Русская линия
Delfi Евгений Криштафович22.10.2003 

Почём опиум для народа?

Визит в Эстонию Патриарха Московского и всея Руси Алексия, завершившийся уже месяц назад, до сих пор продолжает находить отражение в республиканской прессе. Так получилось, что половину времени пребывания предстоятеля Русской Православной Церкви на Родине я сам был вынужден наблюдать из-за рубежа через призму мнений газет. Теперь могу сказать, что достаточно ознакомился с самыми различными оценками этого события. Небольшим анализом прочитанного и собственными взглядами на эту ситуацию я позволю себе поделиться с читателями.

Алексия II ждали на эстонской земле долго. Его приезд многократно откладывался из-за болезни Патриарха, а ещё раньше из-за того, что государственными и судебными властями не была решена проблема церковного имущества. Какой из приходов кому принадлежит в нашей стране — этот вопрос оставался открытым слишком долго. В настоящее время процесс раздела всё ещё не завершён, и самые крупные сакральные центры отданы Православной Церкви Московского Патриархата в долгосрочную аренду, но не в собственность.
Однако тянуть с приездом Патриарха было уже некуда, ибо человек он пожилой, всякое может случиться. А навестить могилу родителей, да и самому выбрать себе место упокоения — эти, по-человечески вполне понятные вещи, давно надо было выполнить. Верующие тоже дождаться не могли Великого Господина и Отца своего, за которого именно в такой терминологии регулярно возносят молитвы. Не следует забывать и ещё об одной социальной группе, для которых визит Патриарха также имеет значение — о политиках. Политиках самых разных: правых, левых, центровых — практически ни один из которых не оставил это события без внимания.

Один из наших больших специалистов по востоку, бывший посол в России Март Хельме охарактеризовал визит как большой обман. Обман, причиной которого стали мы сами — эстонцы — возложившие на визит слишком большие надежды. Такую позицию Хельме объясняет тем, что на своей земле у нас, мол, героев мало, вот и рыщем по миру, собирая «получужих». А Алексий даром времени не теряет и проводит здесь прокремлёвскую политику, которую Москва диктует церкви, держа её на коротком поводке. Здесь, конечно, с автором особенно не поспоришь.

Однако со стороны Марта Хельме совершеннейшим безумием было обвинение Святейшего Патриарха в том, что своим призывом к русскоязычному населению изучать государственный язык и быть лояльными гражданами Эстонии, Первоиерарх Русской Православной Церкви создаёт в нашей стране пятую колонну, которая будет использоваться Россией в своих интересах. Мол, и внедрять никого не надо! Эту мысль бывший посол высказывает вкупе с фразой «можете считать меня параноиком». Если бы он этого не написал, я бы постеснялся публично выступить с такой оценкой, но раз он сам определился с термином, то я возьму на себя смелость заявить: господин Хельме, Вы — параноик.

Довольно странно было слышать от человека, называющего себя политическим аналитиком, подобные оценки, построенные явно на националистическом подходе: если ты — русский, то единственное, чем ты можешь в Эстонии заниматься, это шпионской деятельностью в пользу России. Такая же аналогия применяется и к представителям всех остальных национальностей, проживающих или проживавших ранее в Эстонии. Экс-посол проводит аналогию с прибалтийскими немцами, которые «полностью проинтегрированные» (вот уж воистину гигант мысли, такое определение выдал!) всегда вели здесь свою политику в интересах исторической родины.

Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что некоторые действия Святейшего Патриарха могут натолкнуть на мысль, что его визит имел одной из скрытых целей укрепить здесь враждебно настроенную по отношению к Эстонской Республике группировку. Не хочется ещё раз повторять термин: «пятая колонна», но как прикажете относиться к списку людей, награждённых рукой Алексия орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского?! Среди них есть двое господ, официально названных Полицией безопасности контактными лицами Российского посольства. Термин, как я понимаю, не нуждается в расшифровке. Ещё один награждённый — Владимир Илляшевич — с апреля 1983 по март 1988 служил в I отделе КГБ. У святого бы крылья отвалились, если бы он узнал, кого Патриарх награждает орденом его имени! Вообще за успехи в шпионской деятельности и работе в репрессивных органах, осуществлявших геноцид мирного населения, церковные награды как-то обычно не дают. Последнее явно относится к изобретениям Русского Православия. Куда уж там «конкурентам» — украинским греко-католикам — которые пририсовали лик Марта Лаара к одной из своих икон: вторым слева, по отношению к Богоматери! Если так дальше пойдёт, то синоды скоро начнут торговать рекламным местом на сакральных изображениях в предвыборную кампанию. Чем ближе к Христу, тем дороже. Святые отцы, вы хоть очувствуйтесь малость!

С другой стороны, отличились и политики, одно (правящее) крыло которых сподобилось выписать Алексию орден Марьямаа I степени, а второе (оппозиционное), предложило этот орден Патриарху не вручать. И вовсе не потому, что у него «докУментов нету», а потому, что у партии Исамалийт в закромах нашлось свидетельство о том, как в 1988 году ещё совсем не святейший Алексей Ридигер получил от КГБ почётную грамоту за успехи в оперативно-розыскной деятельности. Я, конечно, понимаю озабоченность Исамалийта и примкнувшего к ним депутата от фракции Умеренных Андреса Таранда, но, с моей точки зрения, орден необходимо было вручить, даже если Алексий повесит его в своих патриарших покоях рядом с указанной почётной грамотой. Орден-то, по большому счёту, нужен не для повышения его, Алексия, самооценки, а для демонстрации миру и, в первую очередь, своим гражданам, что для нас главы Русской Православной Церкви и Православной Церкви Константинопольского Патриархата равны, и разделения их на патриархов I и II сорта мы не делаем.

Возвращаясь к статье Марта Хельме, нельзя не отметить его замечание о том, что Эстония совершает в отношениях с Россией исключительно односторонние шаги. К последним экс-посол причислил среди прочего передачу в аренду церкви её же имущества: Кафедрального собора Александра Невского и Пюхтицкого монастыря. Вот интересно, а кому ещё может принадлежать построенный по Высочайшему указанию Его Императорского Величества храм? Не Константинополю же! Это каким нахальством надо было бы обладать, чтобы передать это имущество, возведённое, кстати говоря, на деньги русских православных верующих, какому-то заморскому патриарху, которого, как говорится, здесь вообще не стояло. Прямо перед святым Николаем (я имею в виду последнего русского царя, недавно канонизированного РПЦ) неудобно! Но бывший дипломат безусловно прав, когда говорит, что неплохо бы и России вернуть нам награды Константина Пятса, которые вандалы вывезли из Эстонии в Москву во время оккупации. Ничего особенного мы не просим — просто верните награбленное!

Московский Патриарх, конечно, не «свой деревенский парень», как заявляет Март Хельме. Он преследует отнюдь не Эстонские государственные интересы — здесь обманываться, видит Бог, не стоит. Но нецелесообразно и забывать, что в лице Алексия мы видим куда более дружественного по отношению к нам политика, чем какой бы то ни было российский чиновник, не имеющий вообще никаких связей с Эстонией. Поэтому власти, как мне кажется, в данном случае повели себя правильно, обеспечив Святейшему тёплый и радушный приём. Пусть уж лучше «синод ихний», как говорил Жеглов, нам вежливую благодарность пришлёт, чем какую-нибудь филькину грамоту об «ущемлении прав русскоязычного населения и всех православных верующих». И пусть больше Алексий II к нам ездит, чем всякие политики и журналисты, которые позволяют себе, находясь в Таллине, говорить, что «ваша независимость — это ненадолго».

Так что, Святейший Патриарх, Oled alati teretulnud (всегда добро пожаловать)!


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru