НГ-Религии | Борис Малышев | 15.10.2003 |
Высший иерарх тибетского буддизма Далай-лама считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.
Тибетский буддизм начал распространяться в Монголии еще в начале XIII века. В 1252 г. внук Чингисхана хан Хубилай, основавший монгольскую династию Юань в Китае, и один из выдающихся духовных лидеров Тибета Пагба-лама подписали знаменитую «Жемчужную хартию», согласно которой Пагба-лама становился главой буддийской сангхи Монгольской империи. Однако в то время буддизм приняла лишь верхушка монгольского общества, а основная масса населения продолжала придерживаться шаманизма и местных языческих культов.
Подлинное утверждение буддизма произошло только в XVI в., после распада империи Чингисхана, когда Монголия представляла собой ряд независимых владений, располагавшихся по трем сторонам от пустыни Гоби — северной (Халха), южной и западной. Значительное место среди князей (нойонов) занимал правитель Халхи Алтан-хан (1543−1582). В 1576 г. на съезде всех монгольских князей, проведенном по инициативе Алтан-хана на озере Кукунор с участием Далай-ламы III, буддизм школы Гэлугпа был провозглашен государственной религией монголов.
Для упрочения буддийского учения среди монгольской аристократии стал широко применяться институт «хубилганов», или «перерожденцев». В традиции тибетского буддизма титул хубилгана обычно присваивался лицам духовного звания (ламам), которые объявлялись либо «перерожденцами» выдающихся деятелей и подвижников буддизма, либо воплощениями божеств буддийского пантеона. Так, высший иерарх тибетского буддизма Далай-лама считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, а занимающий второе место в духовной иерархии Панчен-лама — воплощением будды Амитабхи и т. д. Но в отличие от Тибета в Монголии «перерожденцами» стали провозглашаться и светские лица, как правило, наиболее влиятельные князья, что в значительной степени повышало не только их политический, но и духовный авторитет. Так появился титул хутухты — светского князя-перерожденца, в то время как духовные лица получали титулы гэгэна (монг. «просветленный»).
Позднее титула хутухты удостаивались только те княжеские сыновья, которые получали духовное образование, а к середине XVII в. в Монголии хутухта стал уже считаться высшим титулом среди лиц духовного звания.
В 1650 г. Далай-лама V объявил Лобсан-дамба-чжамцана, сына одного из самых могущественных князей Халхи Тушету-хана Гомбодорджи, воплощением Таранатхи Гунга-Ньинбо (крупного религиозного деятеля Тибета (1575−1634), проповедника, историка и знатока санскрита) и провозгласил его духовным главой буддистов Монголии с титулом Джебдзун-дамба-хутухта. Этим актом был ознаменован союз, заключенный между наиболее влиятельным монгольским ханом и иерархом школы Гэлугпа, а титул Джебдзун-дамба-хутухта фактически занял третье место в иерархии школы после Далай-ламы и Панчен-ламы.
Поскольку на тот момент в Монголии еще отсутствовало как государственное, так и религиозное единство, Джебдзун-дамба-хутухта сначала был духовным главой только Тушетуханского аймака. Но по мере того как аймаки Халхи, теснимые с запада воинственным джунгарским ханом Галданом, а с востока — Маньчжурской империей, утрачивали надежду на самостоятельность и по очереди признавали себя вассалами империи, росло политическое и духовное лидерство Джебдзун-дамба-хутухты.
Другое название титула Джебдзун-дамба-хутухта — Богдо-гэгэн (монг. «главный просветленный»). Впервые титул с таким названием получил выдающийся тибетский проповедник XVI—XVII вв. Донкор-манцзушрийи-гэгэн. Он вел активную миссионерскую деятельность среди кочующих народов Монголии, был инициатором строительства многих храмов и монастырей, обучал и давал посвящения первым монгольским ламам и принимал участие в создании целого ряда обрядовых форм, характерных для монгольской традиции.
В истории Монголии было восемь верховных иерархов, носивших титул Богдо-гэгэн Джебдзун-дамба-хутухта.
Правление Джебдзун-дамба-хутухты VIII (1870−1924), последнего духовного правителя Монголии, совпало с бурными политическими потрясениями, охватившими страну. В конце XIX — начале XX в. Монголия становится объектом борьбы колониальных держав за господство на Дальнем Востоке и в Центральной Азии. Главными соперниками в этой борьбе были Россия и Япония. В этих условиях Цинская династия начала активно проводить колонизацию Монголии, ликвидируя остатки былой автономии владетельных монгольских князей, передавая непосредственное управление страной в руки своей бюрократии. Эта политика вызвала сопротивление всех слоев общества, и свержение маньчжурского владычества стало общенациональной задачей. Летом 1911 г. в Урге (современный Улан-Батор) состоялось тайное собрание князей, решивших послать в Петербург секретную миссию для переговоров о помощи со стороны России в создании независимого монгольского государства. Правительство России предложило Монголии добиваться получения широкой автономии в составе Китая и обещало князьям свою помощь в обмен на ряд привилегий в Монголии.
В ноябре 1911 г. в Урге было объявлено о свержении власти Цинской династии и об образовании независимого монгольского государства во главе с Богдо-гэгэном. 16 декабря 1911 г. состоялась церемония восшествия Богдо-гэгэна на престол. Созданное Богдо-гэгэном правительство в течение трех лет безуспешно добивалось признания иностранными державами суверенитета Монголии и в итоге вынуждено было согласиться на статус автономной территории в составе Китая, что и было юридически оформлено Кяхтинским соглашением 1915 г.
В 1917 г., опасаясь влияния революционных событий в России, монгольское правительство закрыло границу с РСФСР. Весной 1918 г. оно дало согласие на ввод в страну китайских войск, а в ноябре 1919 г. полностью отказалось от автономии. В 1920—1921 гг. Монголию оккупировала «Дикая дивизия» барона фон Штернберга, который установил жестокий режим военной диктатуры. Сложившийся в стране острый политический кризис перерос в вооруженное восстание и окончился приходом к власти Монгольской народно-революционной партии в июле 1921 г.
Последний Богдо-гэгэн вел образ жизни, не соответствующий его положению и высокому титулу (нарушение обета безбрачия, пристрастие к спиртным напиткам, в частности к шампанскому). Несмотря на это, он до самой смерти (1924 г.) оставался светским и духовным главой государства и, считаясь «живым божеством», был объектом поклонения всех слоев населения Монголии.
Резиденция Богдо-гэгэнов находилась в Урге сначала в монастыре Амур-Баясхулантухите, а с 1832 г. — в дворцово-храмовом комплексе Ногон-Орго.
Вскоре после провозглашения Монголии народной республикой под давлением советского режима в стране развернулась антирелигиозная кампания. Монахи подвергались жестоким репрессиям, а монастыри и духовные школы закрывались. Уже к концу 30-х годов на территории Монголии остался один действующий монастырь. С ликвидацией высших иерархов сангхи исчезли и институт хубилганов, и преемственность «перерожденцев», носивших титул Джебдзун-дамба-хутухта, была прервана.
Но монгольское духовенство, иммигрировавшее в Тибет, всеми силами пыталось сохранить прерванную традицию. В 1934 г. хубилганом Таранатхи и преемником покойного Джебдзун-дамба-хутухты VIII был провозглашен четырехлетний мальчик, получивший титул Богдо-гэгэн Халха Джебдзун-дамба Римпоче IX. Но ни правительство Монгольской Народной Республики, ни правительство Китая официально так и не признали этого решения Лхасы.
Джебдзун-дамба Римпоче IX получил образование в Гоман-дацане знаменитого монастыря Дрепунг. Его учителем и духовным наставником был Геше Тубтен Ньима, бурят по происхождению. Получив ученую степень лхарамба (доктора буддийской философии), Джебдзун-дамба Римпоче IX провел несколько лет в горах, занимаясь в затворничестве медитацией.
В 1959 г., когда гонения на буддийское духовенство начались и в Тибете, Джебдзун-дамба Римпоче IX вместе с Далай-ламой XIV иммигрировал в Индию, где в 1991 г. состоялась официальная церемония его возведения на трон. Это произошло, когда иерарху исполнился 61 год. В настоящее время Богдо-гэгэн Халха Джебдзун-дамба Римпоче IX проживает в Дхарамсале (Индия). Начиная с 1997 г. он несколько раз посетил Россию, где по просьбе своих многочисленных учеников проводил занятия по медитации и совершал духовные посвящения.
По поводу законности избрания Джебдзун-дамба Римпоче IX среди буддистов Монголии, Тибета и Бурятии существуют серьезные разногласия. Правительство и буддийская сангха Монголии не признают его избрания. Официально главой буддистов Монголии продолжает считаться иерарх, имеющий титул Пандидо Хамбо-лама.