Русская линия
The Washington Post Дэниэл Уильямс08.10.2003 

Многие планы Папы остаются незавершенными

Русская православная икона Мадонны с младенцем (Казанской Божьей Матери. — Прим. ред.), возраст которой составляет более ста лет, остается в апартаментах Папы Иоанна Павла II, куда она попала из Казани — города, где она была написана, после долгого путешествия через всю Европу. Понтифик планировал лично вернуть ее в Казань в августе, на обратном пути после визита в Монголию. Однако этого не произошло. Глава Русской православной церкви, которая недружелюбно относится к Римской католической церкви, запретил любые остановки по пути, похоронив тем самым страстное желание Папы совершить пастырский визит в Россию. Поездка в Монголию, в конечном счете, тоже была отменена — как заявили в Ватикане, из-за опасений по поводу здоровья Папы.

Сейчас Иоанн Павел II борется с возрастом и болезнью. Его досада по поводу ситуации с Россией является ярким примером того, что на протяжении его длительного пребывания на Святом престоле в качестве духовного лидера примерно миллиарда католиков по всему миру, многие вопросы так и не удалось решить. Не просто Россия остается белым пятном на карте стран, которые посетил Папа (всего он совершил 102 поездок за границу), — это также важная недостающая деталь в плане примирения различных ветвей христианства, некоторые из которых не могут найти общий язык вот уже на протяжении тысячи лет.

В этом месяце будет отмечаться 25-я годовщина пребывания Папы на Святом престоле. По мере того как шли годы, тема кончины Папы, которая раньше была табу, стала предметом обсуждения высокопоставленных руководителей церкви. Даже всерьез началось подведение итогов его деятельности, обсуждение того, что удалось сделать Папе и какие дела остались незавершенными. Его поддержку антикоммунистического движения у себя на родине, в Польше, а также в других странах, находившихся в сфере влияния Советского Союза, часто называют главным элементом его наследия. На конференции, посвященной папству Иоанна Павла II, которая недавно прошла в Риме, участники превозносили и другие особенности периода его правления: использование им своего пастырского дара для распространения католического учения и усиления влияния Ватикана в мире; его кампании в защиту священности брака и эмбрионов; внимание, которое он уделял почитанию Девы Марии, а также его многочисленные письменные труды.

Однако другие рубежи, например стремление Папы к лучшему миру после окончания холодной войны, многие считают не достигнутыми. Наблюдатели говорят, что его беспокоит поворот бывших коммунистических стран в Восточной Европе к материализму в ущерб духовности. Папа питал надежды, что Восточная Европа привнесет дух благочестия в зажиточную, секуляризированную Западную Европу. Но произошло как раз обратное. «Это большое разочарование для Папы. Вместо возвращения к вере на Востоке произошло смещение в сторону секуляризации», — говорит Витторио Мессори, журналист, интервью которого, взятое у Папы в 1993 году, опубликовано в книге «Переступая порог надежды».

В данный момент Иоанн Павел II пытается убедить Европейский союз по крайней мере признать вклад христианства в культуру Европы. Он настаивал, чтобы упоминание о христианских корнях Европы было включено во вступление к будущей европейской конституции. Однако господин Мессори говорит, что эта попытка обречена.

Отчасти потому, что вероятное включение Турции с ее мусульманским большинством и Израиля, еврейского государства, в Европейский союз не позволяют этого сделать, замечает Мессори. «Но это абсурдно, — говорит он. — Папа всего лишь просит признать очевидное. Без христианства не было бы Европы». Массимо Каччари, философ и бывший мэр Венеции, говорит, что призыв Иоанна Павла представляет собой нечто большее, чем просто дань истории. «Другого выбора нет, — пишет он в журнал L’Espresso. — Для Европы это выбор между атеизмом и христианством». На мировой арене определенные события, прежде всего война с терроризмом, которую начали США, и их доктрина превентивного удара затмили призывы Папы к миру. Воинственные настроения противоречат представлениям Папы о мире после холодной войны, который, как, по его мнению, должен стать плодородной почвой для духовного возрождения. Постоянные разговоры о войне цивилизаций — западной и мусульманской — подрывают еще одну его идею: попытку преодолеть столетнее непонимание между христианами, мусульманами и евреями. «Он отвергает войну как средство политики. И война, среди прочего, препятствуют осуществлению всех его миссий, которые стоят выше материальных интересов», — говорит Джорджио Руми, историк католицизма.

Иоанн Павел II также надеялся посетить Китай, дабы преодолеть раскол с китайским правительством. Китайское руководство настаивает на своем праве назначать епископов в Китае в рамках так называемой «Патриотической церкви», которая подотчетна правительству, а не Риму. Для любого Папы такая узурпации папских полномочий недопустима. Так что пока никаких визитов не планируется, и ситуация настолько щекотливая, что, когда недавно Папа назначил 31 нового кардинала, он не сообщил имя одного из них — китайского прелата. Визит в Россию не состоялся не из-за разногласий с Кремлем, а скорее из-за проблем с Русской православной церковью, которая считает Россию своей исконной территорией. В ходе истории она отождествила понятие «Русская» с понятием «Русская православная», и другие религии, включая католицизм, были объявлены религиями второго класса.

Папа представлял, что визит в Россию будет началом диалога с русской церковью. Но здесь наблюдается различие подходов. «Православная сторона заявляла, что, прежде чем проводить встречу, необходимо решить существующие проблемы между двумя церквями, в то время как католическая сторона настаивала, что встреча должна стать первым шагом на пути разрешения проблем», — пишет Роберт Мойнихэн, редактор журнала Inside the Vatican. Хотя Папа был в других республиках бывшего СССР, где большинство составляют православные, например на Украине, в Армении и Грузии, Патриарх московский и Всея Руси Алексий II неоднократно блокировал его попытки приехать в Россию. Русская церковь не раз возмущалась по поводу того, что католики забрали в свои руки православные церкви на Западной Украине, и до сих пор утверждает, что экспансионистский Ватикан пытается обратить россиян в свою веру.

Сначала Ватикан полагал, что ему наконец удалось преодолеть сопротивление намерению Папы посетить Казань под предлогом возвращения иконы Казанской Божьей Матери. Икона впервые появилась в 1579 году, и ей поклоняются, веруя, что она способствовала победе над польскими захватчиками и может творить другие чудеса. После революции 1917 года ее тайно вывезли из России, она прошла через руки польских и британских коллекционеров и в конце концов была приобретена католиками из Фатимской общины в Португалии. В 1993 году она была передана Ватикану.

Прошлой весной российская сторона, у которой были некоторые сомнения, направила в Рим четырех экспертов министерства культуры для того, чтобы осмотреть икону. Эти эксперты установили, что это подделка XVIII века. Русская православная церковь сразу же сделала заявление уничижительного характера, направленное против визита Папы в Казань: «Возвращение этой иконы, одного из многих произведений, незаконно вывезенных из нашей страны в трудные времена, никак не может рассматриваться в качестве причины визита Иоанна Павла II».

Российская церковь не в первый раз отказывает Ватикану. Двести лет назад папский посланник тайно прибыл в Санкт-Петербург, чтобы встретиться с католиками. Представители православной церкви обнаружили его и умоляли царя выслать его из страны, что он и сделал.

Раскол между двумя церквями продолжается, несмотря на большие усилия российского и итальянского правительства по его преодолению. Даже российский президент Владимир Путин заявил, что он не может переубедить русскую церковь, хотя в недавнем интервью с одним американским журналистом поддержал идею пригласить Папу в Россию. «Для России это будет еще один шаг на пути интеграции в цивилизованный мир, в западное сообщество», — сказал он.

Путин рассказал, как он встретился с Папой и как попытался обойти препятствие, установленное Русской православной церковью. Он предложил пригласить Иоанна Павла в качестве главы государства. Понтифик не согласился. «Он очень умный человек, он понимает ситуацию, — сказал Путин. — Я сказал ему, что готов пригласить его в качестве главы государства. Я как глава государства приглашаю его как главу государства. На это он ответил: «Посмотрите в окно. Все мое государство можно увидеть прямо из этого окна».
«InoPressa.ru», 8 октября 2003 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru