Русская линия
Независимая газета Б. Юрьев20.10.2003 

«Отче наш» по-губернаторски
Глубоко уверовать руководителям российских регионов мешает чрезмерная занятость и коммунистическое прошлое

За считанные годы, будто по команде «кругом», российское общество от всеобщего, почти агрессивного безбожия перешло к глубокому почитанию всего, что связано с религией и верой. Ныне публичное общение со священнослужителями, участие в церковных обрядах является уже обязательной частью пиар-программы любого политика. Вчерашние обличители религиозных предрассудков, на «отлично» сдавшие курс научного атеизма, с благоговением принимают из рук иерархов церковные награды, не без удовольствия позируют перед объективами на фоне храмов. Разумеется, главы российских регионов здесь не исключение.
Скорее «нет», но все-таки немного «да»

Никто из нынешних руководителей российских регионов откровенным безбожником себя сегодня не признает. Неудобно как-то на фоне всеобщего духовного возрождения. Однако отношения с религией у большинства из этих людей более чем проблемные. Показательна позиция новгородского губернатора, всегда утверждавшего, что он «не атеист, но и не верующий». Несколько лет назад на одной из пресс-конференций в присутствии массы журналистов, в том числе и корреспондента «НГ» Андрея Рискина, Михаил Прусак был более откровенен: «Мне после партбилета да в церковь? Как-то неудобно в храме со свечкой стоять».

«Даже величайший диктатор Саддам Хусейн преклоняет колено перед Всевышним, вознося пятничную молитву», — ропщут мусульмане Татарстана, когда речь заходит об отношении президента Шаймиева к религии. Похоже, настроения верующей части населения родного региона Минтимера Шариповича особо не волнуют. Неоднократно и публично президент Татарстана заявлял, что считает себя атеистом. Это, впрочем, как считает корреспондент «НГ» Вера Постнова, не мешает ему держать под жестким контролем республиканское Духовное управление мусульман. В феврале 1998 года Шаймиев поставил во главе ДУМ РТ вместо независимого и непредсказуемого Габдуллы Галиуллина своего человека — Гусмана Исхакова, верой и правдой служившего ему всегда, особенно во время избирательных кампаний. Исключительно политическими целями руководствовался президент Татарстана и тогда, когда обязал госсоветника при президенте РТ по политическим вопросам, директора Института истории АН РТ Рафаэля Хакимова возглавить попечительский совет Российского исламского университета. В итоге вся подготовка мусульманских кадров для республиканского Духовного управления теперь под жестким президентским контролем. На всякий случай.

Нынешний губернатор Калининградской области Владимир Егоров еще со времен флотской службы ни в Бога, ни в черта, похоже, не верит. Когда-то его библией был Устав Вооруженных сил, а роль духовных наставников выполняли главком ВМФ, министр обороны и генеральные секретари. По-другому в советские времена, наверное, и быть не могло. Позже, в эпоху перестройки, появился в кабинете командующего Балтфлотом портрет Петра Первого. Икон на рабочем месте Владимира Егорова никто не видел. Даже лика Николая Угодника, признанного покровителя моряков. В последнее время губернатор Калининградской области своим духовным кумиром считает адмирала Ушакова, рака с мощами которого была доставлена в храм города Балтийска в прошлом году с родины легендарного полководца после того, как Русская Православная Церковь причислила его к лику святых. Тем не менее в храмах Егоров появляется исключительно от случая к случаю.

Губернатор Краснояского края Александр Хлопонин вряд ли может назвать себя религиозным человеком. Он якобы не исповедует ни православия, ни какой-либо другой веры. В поездках по территории края губернатор посещает храмы, встречается со священнослужителями, но в религиозных обрядах участия не принимает.

Весьма непростые отношения с религией и у губернатора Чукотки Романа Абрамовича. По версии интернет-издания АПН, из шести православных храмов в настоящее время в регионе функционируют лишь два. Остальные закрыты и медленно разрушаются. Из 12 православных священников, окормлявших население региона в середине 90-х годов прошлого века, ныне осталось четверо. При этом они не в состоянии кормить свои семьи, говорят, что даже вынуждены подрабатывать разнорабочими на автозаправочных станциях.

Тем не менее, по свидетельству корреспондента «НГ», именно при Романе Абрамовиче православие на Чукотке стало материально поддерживаться. Так, два года назад, находясь в Омске, чукотский губернатор увидел красивую деревянную церковь и заказал построить такую же для своего региона. По заданию губернатора на Чукотку специально прилетели омские специалисты, чтобы сделать дополнения и изменения к проекту храма с учетом суровых местных условий. Не пожалел средств Роман Аркадьевич и на строительство еще одной часовни, которая будет установлена в Анадырском, теперь уже международном, аэропорту. Каждый прилетающий и улетающий с Чукотки православный человек сможет помолиться в этой часовне. Специалисты подсчитали, что за два года новый «начальник Чукотки» выделил на строительство православных храмов в регионе столько средств, сколько не выделялось за последние десять лет. Факт, как говорится, комментариев не требующий!

С крестом и… партбилетом

Только некоторые руководители субъектов Российской Федерации считают себя глубоко и искренне верующими людьми. Например, губернатор Рязанской области Вячеслав Любимов. По сведениям корреспондента «НГ» Ирины Сизовой, поворотным моментом в его обращении к православию были события октября 1993 года, когда народный депутат Вячеслав Любимов находился в осажденном Белом доме до самого завершения его разгрома.

В 1997 году Любимов стал главой администрации Рязанской области. С тех пор часовни и храмы появились в десантном полку, в госпитале, военном автомобильном институте, в учреждениях по исполнению наказаний. В Рязани выходит несколько православных изданий, открыт факультет теологии в местном педагогическом университете, есть православная гимназия и около ста православных школ. Во всем этом большая заслуга рязанского губернатора. Особые отношения с православием Вячеслава Любимова не всегда встречают понимание со стороны товарищей по партии — коммунистов. Видимо, не случайно в одном из своих интервью по этому поводу рязанский губернатор отметил: «Оппонируя иногда товарищам по партии, не просто атеистам, а воинствующим атеистам, мне приходится высказывать чувство сожаления, что ничего-то за последние годы эти люди не поняли».

Не скрывает своей религиозности и президент Удмуртской Республики Александр Волков. Сейчас он лично курирует строительство и восстановление храмов на всей территории республики.

Убежденным православным считает себя саратовский губернатор Дмитрий Аяцков. Свою веру он унаследовал от бабушек, которые крестили его в возрасте одного года.

В раннем детстве был крещен и самарский губернатор Константин Титов. Свое личное отношение к религии он проявил еще в конце 1980-х годов. Тогда он работал заместителем по экономике директора Куйбышевского филиала научно-производственного центра «Информатика». В Куйбышевском обкоме КПСС знали, что коммунист Титов считает себя верующим и соблюдает православные обряды. Знали и глаза на это закрывали, иначе бы — конец карьере будущего руководителя региона. От источников из губернаторского окружения известно, что Константин Титов посты соблюдает, исповедуется и причащается. Свою религиозность самарский губернатор старается не афишировать.

Не афиширует своей веры и ярославский губернатор Анатолий Лисицын, однако в его религиозности никто не сомневается. Для укрепления позиции Русской Православной Церкви в своем регионе он делает очень многое. За 12 лет нахождения на губернаторском посту Анатолий Лисицын активно способствовал возрождению и практически полному восстановлению знаменитого Толгского женского монастыря. Как человек, который долгое время находится во власти, ставшей так или иначе преемником советской власти, он не раз заявлял, что берет на себя часть вины за поругание Церкви во времена воинствующего атеизма.

Глава Карелии Сергей Катанандов тоже считает себя человеком верующим. Во всяком случае, он не только присутствует на торжественных церковных службах, но и порою сдержанно осеняет себя крестом.

Ростовский губернатор Владимир Чуб хоть и не заявлял публично о своей вере, однако на церемонии венчания полпреда Южного федерального округа Виктора Казанцева с супругой в Свято-Вознесенском кафедральном соборе был в числе немногих представителей ростовской элиты, кто крестился во время церковной службы.

Богу — Божье, губернатору — свое. И… побольше

Руководители российских регионов давно поняли, что в интересах собственного авторитета важно не только демонстрировать истовую приверженность вере предков, но и уметь находить общий язык с представителями других конфессий. Тем более если к этой конфессии принадлежит немалая часть населения руководимого региона. Показателен пример саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова. С местными мусульманами у него самые добрые и теплые отношения. Новой саратовской мечети губернатор подарил хрустальную люстру. Эта люстра считается самой большой в России. Ее высота — три с половиной метра. С большим уважением Дмитрий Аяцков относится к муфтию Саратовской области Мукаддасу Бибарсову. За то, подчеркивает губернатор, что он всегда призывает прихожан к миру и терпимости. По долгу службы Дмитрию Аяцкову приходится часто бывать на намазах. Разумеется, при входе в мечеть разувается. При этом умудряется шутить: главное, не забыть, где ботинки оставил.

Терпимость и уважение к другим религиозным конфессиям демонстрирует и глава Карелии Сергей Катанандов. Так, католикам давно уже обещано возвратить здание костела в Петрозаводске (пока там располагается Союз композиторов Карелии), лютеране беспрепятственно закончили строительство нового внушительного храма, мусульмане продолжают переговоры о передаче им под мечеть недостроенного здания.

Тонкую дипломатию в отношении представителей других религий соблюдает и губернатор Самарской области Константин Титов. Известны дружеские отношения последнего с председателем Духовного управления мусульман Самарской области муфтием Вагизхазратом Яруллиным. На торжественном открытии крупнейшей в России самарской мечети Константин Титов был замечен тепло беседующим с председателем Духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином. Кстати, на этом мероприятии самарского губернатора приодели в национальный татарский халат. Говорят, неплохо смотрелся.

Успел руководитель Самарской области завоевать симпатии и у местных иудеев. Константин Титов с удовольствием присутствовал при внесении в самарскую синагогу нового списка Торы. Разумеется, при этом был рядом с главным раввином России Берлом Лазаром, специально приглашенным в Самару ради этого мероприятия.

Образцовую гибкость в отношениях с различными конфессиями проявляет президент Татарстана. По заведенной традиции Минтимер Шаймиев раз в год перед Рождеством встречается за круглым столом с православными священниками, выслушивает их просьбы и сразу поручает подчиненным решать поставленные проблемы. Любопытная деталь. Мелкие из озвученных проблем (выделение калош для братии Свияжского монастыря) решаются сразу. Проблемы более серьезные (возвращение Богоявленскому собору колокольни и принадлежащих ему пяти зданий рядом с собором) не решаются годами. Тем не менее именно Шаймиев смог убедить руководителей ЮНЕСКО взять под защиту памятники православного зодчества XVI—XVII вв., в том числе мужской монастырь на острове Свияжск, откуда Иван Грозный начал свой поход на Казань. Помог президент Татарстана и начать реставрацию Кизического монастыря в Казани. Именно Шаймиев начал диалог с Ватиканом о возвращении иконы Казанской Божьей Матери.

Естественно, подобные факты дают основания для бурных протестов со стороны местных националистов, обвиняющих Шаймиева чуть ли не в предательстве веры предков. На подобные упреки президент Татарстана почти не реагирует.

Что-то похожее иногда приходится выслушивать и томскому губернатору Виктору Крессу. Местные лютеране критикуют его, лютеранина наполовину, за недостаточное внимание к ним. Губернатор удар держит достойно. «Но ведь это факт, — всякий раз напоминает он, — что в нашей области большая часть населения — именно православные и мусульмане».

Стародубцеву понравились мормоны

Уже отмечалось, что главы российских регионов охотно демонстрируют и собственную религиозность, и подчеркнутую терпимость к другим конфессиям. Полагаясь при этом исключительно на собственные эмоции и политическую целесообразность. Между тем всякое участие в религиозной жизни требует еще и определенных, пусть незначительных, специальных знаний. А вот об этом иные руководители регионов, похоже, забывают. Поэтому и попадают порою в ситуации более чем курьезные.

В конце 1997 года тульский губернатор Василий Стародубцев для решения ряда хозяйственных вопросов съездил в США, в штат Юта, известный международный центр сторонников секты мормонов. Мормоны очень понравились Василию Александровичу. Вернувшись в Тулу, на совещаниях и конференциях губернатор не раз хвалил мормонов как людей непьющих, трудолюбивых, культурных. По сути, Василий Александрович призывал туляков брать с мормонов пример во всем и вся. О более чем, мягко сказать, прохладном отношении к мормонам Русской Православной Церкви, о некоторых пикантных деталях быта мормонов (типа многоженства и т. д.) тульский губернатор, похоже, просто не знал. Разумеется, спустя некоторое время всезнающие помощники просветили Василия Александровича «по мормонской проблеме», однако слово, как известно, не воробей. «Мормонские симпатии» Василия Стародубцева долгое время были темой для анекдотов о тульском губернаторе, полюбившем заморских сектантов.

Президент Татарстана, как уже отмечалось, к числу глубоко верующих себя не относит. Однако доподлинно известно, что рожден он был от матери-мусульманки и отца-мусульманина, в детстве прошел обряд обрезания и был воспитан в мусульманских традициях. На подобном фоне вполне правдоподобным выглядит слух, будто в самом начале президентства с целью повышения своего авторитета Шаймиев совершил тайное паломничество в Мекку, однако, не умея молиться, только все время крутил головой, смотрел, как молятся другие и неумело подражал им. Неоднократно получал президент Шаймиев и официальные приглашения совершить хадж, но вместо него в Саудовскую Аравию ездили его жена, помощники, министры — только не он.

В неудобную ситуацию попал несколько лет назад и новгородский губернатор Михаил Прусак. После посещения Рима в составе официальной делегации на всех пресс-конференциях он стал позволять себе долго и пространно рассуждать о преимуществах католицизма перед православием. Согласитесь, что в практически мононациональной русской Новгородской области подобные откровения звучали более чем странно. Злые языки острили тогда по этому поводу, будто Прусак из Рима вернулся не кем иным, как папским шпионом, завербованным за большие деньги аж самим Ватиканом.

Орден — патриаршая благодать

Непростые отношения с верой и религией не мешают руководителям российских регионов гордиться наградами, полученными от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Тот же новгородский губернатор Михаил Прусак на своей последней инаугурации 17 сентября 2003 года получил из рук архиепископа Новгородского и Старорусского Льва орден Святого благоверного князя Даниила Московского. За содействие Новгородской области в ее духовном становлении. Вручался орден, разумеется, по поручению самого Патриарха.

Иркутский губернатор Борис Говорин, как удалось выяснить, не относит себя ни к атеистам, ни к истово верующим. Тем не менее в 2000 году он был награжден орденом Святого благоверного князя Даниила Московского второй степени.

Тем же орденом был в свое время награжден за заслуги перед Церковью тульский губернатор Василий Стародубцев. Кстати, накануне губернаторских выборов вместе с главным федеральным инспектором и председателем Тульской облдумы Стародубцев побывал в гостях у Алексия II, чтобы поздравить его с очередной годовщиной тезоименитства. Публикация фотографий с этой встречи в областной газете стала удачным пиар-ходом в губернаторской предвыборной кампании.

Другой высокой церковной награды — ордена Святого преподобного Сергия Радонежского второй степени — удостоен глава администрации Ростовской области Владимир Чуб. По благословению Святейшего Патриарха орден губернатору вручил архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон. Награда стала признанием заслуг губернатора в деле возрождения духовных традиций русского народа и была вручена как раз в день губернаторского 55-летия.

Той же самой награды был удостоен и президент Удмуртской Республики. Патриарх Алексий наградил Николая Волкова за восстановление храмов в Удмуртии.

Одноименный орден, но уже более высокой, первой степени Алексий II лично вручил губернатору Вячеславу Любимову во время визита в Рязань. Этой награды рязанский губернатор был удостоен за заслуги в содействии миссии Православной Церкви в возвращении духовных ценностей. Именно во время пастырского визита в 2002 году Вячеслав Любимов взял на себя обязательство совместно с Рязанской епархией в течение пяти лет возродить Вышенскую обитель в качестве духовного центра земли Рязанской. Губернатор лично возглавляет и созданный недавно фонд по восстановлению Свято-Успенского Вышенского монастыря. Фонд много сделал для привлечения к финансированию восстановления монастырского комплекса различных организаций, состоятельных людей. К слову сказать, и сам Вячеслав Любимов регулярно делает взносы из личных сбережений на восстановление храмов.

Удостоены церковных наград и многие другие руководители российских регионов. Своеобразный лидер среди них — самарский губернатор Константин Титов. Именно ему 12 октября 1999 года Патриарх вручил орден Святого князя Владимира — одну из высших наград Русской Православной Церкви. В своей официальной биографии Константин Титов не забыл подчеркнуть, что он — единственный губернатор России, удостоенный столь высокой награды. Что ж. Награда — наградой, а скромность — скромностью.

Колдун губернатора не обидит

Упразднение воинствующего атеизма освободило в сознании наших соотечественников не только нишу для глубокого религиозного чувства. Куда больше возможностей для овладения человеческими душами получили теперь колдуны, предсказатели, всякого рода нетрадиционные целители и откровенные шарлатаны. Разумеется, точных данных о том, насколько владеют колдуны и гадалки сознанием глав российских регионов, нет да и быть не может. Любая информация по этой теме окутана тайной. Тем не менее нет-нет да и просачиваются из окружения президентов и губернаторов факты, свидетельствующие о повышенном интересе глав субъектов Федерации к вещам, напрямую связанным с откровенной чертовщиной.

Даже считающий себя убежденным православным саратовский губернатор Дмитрий Аяцков, по наблюдениям корреспондента «НГ» Светланы Бочаровой, верит во всевозможные приметы: от кошек, перебегающих дорогу, до предвещающих беду женщин с пустыми ведрами. Сам он твердо уверен, что подсознание играет в жизни человека куда большую роль, чем сознание. На вопрос, приходилось ли ему прибегать к услугам ясновидящих, гадалок и прочих посредников в общении с потусторонним миром, Дмитрий Аяцков мужественно ответил: «Да», — но вдаваться в детали не захотел, считая, что тема достойна отдельной беседы.

Пермский губернатор Юрий Трутнев, в отличие от своего саратовского коллеги, к услугам ясновидящих и предсказателей, по сведениям корреспондента «НГ» Николая Иванова, никогда не обращался. Однако, судя по информации из его ближайшего окружения, губернатор иногда прибегает к услугам астрологов. Кроме того, советник губернатора по политическим вопросам Олег Черкесов в прошлом мануальный терапевт. По слухам, он не только консультирует главу региона на предмет политики, но еще и оказывает ему медицинскую помощь в случае необходимости. Известно и другое. Черкесов — отличный психолог, в совершенстве владеющий методами нейролингвистического программирования и техникой манипулирования массовым сознанием. За ним давно закреплена репутация «Ришелье пермской политики». В некоторых рейтингах Черкесов называется вторым по степени влияния политиком Пермской области после губернатора.

Любопытно, что ростовский губернатор Владимир Чуб не скрывает факта, что его бабушка занималась народным целительством. Однако куда более интересна информация, будто личная охрана руководителя региона регулярно консультируется с экстрасенсами.

В свое время предпринимались настойчивые попытки внедрить колдунов в окружение президента Удмуртской Республики. В этом регионе традиционно проживают и практикуют много колдунов и знахарей, особенно котирующихся среди удмуртского населения. Когда после президентских выборов Александр Волков тяжело заболел, по слухам, к нему обратились руководители администраций районов, где проживают «особо авторитетные» колдуны, с предложением организовать лечение президента с помощью колдовских приемов. Руководители районных администраций были настроены решительно. Каждому из них хотелось, чтобы президент воспользовался услугами колдуна, проживающего на территории именно его района. Однако президент Удмуртской Республики, опять-таки по слухам, имел мужество от всех подобных предложений отказаться. Словом, поступил так, как подобает истинно православному человеку.

Разумеется, вопрос о религиозных чувствах любого человека — материя тонкая, область почти интимная, для чужих глаз не предназначенная. Однако для руководителей регионов можно сделать исключение. Как-никак это «отцы наши». И народ к ним тянется.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru