Итоги | Константин Волков | 23.10.2003 |
Self-made Папа
Префект Священной канцелярии Ватикана кардинал Альфредо Оттавиани 16 октября 1978 года произнес с балкона собора Святого Петра традиционную формулу: Habemus Papam! («У нас есть Папа!»). Верующие, собравшиеся у собора, ожидали: вот-вот объявят имя кого-то из влиятельных итальянских кардиналов, проведших всю жизнь вблизи Святого престола. Но решение конклава было неожиданным — 263-м по счету понтификом стал не очень известный за пределами Польши архиепископ Краковский Кароль Войтыла, первый за всю историю Ватикана Папа-славянин, более того — выходец из коммунистической страны. Такой необычный персонаж, к тому же слишком молодой для звания понтифика — ему тогда было всего 58 лет, при этом спортсмен, поэт, доктор наук, владеющий семью языками, и неутомимый путешественник, неизбежно должен был вызвать повышенный интерес общества. Так и случилось: со времен Возрождения ни один Папа не привлекал к себе и к католической церкви столько внимания, как Иоанн Павел II. За те четверть века, что он выступает в роли пастыря для более чем миллиарда человек, рейтинг главы всех католиков остается неизменно высоким, а в США Иоанн Павел до 11 сентября 2001 года был популярнее самого Джорджа Буша. И хотя популярность самого понтифика и престиж католической церкви в целом не совсем одно и то же, нельзя не признать зависимость второго от первого. Ведь именно деятельность и политика нынешнего Папы, даже по признанию отъявленных атеистов, сделали католическую церковь самой современной, гибкой и терпимой к человеку нашего времени. Чего стоит тот факт, что в 80-х годах прошлого века Ватикан стал широко использовать все доступные средства массовой информации для пропаганды своих идей, главной из которых стала идея мира через межрелигиозный диалог.
О необходимости реформирования католической церкви разговоры шли с конца XV века, со времен Савонаролы. Слишком традиционалистская католическая церковь, по мнению многих, не соответствовала духу времени. Но радикальное «аджорнаменто» (в переводе с латинского — «обновление») католицизма началось только после восшествия на Святой престол в 1958 году Папы Иоанна XXIII и Второго Ватиканского собора, проходившего с 1962 по 1965 год. Именно тогда был взят «курс на либерализацию» Римско-католической церкви, в первую очередь на диалог религий и приближение церковной жизни к мирским реалиям.
Тем не менее семидесятые годы прошлого века католицизм встретил не в лучшей форме. Опустение храмов, повальное увлечение восточными религиями и мистическими практиками среди католической паствы, семинарии без студентов, «разброд и шатания» в богословской среде, призывы к пересмотру основных догматов веры в Южной Америке, всегда считавшейся опорой католицизма… И плюс к этому бесконечные финансовые скандалы в самом Ватикане, связанные с сокращением поступлений в папскую казну и фантастическим ростом задолженностей.
В такой обстановке викарием Иисуса Христа (часть титула Папы) стал Кароль Йозеф Войтыла. Сын отставного офицера и учительницы, он родился в польском городе Вадовицы 18 мая 1920 года. Поступил в 1938 году на философский факультет Ягеллонского университета в Кракове, но продолжить обучение помешала война. Работал на химическом заводе, играл в самодеятельном театре и даже, говорят, одно время колебался, что выбрать — церковь или сцену. Но, видимо, сказалось религиозное воспитание (родители были ревностными католиками), и в 1942 году 22-летний Кароль поступил в подпольную духовную семинарию в Кракове. В 1946 году был рукоположен в сан священника. После двух лет, проведенных в университетах Италии, Швейцарии и Бельгии, вернулся на родину, где стал викарием сначала в сельском приходе, а затем и в Кракове. Параллельно с этим преподавал в семинарии и в Ягеллонском университете, там он получил в 1953 году степень доктора морального богословия.
Молодой талантливый священник был замечен в Риме. В 1958 году по назначению Папы Пия XII Войтыла стал епископом, а в 1967 году Папа Павел VI возвел его в сан кардинала.
Дым над апостольской столицей
Жители римских районов, расположенных недалеко от Ватикана, могут определить, избран ли новый Папа, еще до официального объявления. После каждого голосования во дворе Сикстинской капеллы сжигают бюллетени для голосования, и если кандидат в римские первосвященники не набрал необходимого количества голосов в конклаве кардиналов (две трети плюс один), то в ворох горящих бюллетеней добавляют специальный порошок, из-за которого дым окрашивается в густо-черный цвет. Если же конклав вынес положительное решение, то дым становится белым. В октябре 1978 года столб черного дыма окрестные жители видели восемь раз. И только на девятый раз дым стал белым, как облачение Папы.
Почему избрали именно поляка Войтылу, существует много предположений. Наиболее распространенное — то, что архиепископ Краковский считался провинциалом, от которого не ждали никаких сюрпризов. Он не был похож на человека, способного вдохнуть новую жизнь в гигантский дряхлеющий организм Церкви. Правда, есть и другая точка зрения, прямо противоположная. В соответствии с ней будущий Папа привлек конклав именно своей программой действий, направленной на усиление католицизма, навыками противостояния как нацистам, так и коммунистам, знанием марксизма, коммуникабельностью и пастырским опытом, то есть всеми теми качествами, которые нужны были для обновления католицизма. Говорят, даже глава КГБ Юрий Андропов сразу оценил нового понтифика, высказавшись приблизительно в том духе, что «с ним у нас будут большие проблемы». Так и случилось. Когда в 1980-х годах антисоветское движение в Польше настолько усилилось, что Москва решила вводить войска, Папа недвусмысленно заявил, что, если советские танки войдут в Варшаву, он должен будет вернуться на родину, чтобы танки проехали и по нему. Войска так и не появились на родине Войтылы.
При Иоанне Павле II впервые за два столетия Ватикан приобрел политический вес. До того последним значительным политическим событием, на которое приглашали Папу, был Венский конгресс 1814—1815 годов. Затем на долгие 163 года римско-католические предстоятели выпали из политической жизни. Без них был заключен Версальский мир в 1919 году и прошла Потсдамская конференция в 1945-м.
При новом понтифике все изменилось. В 1984 году дипотношения с Ватиканом наладили протестантские страны, которые «обижались» на Римско-католическую церковь еще со времен Реформации. Лидеры мировых держав зачастили в Рим, причем если раньше визиты глав государств и особ королевской крови к Папе редко длились более 20 минут, то теперь они превратились в обстоятельные беседы, затягивавшиеся на часы. А посол СССР в Италии Николай Луньков специально навестил госсекретаря Ватикана кардинала Казаролли, чтобы поведать ему об исторических решениях XIX партконференции.
Немалую роль в усилении веса Ватикана на политической арене сыграла и любовь Иоанна Павла II к путешествиям. Звание «самого путешествующего Папы» он получил не зря. В различных государствах понтифик останавливался в общей сложности более 200 раз, а количеству посещенных им стран может позавидовать и Федор Конюхов. Папа приложил немало усилий, чтобы объединить католиков в Юго-Восточной Азии, и выступал с трибуны в Гаване вместе с Фиделем Кастро против торгового эмбарго, наложенного США на Кубу. Причем Раб рабов Божьих (тоже часть титула) не ограничивается посещением только католических или христианских святынь. Во время визита в Сирию он посетил Омейядскую мечеть в Дамаске, четвертую по значению святыню ислама. Кстати, несмотря на то что сам Иоанн Павел стал жертвой мусульманского фанатика в 1981 году, когда турок Али Агджа тяжело ранил его в живот во время общения с паломниками на площади Святого Петра, понтифик по-прежнему активно призывает к межрелигиозному диалогу. Папа оказался среди представителей мировой элиты, которые выступили против войны в Ираке, и его строгая позиция помогла, как считают многие политологи, предотвратить новый крестовый поход против ислама. А во время визита в Астану в 2001 году он призвал «христиан и мусульман вместе усердно молиться Единому Всемогущему Богу о том, чтобы благо мира могло воцариться на планете».
Как известно, молимся не только мы, за нас молятся еще и святые на небесах. Что касается канонизации и беатификации, то есть причисления к лику блаженных, как называют это католики, то Иоанн Павел и здесь в числе первых. За время своего понтификата он провозгласил около 1800 святых и блаженных. Хотя не всегда решения Папы о беатификации встречают однозначную поддержку. Например, немало споров вызвало причисление к лику блаженных 233 мучеников, погибших во время гражданской войны в Испании. Противники такого решения апеллировали к тому, что обе воевавшие стороны, коммунисты и фашисты, если и имеют отношение к религии, то уж скорее к дьяволу, нежели к Богу. Но мнение понтифика пересилило.
Помимо международной деятельности и канонизации святых, Иоанн Павел II рекордсмен по числу извинений. Подсчитано, что он попросил прощения от лица католической церкви 94 раза. Самым известным стало послание Mea Culpa («Моя вина»), с которым понтифик выступил в 2000 году. Тогда он попросил прощения у Бога и людей за действия католической церкви в отношении еретиков и вольнодумцев, за религиозные войны, нетерпимость и «за враждебность и недоверие многих христиан к евреям». Именно благодаря Папе Римско-католическая церковь реабилитировала Джордано Бруно, Яна Гуса и Галилео Галилея, а также пересмотрела свои взгляды на инквизицию.
Электронная церковь
Благодаря понтифику католическая церковь имеет огромное количество интернет-сайтов. В 1999 году был отменен эдикт, запрещающий использование Интернета католическими монахами, а в 2001 году появился святой — покровитель Интернета. Им стал Исидор Севильский, написавший в VII веке первую универсальную энциклопедию. Впрочем, Интернетом дело не ограничивается. Во многих странах активно издаются книги, написанные Папой. На прошлой неделе его двухтомник, где собрано все, что принадлежит перу понтифика, от проповедей и богословских эссе до стихов и пьес, был презентован и в России. Не осталось в стороне и «важнейшее из искусств». Наряду с выпуском собственных фильмов на религиозные темы, которые Ватикан собирается представлять на различных кинофестивалях, постепенно смягчается отношение и к светскому кино. Так, католические эксперты выступили в защиту Гарри Поттера, заявив, что не видят в этом фильме никакой чертовщины. Не такой резкой стала и реакция на откровенно антикатолические фильмы, такие, как «Стигматы» или «Брюс всемогущий».
Увы, многие специалисты в области религии, признавая несомненные заслуги Папы, тем не менее приходят к мысли, что католическая церковь по-прежнему переживает кризис. В духовной сфере католицизм держится в значительной степени за счет римского первосвященника. Харизматичность позволяет ему придерживаться строгих принципов во внутрицерковной жизни несмотря на то, что многие из них подвергаются сомнениям. Так, понтифик однозначно высказывается за целибат (безбрачие священников), при том что это удерживает от принятия сана многих молодых людей и, по мнению некоторых психологов, может служить причиной педофилии. Также Иоанн Павел однозначно против абортов, использования презервативов, добрачных половых связей, контроля над рождаемостью, разводов и много чего еще. И если запрет женщинам принимать сан вызывает скорее одобрение большей части паствы, то запреты в брачно-половой сфере отпугивают потенциальных католиков.
Впрочем, это не самое главное. Пока понтифик жив, его обаяние будет привлекать людей, недаром же число католиков в мире возросло с 757 миллионов в 1978 году до 1 миллиарда 61 миллиона в 2003-м. Проблема в том, что, как считают сами иерархи Ватикана, и в частности кардинал Йозеф Ратцингер, префект Конгрегации вероучения, одной из самых влиятельных структур в Ватикане, «сегодня быть христианином — это только принадлежать к огромному аппарату и в какой-то мере знать бесчисленные этические нормы или утрудняющие жизнь догматы. Но подлинная искра уже не в состоянии пробиться сквозь покрывающую ее груду пыли».
Несмотря на сделанное на днях заявление пресс-секретаря Папы о том, что первосвященник чувствует себя лучше, мало кто верит в то, что Иоанн Павел продержится долгое время. Среди кардиналов активно обсуждается вопрос, кто же из них сменит красную мантию на белое папское облачение. Кандидатур много, однако никого даже отдаленно похожего на нынешнего харизматичного понтифика среди них не наблюдается. И когда жители Рима вновь увидят столб белого дыма, как знать, не будет ли это означать, что вместе с дымом улетают и надежды на продолжение «аджорнаменто» католицизма.
ВРЕЗ: СТАТИСТИКА
Папские рекорды
За 2000 лет только трое предстоятелей Церкви правили дольше, чем Иоанн Павел II. Впрочем, в марте 2004 года он может переместиться на третье место по продолжительности пребывания на Святом престоле.
За время понтификата Иоанна Павла II общая протяженность его поездок как по Италии, так и по миру составила 1 246 000 километров, что равняется приблизительно 30 кругосветным путешествиям и втрое больше, чем расстояние от Земли до Луны.
За время поездок Папа провел в общей сложности более 3 лет вне стен Ватикана, совершил 102 поездки за пределы Италии, во время которых посетил около 130 стран. По самой Италии он сделал 143 поездки.
Понтифик 301 раз почтил своим присутствием церковные приходы в Риме и прочел более 100 000 страниц во время своих выступлений. Провел 1100 общих аудиенций в Ватикане, которые посетило более 18 миллионов человек. Он написал более 100 важных документов, среди которых 14 энциклик, 38 апостольских писем и 13 проповедей, провел беседы более чем с 1350 главами государств и правительств.
Иоанн Павел II беатифицировал (причислил к лику блаженных) 1319 человек и причислил к лику святых 477 человек, что больше, чем сделали за последние четыре века его предшественники вместе взятые. Назначил 201 кардинала, 145 из которых живы. Еще 19 ныне здравствующих кардиналов были назначены его предшественниками. На настоящий момент в Ватикане 109 кардиналов, не достигших 80-летнего возраста и имеющих право войти в конклав для избрания нового Папы. Из этих 109 кардиналов 104 были назначены нынешним понтификом и только 5 — Павлом VI, правившим с 1963 по 1978 год. 21 октября Папа возведет в кардиналы еще 31 епископа, причем 26 из них моложе 80 лет.
Самое большое количество народу собралось на папской мессе в столице Филиппин Маниле в 1995 году, там присутствовало 4 миллиона человек.