ОВЦС МП | 21.10.2003 |
1. Вопрос: Ваше Высокопреосвященство, отвечает ли принятый в пятницу Государственной Думой закон интересам Русской Православной Церкви, и каким образом отразиться его принятие на деятельности религиозных организаций?
Ответ: К сожалению, закон интересам Церкви не отвечает и может нанести серьезный вред ее социальным программам, образовательной и просветительской деятельности. Вызывает искреннее недоумение, почему Правительство России — инициатор законопроекта, а также Государственная Дума, принявшая закон в данной редакции, не учли тот факт, что подобное изменение существующего порядка налогообложения ударит, в первую очередь, по социальной составляющей деятельности Церкви, приведет к существенному ограничению возможностей религиозных организаций заниматься благотворительной и просветительской деятельностью.
Никак нельзя согласиться с тем, что находящиеся у Церкви здания и имущество богаделен, детских лагерей отдыха, приютов, яслей, другая недвижимость, необходимая для реализации Церковью ее уставных целей, будет облагаться налогом на имущество на равных условиях с коммерческими организациями. Подобное положение противоречит здравому смыслу. Если наше государство стремится к построению справедливого и стабильного общества, оно должно, если не помогать, то хотя бы и не мешать процессу религиозного возрождения в нашем Отечестве.
Если закон начнет действовать в принятой Думой редакции, экономическая жизнеспособность религиозных организаций будет поставлена под удар. Русская Православная Церковь и другие традиционные для России религиозные организации не смогут нормально развиваться в условиях, когда налогами будет облагаться все их имущество, кроме объектов религиозного назначения. Налогом будет облагаться и монастырское имущество, предназначенное для ведения хозяйственной деятельности, включая подсобные хозяйства, сельскохозяйственную технику и инвентарь. При этом не принимается в расчет, что получаемая продукция от этой деятельности идет исключительно на содержание самого монастыря, многочисленных паломников, оказание помощи малоимущим слоям населения, на развитие социальных программ. Возьмем, к примеру, Свято-Введенскую Оптину пустынь и целый ряд других монастырей, которые сейчас успешно занимаются хозяйственной и благотворительной деятельностью, в новых условиях они вынуждены будут свернуть многие свои программы.
2. Вопрос: Пыталась ли Церковь довести до сведения парламентариев свою позицию? Какова была реакция на ваши предложения?
Ответ: Когда законопроект проходил через Государственную Думу, мы предлагали сохранить для религиозных организаций существующий порядок налогообложения. Как известно Совет Федерации отклонил закон в первоначальной редакции, в результате чего были внесены изменения, освободившие от налога учреждения Российской Академии наук. В тоже время наши предложения, несмотря на личное обращение Святейшего Патриарха к Председателю Государственной Думы Г. Н. Селезневу не были учтены. Ответа на обращение Его Святейшества не последовало. Последние три года Дума с подачи Правительства занимает жесткую позицию по отношению к Церкви в вопросах налогообложения.
3. Вопрос: Налог на имущество организаций относится к числу региональных. Можно ли решить возникшую проблему, обратившись в региональные органы власти с просьбой предоставить религиозным организациям налоговые льготы?
Ответ: Маловероятно. На местах всегда ссылаются на позицию федеральных властей. Поэтому во многих регионах религиозным организациям навряд ли удастся уговорить местную власть предоставить налоговые льготы. Чем больше в регионе проблем, тем больше соблазна обложить налогом все, что только возможно, чтобы пополнить свой бюджет. В результате дальнейшее развитие социальной и благотворительной деятельности религиозных организаций будет во многом зависеть от того или иного регионального чиновника.