Религия и СМИ | Юрий Васильев, Филипп Щипков | 10.10.2003 |
Церковь в вашем понимании религиозный институт или политический?
Скорее, общественный. Говоря, например, о Русской Православной церкви, мы пытаемся объяснить нашим читателям, почему этот один из самых больших социальных институтов имеет огромное влияние на жизнь в стране — и какого рода влияние он оказывает. Как получается, например, что под влиянием РПЦ вполне светские пограничники могут отклеивать отдельным иностранцам визы из их паспортов — как это было сделано по отношению к католическому священнику Стефано Каприо, служившему во Владимире?.. Такой подход мне кажется оправданным: среди наших читателей есть как верующие, так и неверующие — но и те, и другие в одинаковой мере являются гражданами России. Или нашими соотечественниками, которым Россия интересна.
Как вы позиционируете Патриарха Алексия II на страницах газеты?
Соответственно, как гражданина Российской Федерации, возглавляющего один из влиятельнейших социальных институтов. Мы не можем в полной мере судить о его внутрицерковной деятельности. А вот, например, рассмотреть заявление гражданина Ридигера о том, что католицизм идет крестовым походом на Русь — рассмотреть с позиции светского человека, знакомого с уголовным кодексом, — можем. И прийти к выводу, что в данном случае гражданин Ридигер — вольно или невольно — попытался разжечь религиозную рознь…
Публикуете ли вы материалы о внутренних делах Церкви?
У нас была серия публикаций об объединении РПЦ и РПЦЗ, о недавних празднованиях в Сарове… «МН» одной из первых выделила фигуру архимандрита Тихона Шевкунова, очень близкого к президенту Путину священника. Но мы опять-таки смотрим не на то, какой он священник, не на то, чем он прославился на духовной ниве, но как на обычного гражданина. И что же мы видим? Архимандрит Сретенского Ставропигиального мужского монастыря Тихон некогда выгнал из этого монастыря общину Георгия Кочеткова, причём выдворение это происходило очень грубо. С точки зрения светского человека и законов России это событие имеет совершенно определённую — и, увы, совсем не лестную для архимандрита Тихона оценку. Говоря проще, мы не влезаем во внутренние дела Церкви, пока эти дела не начинают выплёскиваться в общество. На разбор собственно внутренних церковных вопросов мы во многом не имеем права. Мы — не церковная газета. Мы не вправе указывать христианам, мусульманам, буддистам, иудеям и любым другим верующим, как им жить. Но рассказать светскому обществу о том, как различные конфессии пытаются с ним взаимодействовать — это, безусловно, наша обязанность.
Судя по вашим словам, «МН» достаточно критично относится к РПЦ МП. Изменилась ли редакционная политика газеты с приходом Евгения Киселёва на пост главного редактора?
Пока я не могу сказать, что редакционная политика в «церковном» вопросе изменилась. На сегодняшний день круг авторов, круг тем и общая направленность издания осталась прежней. Допустим, с нами продолжает сотрудничать известный журналист Александр Солдатов. Его материалы очень качественны.
Как вам кажется, насколько жизнеспособны альтернативные православные церкви?
Отвечу коротко: если они существуют, то они жизнеспособны. Мне кажется, что «альтернативное православие» оказывает своё влияние на жизнь общества, иначе у этих церквей не было бы прихожан.
Упускают ли СМИ из поля своего внимания какие-то важные аспекты религиозной жизни общества?
На мой взгляд, достаточно плохо отражены тенденции, связанные с взаимодействием так называемой титульной конфессии — РПЦ, на ее так называемой канонической территории (лично для меня с точки зрения свободы вероисповедания эти термины, к которым прибегает РПЦ, недопустимы) с другими — надо полагать, «нетитульными» конфессиями. А в отношении внезапно возникающих тем — таких как встреча Путина с митрополитом Лавром или визит Патриарха в Эстонию — информационное покрытие, на мой взгляд, достаточно адекватно. Эти темы прибавляют экзотики, привлекают внимание читателей.
В действующем законе о свободе вероисповедания некоторые религии выделены в качестве традиционных. Имеют ли одни религии согласно этому закону привилегии перед другими?
О каких привилегиях идёт речь? Допустим, преподавание Закона Божьего и его, так сказать, системных аналогов для других конфессий в стандартном курсе школьной программы — нет: насколько я понимаю, права на это закон не дает ни одной конфессии. Факультативы такого рода, — занятия, отделенные от основного школьного курса определенным временем — возможны, но только по желанию учащихся и их родителей. Ничего закон не говорит и о государственных преференциях каким-то отдельным конфессиям — тех преференциях, которые мы можем наблюдать в случае той же РПЦ. Насколько я помню Евангелие, Спаситель не искал богатства — и тому же учил Свою церковь. Мне кажется, следуя этому постулату хотя бы в отдельных областях своей деятельности, высшие функционеры РПЦ не будут вызывать раздражения, имеющего место в достаточно немалой части светского общества. Каковое вызывает, например, фигура Патриарха, выходящего из машины с федеральными номерами и окружённого сотрудниками Федеральной службы охраны.
Как вы расцениваете позицию Путина, который заявляет, что без согласования с патриархом и Русской Православной Церковью он не сможет пригласить Папу Римского в Россию?
На мой взгляд, здесь есть известная доля лукавства. Руководитель Российской Федерации вправе приглашать с государственным визитом руководителя любого другого государства. Если Владимир Путин, человек светский, может проводить в США переговоры с высшим духовенством РПЦЗ, то что способно помешать тому же Путину провести встречу на высшем уровне с его в буквальном смысле слова коллегой — главой страны под названием Ватикан?
Если представлять церковь в газете только как социальный институт — не теряет ли она какой-то свой важный смысл? Ведь церковь как институт бессмысленен без веры?
То, о чём вы говорите, входит в сферу деятельности самой церкви, находится внутри ограды храма. То, что происходит внутри церковной ограды, меня — и, смею надеяться, что во многом и читателей «МН» — интересует не так сильно. Те из читателей, кто хочет узнать о внутренней жизни той или иной конфессии, могут пойти в храм, посетить конфессиональные интернет-ресурсы, почитать соответствующие периодические издания. Меня, повторюсь, церковь начинает интересовать в тот момент, когда она выходит за ограду храма. Интересно то, с чем она выходит в светскую жизнь, как ее деятельность за пределами храма влияет на светское общество. Именно здесь начинается наша работа.
Какое место по важности в вашей газете занимает религиозная тематика?
Прошу прощения за прагматизм, но религия — как политика, спорт, погода и т. д. — должна занимать в газете место, соответствующее громкости связанного с ней события. Например, в одном из последних номеров анонс публикации о встрече президента Путина с митрополитом Лавром вынесен на обложку, а самому событию отдана целая полоса. Если, не дай Бог, случается стихийное бедствие, унесшее жизни людей, то это событие потеснит и религию, и политику. Если, допустим, Марат Сафин выиграет все турниры «Большого шлема», то перед ним — в данном конкретном номере газеты — снимут шляпу многие остальные темы… И так далее.
Возможна ли проповедь на страницах светской газеты и «МН» в частности?
Насчет «МН» — думаю, что нет.