Русская линия
Россiя Елена Денисова29.09.2003 

Твоя моя уразумеет
Россия намерена добиваться придания русскому языку статуса официального на всем постсоветском пространстве

Именно с такого почти скандального заявления начала свою деятельность в ранге заместителя главы МИД России Элеонора Митрофанова, родная сестра известного депутата от ЛДПР Алексея Митрофанова. «МИД намерен вести активную работу по укреплению позиций русского языка за рубежом, и прежде всего в странах ближнего зарубежья. Мы намерены добиваться придания статуса официального языка в странах СНГ», — заявила Митрофанова. Сейчас в большинстве стран СНГ происходит вытеснение русского: закрываются русскоязычные школы, резко сужается использование русского языка в области образования и общественной жизни, сокращается количество теле- и радиопередач на русском языке. А потому, напомнила Митрофанова, поддержка русского языка является одной из главных задач помощи нашим соотечественникам за рубежом. На эти цели в 2003 году выделено 210 млн. рублей. Часть этих средств пойдет на поставки учебников в страны СНГ, переподготовку преподавателей русского языка, а также на отдых детей в российских оздоровительных учреждениях.

Русский язык — угроза национальным интересам
На территории СНГ проживает 16−17 млн. русскоязычных, подавляющая часть из них живет на Украине и в Казахстане. Но кроме этих стран, проблемы с русским языком наблюдаются в Азербайджане и Туркмении, где тихо переводят всю общеобразовательную систему на национальные языки, хотя говорят пока все на русском. В Молдавии уже был печальный опыт с приданием русскому языку статуса второго государственного. С 1 января 2002 года в школах Молдавии русский язык был введен в качестве обязательного предмета обучения. Это решение стало поводом для антиправительственных выступлений, организованных Христианско-демократической народной партией. Оппозиция требовала отставки правительства, президента и проведения новых парламентских выборов. Стали появляться плакаты и надписи на стенах: «Русские — вон». В итоге президент и правительство Молдавии были вынуждены пойти на уступки. Постановление правительства о введении русского языка было приостановлено, а конституционный суд Молдавии признал незаконным законопроект о введении русского языка в качестве официального. Пока русский язык признан государственным только в Белоруссии и Киргизии. Остальные страны не спешат делать такие подарки русскоязычному населению и в самой идее видят угрозу собственной независимости. Поэтому вряд ли инициатива госпожи Митрофановой найдет отклик в сердцах властей предержащих из СНГ.

Как это будет по-русски?
В то время как российский МИД пытается отстаивать интересы русскоязычных иностранцев, сама Россия все больше сталкивается с проблемой непонимания русского языка на своей территории. Ежегодно в Россию прибывают несколько миллионов иммигрантов, тысячи из которых остаются у нас навсегда. Как правило, большинство из них плохо говорит по-русски. А их дети по-русски часто не говорят совсем. Эти люди уже не вернутся на родину, их дети будут расти рядом с русскими детьми, они будут вместе учиться, общаться и работать. Особенно остро эта проблема стоит в Москве, где приток иммигрантов особенно велик. Поэтому с начала нового учебного года в Москве при 67 учреждениях образования открыто 129 групп по изучению русского языка как иностранного. Об этом рассказала руководитель столичного департамента образования Любовь Кезина. По ее словам, занятия в таких группах позволят детям, которые плохо или совсем не владеют русским языком, преодолеть языковой барьер. Всего в группах смогут обучаться 1300 человек, что составляет третью часть от необходимого.
— Число детей, прибывающих в Москву и не знающих русский язык, с каждым годом увеличивается, — подчеркнула Кезина. — Более того, наблюдается тенденция к дальнейшему росту.
Одной из основных проблем обучения детей, не знающих русского языка, является нехватка педагогических кадров. Чтобы решить эту проблему, на базе Института повышения квалификации учителей будут готовить специалистов, преподающих русский язык как иностранный. Директор одной московской школы ЦАО рассказала, что среди ее учеников в последнее время появилось довольно много таджикских детей: «Работать с ними сложно. Как правило, отставание по программе огромное. Чтобы преодолеть пробелы в знаниях, надо, чтобы эти дети свободно понимали язык учителя. А без этого, бейся не бейся, толку не будет. Правда, никто из учителей нашей школы не выражает желания учить таджикский. Простым „повышением квалификации“ проблему не решить. Наверное, кроме разнорабочих, надо приглашать из Таджикистана и местную интеллигенцию, которая хорошо знает и свой, и наш языки».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru