Русская линия
Немецкая волна Петер Филипп28.09.2003 

Германия: насколько всё-таки она либеральна?

В течение шести лет в федеральной земле Баден-Вюртемберг велось судебное разбирательство, начатое учительницей начальных классов Ферештой Лудин, гражданкой Германии афганского происхождения. Женщине было отказано в праве преподавать, поскольку уроки верующая мусульманка вела в платке-хиджабе.

На днях высший судебный орган Германии Федеральный Конституционный суд вынес решение по делу о мусульманских платках и прочих символах веры. Суд считает, что власти могут запретить учительницам ношение платков в школах, только если этого конкретно потребует закон. Это решение поставило точку в давнем споре, но дискуссии в обществе разгорелись с новой силой.

Куда бы зашло наше общество, если бы любой министр или государственный чиновник в Германии мог отказать женщине-мусульманке занять должность учителя в государственной школе. И не по причине отсутствия у нее таланта, а из-за платка, который может вызвать у родителей опасения, что на их ребенка, таким образом, будет оказано религиозное воздействие. Ведь платок на голове учительницы публично демонстрирует ее вероисповедание, а школа должна быть нейтральной в религиозном смысле, т. е. там не может быть пропаганды какой либо религии, или каких-либо религиозных символовов. В среду Федеральный Конституционный суд вынес окончательное решение в пользу Ферешты Лудин. Она может преподавать в платке, но только до тех пор, пока в федеральной земле Баден-Вюртемберг не появится закон, это запрещающий. Решение гласит: ни суды, ни административные органы не имеют права принимать решение, запрещающее исламским учителям вести уроки в традиционном головном уборе. Без ссылки на конкретный закон, женщину — мусульманку нельзя уволить с государственной должности (за ношение платка).

Последнее слово остается за законодателем, по крайней мере в земле Баден — Вюртемберг, т.к. образование и воспитание являются прерогативой федеральных земель. И хотя в последние годы среди политиков, независимо от их партийной принадлежности, все чаще звучит мнение о недопустимости ношения хиджаба в школе, сейчас для них удобнее занять выжидательную позицию. Многолетняя судебная тяжба и сегодняшнее положение в Германии отчетливо показывают, что лишь небольшая группа национальных меньшинств почувствовала себя ущемленной в данном случае притеснения учительницы — мусульманки. Что показательно, ученики ведут себя намного сдержанней и терпимей взрослых. Практически все они считают естественным, что учительница — мусульманка носит на занятии платок. Кроме того, и в других федеральных землях преподают учительницы с покрытой головой, не вызывая этим никаких кривотолков.

Возможно, некоторым сторонникам идеи «христианского запада» неприятен сам факт, что в Германии уже давно третьей религиозной силой являются мусульмане, которых в стране насчитывается почти 3,5 миллиона человек. Их право на свободу вероисповедания, равно как и для любой другой религиозно-этнической группы, закреплено в конституции. И данный параграф конституции нельзя оспорить аргументом, дескать Кораном не предписано обязательное ношение платка. Достаточно субъективной причины, чтобы носить платок, в соответствии с собственными религиозными убеждениями.

Такая позиция, к тому же защищенная в правовом отношении, не сможет дать зеленый свет сектантам различного толка. Профессиональная квалификация, как и прежде, имеет решающее значение, как и обязательство не пропагандировать свое вероисповедание на государственной службе. Если эти предписания будут выполнены, можно считать, что решение суда правомерно в государстве, столетиями исповедующем христианские заповеди, однако в течение последних десятилетий переставшем играть роль островка благоденствия. Германия — открытая, либерально-демократическая страна. В ней не должно происходить подобной дискриминации. По крайней мере, со стороны чиновников, не имеющих на то законных прав.
Перевод с немецкого: Виктор Агаев


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru