Известия | Э. Гусейнов | 09.10.2003 |
Достаточно отъехать от Парижа всего на несколько километров, остановиться в одном из небольших городов-спутников французской столицы, и вам покажется, что вы попали в арабскую или африканскую страну. Забавно, но именно эта область носит древнее и гордое имя Иль-де-Франс, что в переводе означает «остров Франции». От этого «острова» давно уже остались только древние камни старинных соборов и замков. Мечетей здесь уже не меньше, чем церквей.
Теперь эти департаменты, окружающие Париж и составляющие центральный регион страны, являются местом сосредоточения основной части мусульманской диаспоры. И эта диаспора не растворяется в древней и богатой культуре Франции. Она активно воспроизводит себя, поглощая, как выяснилось из наблюдений спецслужб, натуральных французов, которые родились и выросли в европейской, христианской среде.
Одним из основных центров этой исламской экспансии является департамент Эссонн. Именно здесь было зафиксировано около двух тысяч случаев обращения в ислам коренных французов. Только в мечети небольшого городка Иври-Куркуронн еженедельно проходят обряд перехода в ислам два-три человека. Здесь, в Эссонне, еще недавно существовали две радикальные исламские группы с террористическим уклоном: «Бен-Белиль» и «Бегаль». Активисты последней готовили взрыв американского посольства в Париже. Обе они были разгромлены французской полицией.
Здесь же, в нескольких километрах от Парижа, в местечке Флери-Мерожис, также населенном в основном выходцами из Северной Африки, находится самая большая в Европе тюрьма. Среди 5 тысяч заключенных не менее тысячи составляют мусульмане. В том числе — активисты террористических организаций.
Рост исламских настроений и обращение в мусульманство происходят даже в стенах этой тюрьмы. Дошло до того, что те из заключенных, кто хочет видеть в своем рационе столь любимую европейцами свинину, вынуждены обращаться со специальными просьбами и питаться в отдельной столовой. Под давлением верующих заключенных администрация исключила из рациона запрещенные исламом продукты.
Причины, по которым французы обращаются к исламу, самые разные. Одни делают это, чтобы жениться на мусульманках. Другие испытывают давление окружения — соседей, друзей. Некоторые становятся правоверными в результате духовных исканий, приходят к исламу, разочаровавшись в католицизме или в атеизме. Людей привлекает в исламе то, в чем им отказывает традиционное холодное и рациональное французское общество: ощущение принадлежности к сообществу единоверцев, забота и опека с их стороны.
Именно такие ревностные неофиты, которых привлекает мистика и социальная проповедь Корана, и попадают чаще всего в ряды экстремистов. Они особенно ценная добыча для лидеров боевиков. Вот мнение контрразведчиков: «Новообращенные тем более ценны для радикалов, что французское гражданство помогает им свободно пересекать границы, служить подставными лицами при аренде жилья, создании различных ассоциаций, осуществлять перевозки или укрывать беглецов». Не случайно одним из боевиков, уже осужденных за организацию взрывов в Касабланке в Марокко в мае нынешнего года, был Пьер Робер, новообращенный француз-мусульманин. Десятки таких же неофитов воевали на стороне «Аль-Каиды» в Афганистане.
Конечно, существуют и иные примеры, когда вчерашние иммигранты из арабских стран Северной Африки принимают католичество. Но такие факты редки: соотношение тех, кто отказывается от ислама, к тем, кто приходит к нему, составляет 1:20. Так что исламизация Франции нарастает. Сегодня это не беспокоит никого, кроме аналитиков из контрразведки.