский вопрос, посетовав на могущество мировой еврейской диаспоры и якобы чинимые ею мусульманам обиды. Последовавшие постфактум оправдания высокопоставленных малайзийских чиновников страстей не охладили. Эксцесс, обусловленный известной горячностью премьера? Возможно. Но и он тем не менее иллюстрирует остроту конфликта между Западом и исламским миром.
Копья ломаются прежде всего по поводу Ирака. Так совпало, что саммит ОИК проходил одновременно с голосованием в Совете Безопасности ООН по новой иракской резолюции. Голосование несколько раз откладывалось из-за несогласия США менять текст проекта документа, внося в него предлагаемые Москвой, Берлином и Парижем поправки, которые существенно расширяли роль ООН в Ираке и устанавливали четкие сроки прекращения американо-британской оккупации. В итоге, как утверждают в кулуарах СБ ООН, Владимиру Путину удалось уговорить президента Франции и канцлера Германии согласиться с компромиссным вариантом. Принятая резолюция, с одной стороны, предоставляет мандат ООН находящимся в Ираке войскам США, Великобритании и ряда других стран, что придает оккупации легитимность. С другой стороны, несколько расширяется роль ООН в послевоенном обустройстве Ирака. Кроме того, в резолюции указан срок — 15 декабря, к которому правящий иракский совет (назначен оккупационными властями) должен подготовить график принятия новой конституции и проведения выборов.
Все это, конечно, не более чем временный компромисс. Противоречия по иракскому вопросу между США с Великобританией, с одной стороны, и Россией, Францией и Германией — с другой, никуда не делись. Вашингтону не удалось добиться главного: согласия своих крупнейших партнеров помочь военной силой и финансированием восстановлению иракской экономики. Денег и солдат лидеры России, Германии и Франции дать отказались. В Куала-Лумпуре Владимир Путин объяснил почему: «Резолюция увеличивает роль и значение ООН в деле урегулирования, но все-таки это пока не создает условий для полноценного участия ООН в деле урегулирования». А потому «не созданы пока условия ни для участия наших воинских контингентов, ни для направления каких-то финансовых материальных ресурсов на восстановление Ирака». То есть помогать Джорджу Бушу решать его предвыборные проблемы (президенту США все труднее объяснять избирателям, что американские солдаты каждый день гибнут в Ираке ради мира и прогресса) без серьезных уступок со стороны Вашингтона Москва не собирается.
Россия и так немало помогает Америке в решении иракской проблемы. На саммите ОИК в Малайзии проект резолюции с требованием немедленно вывести оккупационные войска из Ирака был снят с голосования. Говорят, под давлением Турции, собирающейся послать несколько тысяч своих солдат на помощь американцам. Однако в кулуарах саммита отмечалось, что не последнюю роль сыграло и мнение российской стороны, призывавшей не раздувать конфликт.
Промежуточные итоги всей этой челночной дипломатии Владимир Путин сможет подвести уже на этой неделе. В ходе открывшегося в Бангкоке саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества состоятся двусторонние переговоры российского и американского президентов.
Владимиру Путину, видимо, удастся добиться того, что Россия станет первой преимущественно христианской страной, которая в той или иной форме присоединится к самой влиятельной в исламском мире организации.