Русское обозрение | Сергей Пахмутов | 23.09.2003 |
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — граждане, не пребывающие в запасе);
б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (далее — граждане, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера).
Отсрочка же от службы в армии предоставляется (помимо состояния здоровья), гражданам, «обучающимся по очной форме обучения в государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования, — на время обучения». То есть, фактически на службу в армию призываются граждане, которые по тем или иным объективным и субъективным причинам не смогли поступить в ВУЗ для получения образования (чаще всего — это выходцы из «глубинки», сельских населенных пунктов, находящихся далеко от городов с учреждениями высшего образования). Конкретный пример. Юноша из многодетной деревенской семьи, которая живет на пособие размером в 500 рублей, неплохо окончив школу, не нашел средств для того, чтобы поехать в ближайший город сдавать вступительные экзамены в ВУЗ. Итог — призыв в армию, учебка, в ближайшей перспективе — реальная отправка в «район проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе», даже несмотря на «несоответствие роста и веса вследствие недостаточного питания». В то же время наблюдаются огромные конкурсы в высшие учебные заведения самого разного профиля, причем среди абитуриентов в основном — жители крупных городов, для большинства из которых главное — не образование, а получение отсрочки (по возможности — постоянной) от службы в армии. То есть, фактически при поступлении в ВУЗы создан (хоть и негласно) своеобразный имущественный ценз, ибо выходец из сельской местности, даже одаренный, но не имеющий средств (а поступить в любой ВУЗ без крупных взяток практически нереально) рискует попасть в армию, а представитель так называемой «золотой молодежи» из города, даже при полном отсутствии интеллекта, но имеющий энную сумму денег, легко обходит эту некогда почетную обязанность. Армия действительно превратилась в «рабоче-крестьянскую»; в ней вы не найдете детей бизнесменов, олигархов и банкиров.
Есть ли выход из сложившейся несправедливой ситуации? Есть. Это — сделать срочную армейскую службу действительно всеобщей, без всяких отсрочек и привилегий. То есть, каждый юноша, достигший 18-летнего возраста, обязан сначала отслужить 2 года в армии, и только после этого он будет иметь право на поступление в высшие учебные заведения. Таким образом, создаются одинаковые стартовые условия для всех, независимо от социального, имущественного, национального положения, как и предусматривает Конституция Российской Федерации. А уж после прохождения действительной военной службы каждый самостоятельно выбирает сферу своей профессиональной деятельности — кто становится студентом, кто — менеджером, а кто и грузчиком или дворником. Также необходимо законодательно закрепить норму, согласно которой будет запрещено вступление в брак лицам, без уважительной причины не прошедшим службу в армии. Тем самым перекрывается законодательная лазейка, по которой юноша, вступив в фиктивный брак с женщиной, имеющей ребенка до трех лет или двух и более детей, мог запросто избежать военной службы. Такой случай имел место в Якутии: 18-летний юноша, вступив за несколько часов до отправки в войска в брак с 40-летней женщиной, имеющей двоих детей, был отправлен домой. В среднем же ежегодно от воинской службы разными способами уклоняется около 40 тысяч человек.
Конечно же, необходимо изменить и саму концепцию армейской службы. Ведь не секрет, что основной причиной, по которой молодежь не идет служить, является так называемая «дедовщина». Действительно, некоторые факты дедовщины имеют место, но большинство из них — «утки», созданные для создания негативного имиджа армии среди населения. (Ходят слухи, что небезызвестный «Комитет солдатских матерей» финансируется на деньги беглого бизнесмена Бориса Березовского, но мы не можем подтвердить или опровергнуть их).
Также притчей во языцех стали истории об использовании генералами солдат в качестве бесплатной рабочей силы при строительстве собственных дач и коттеджей. Были случаи, когда на Северном Кавказе командиры воинских частей продавали солдат в рабство местным абрекам. Такая порочная практика должна быть искоренена. Чтобы создать высокопрофессиональную армию, не обязательно переводить ее на контрактную основу. Выгоднее 134 миллиарда рублей, предусмотренные для перехода на контрактную основу и которые, скорее всего, материализуются в виде очередных генеральских коттеджей, вложить в настоящее обучение «срочников». Два года, в течение которых нынешний срочник занимается непонятно чем (подметает плац, строит дачи, помогает колхозникам собирать урожай), нужно посвятить изучению всех видов стрелкового и иного оружия, отработке тактике действий в обороне и наступлении и другим премудростям военного дела, что в данное время практически отсутствует. Тем более, что контрактная служба сама по себе является своего рода наемничеством. Защита же Родины должна основываться на добровольной основе, на осознанной необходимости защищать свое Отечество. Армию нужно реформировать таким образом, чтобы служба в ней была делом престижным, чтобы молодежь сама добровольно шла служить по призыву, стремясь не избежать непонятной и тяжелой «повинности», а мужественно пройти все испытания и в конечном счете получить своеобразный «аттестат настоящего мужчины».
А для того, чтобы постоянно совершенствовать полученные навыки, армия должна проходить обкатку в реальных боевых действиях, тем более, Россия рано или поздно заявит о своих геополитических интересах, а это практически неизбежно приведет к вооруженным конфликтам. И еще. Опыт боевых действий в Афганистане и Чечне показывает, что в частях, активно участвующих в боевых действиях, практически полностью отсутствует «дедовщина».
Согласно предлагаемой сейчас концепции военной реформы, будущая российская армия должна быть компактной, высокомобильной, менее многочисленной, чем сейчас, но оснащенной самой передовой военной техникой и состоящей главным образом, из стратегических сил сдерживания и оперативных сил быстрого реагирования. То есть, по сути, предполагается, что вся армия будет состоять из нескольких ракетных дивизий, оснащенных, в основном, системами «Тополь-М» на колесных установках, и нескольких высокомобильных бригад СПЕЦНАЗа. Естественно, предполагается, что все оставшиеся соединения (10 дивизий, 7 бригад и 13 полков постоянной готовности) будут переведены на контрактную основу. Даже неискушенному человеку ясна вся несостоятельность предлагаемой концепции. России, имеющей самую большую границу, просто жизненно необходима армия, адекватная ее территории. Подразделения СПЕЦНАЗа не предназначены для лобовых столкновений с регулярной армией противника, и поэтому рассчитывать на то, что они смогут выполнять несвойственные им задачи — это глупость или некомпетентность.
Далее. Согласно военной доктрине России, основу ее стратегических ядерных сил (СЯС) составят МБР «Тополь-М», базирующиеся на мобильных колесных установках. Но они ровно в 10 раз слабее самых мощных наших МБР с разделяющийся головной частью Р-36 шахтного базирования и гораздо более уязвимые. Ведь для того, чтобы обезопасить их от уничтожения, районы их патрулирования (площадью около 1000 кв.км.) должны быть защищены, во-первых, подразделениями ПВО, а, во-вторых, сухопутными силами для противодействия вражеским диверсионным группам. Ничего этого сейчас нет, а если логически предположить, исходя из концепции военной реформы, то и не будет.
Чтобы постоянно быть готовым к ракетно-ядерному нападению вероятного противника, Россия должна иметь станции СПРН — системы предупреждения о ракетном нападении. После распада СССР распалась и эта система. Самая мощная РЛС в Скрунде (Латвия), «сканировавшая» наиболее ракетоопасное — западное — направление, была в 1995 году ритуально взорвана дорвавшимися до власти местечковыми прибалтийским национал-шовинистами. Осталась только одна РЛС в Габали (Азербайджан), которая в одиночку практически бесполезна и не решает поставленных задач. Да и то, будущее ее определено российско-азербайджанским договором только до 2010 года.
Крайне призрачным видится и будущее Российского Флота, особенно в свете последних заявлений Главкома ВМФ РФ В. Куроедова, который сказал, что «Россия больше не будет строить великих подводных кораблей водоизмещением 25−55 тысяч тонн», а также авианосцев. Учитывая, что с 1991 года не было заложено ни одного корабля, а все введенные в последнее время в строй надводные и подводные корабли заложены еще при Советском Союзе, весьма вероятно то, что лет через 10−15 Российский военно-морской флот прекратит свое существование, встав на вечный прикол у ремонтных доков.
Еще одна актуальная проблема для нынешних вооруженных сил — отсутствие финансирования на закупку принципиально новых средств ведения боевых действий. Боевая техника, даже та, которая участвует в боевых действиях в Чечне, выпущена еще во времена Советского Союза, многие единицы техники прошли Афганистан. При нынешнем состоянии финансирования армии на авиаремонтных заводах, например, по признанию рабочих, из трех вертолетов делают один. Отсутствие достаточного финансирования Вооруженных сил вынудило Минобороны расходовать неприкосновенные запасы, накопленные в советское время, которые сейчас уже израсходованы на 30−40%, что существенно снижает возможности России по ведению длительной войны с равным по возможностям противником. Прогноз же возможных ассигнований, которые могут быть выделены на развитие систем вооружений в последующие 10 лет, также не позволяет надеяться на достижение требуемых темпов производства современного вооружения. Например, в 2000 году на закупку новой авиатехники были выделены средства, эквивалентные стоимости. полутора самолетов типа «Су-24». А современных вертолетов типа «Ка-50» в Вооруженных Силах РФ насчитывается аж 5 штук, из них всего 2 находятся в Чечне.
Сокращение финансирования закупки новых видов вооружений, содержания и эксплуатации уже имеющегося вооружения привело к тому, что на армейских складах скопилось большое количество неисправного вооружения и военного имущества, требующего разного рода ремонта.
Недостаточное финансирование негативно сказалось и на состоянии предприятий нашего ВПК. У большинства предприятий состояние оценивается как кризисное.
Чтобы армия эффективно действовала в условиях современной войны, ей нужны современные средства разведки. В прежние годы на орбите «висело» несколько десятков спутников серии «Космос» и других, работавших в интересах военной разведки и «накрывавших» все потенциальные театры военных действий. Плюс к этому действовали мощнейшие разведывательные центры в Лурдесе (Куба), который обеспечивал прослушивание всей территории Северной и Южной Америки, и в Камране (Вьетнам), «слушавший» Юго-Восточную и Южную Азию. Но, вложив в модернизацию Лурдеса в 1997 году 3 миллиарда долларов, в 2001 году Россия вдруг резко отказывается от его эксплуатации, делая обалдевшим от такого шага американцам сказочный подарок (когда писалась эта статья, поступила информация, что демонтаж оборудования в Лурдесе завершился). Заодно Россия отказалась и от базы в Камране, закрыв вместе и разведцентром еще и ремонтную базу нашего Тихоокеанского флота. В современных же геополитических условиях России, наоборот, нужно наращивать свое военное, политическое и экономическое присутствие в зонах своих геополитических интересов. Это, прежде всего, Иран, Юго-Восточная и Южная Азия, Балканы, страны Восточной Европы, Центральная Америка, некоторые африканские страны. И, используя свои традиционно дружеские отношения с некоторыми из этих стран, Россия должна договорится о размещении своих военных баз и разведывательных центров на их территории. Особенно эффектным шагом было бы размещение российской военной базы на территории Ирана, между двумя американскими военными группировками — в Ираке и Афганистане. Но, увы. В настоящее время Россия стремительно сдает свои геополитические позиции в мире. Последним шагом в этом направлении стал вывод российского воинского контингента с Балкан (якобы из-за нехватки бюджетных средств на содержание группировки войск, хотя на это требуется, по признанию начальника Генерального штаба А. Квашнина, всего 27 миллионов долларов в год). Для сравнения: на празднование 300-летия Санкт-Петербурга было израсходовано 60 миллиардов рублей. Цифра весьма впечатляющая. Два миллиарда долларов — это не фунт изюму. На них много чего можно в нашей стране сделать.
Эти 60 миллиардов рублей были «распределены» следующим образом. 40 из них ушло, по словам чиновников, на реставрацию памятников культуры, и 20 миллиардов рублей было потрачено на само празднование.
При этом, например, на ремонт атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», который вот уже 10 лет стоит у заводской стенки, нужно 7 миллиардов рублей. На крейсер «Адмирал Лазарев» — 2 миллиарда. А на достройку ВСЕХ замороженных на стапелях АПЛ примерно 30 миллиардов рублей.
Общая сумма выживания офицерской семьи с одним ребенком — 7160 рублей в месяц. Но многие офицерские семьи не получают и этого.
Если порочная практика финансирования вооруженных сил по остаточному принципу не прекратится, то в самое ближайшее время армия превратится в сборище голодных, полуграмотных, оборванных молодых людей, не умеющих владеть оружием и вооруженное устаревшими средствами ведения войны и не способное противостоять ни одному противнику. Вместо того, чтобы продавать за рубеж новейшие разработки (истребители — в Малайзию и Китай, танки — в Индию, комплексы ПВО — еще кому-то), нужно насытить этими системами наши Вооруженные силы, продавая нашим партнерам устаревшие (для России), но еще вполне боеспособные виды вооружений (например, старенькие танки Т-72, очень хорошо зарекомендовавшие себя в последней иракско-американской войне в столкновениях с американскими «Абрамсами» или слегка модернизированные комплексы ПВО С-125 «Печора-2», сбившие несколько хваленых американских «невидимок» F-117 во время агрессии НАТО против Югославии). Полученные же от продажи деньги пускать не на сомнительные аферы типа «перевода армии на контрактную основу», а на закупку самого современного вооружения (комплексов ПВО С-400, самолетов Су-34, Су-47, танков «Черный орел» и т. д.), на обучение военнослужащих владению ими и на разработку перспективных видов вооружений.
Да, наши Вооруженные Силы крайне нуждаются в реформировании. Только не надо понимать под реформированием бесконечные сокращения Вооруженных Сил и бессмысленные «переводы на контрактную основу» «подразделений постоянной готовности» (кстати, само это выражение — нонсенс. Вся армия в современных условиях должна находится в состоянии постоянной готовности). Армии нужны совершенно новые виды вооружений для того, чтобы противостоять современному противнику. Армии нужны и новые люди — грамотные, свободно владеющие самыми современными видами вооружений, имеющие опыт боевых действий, знающие, для чего они пришли в армию. Соответственно, и статус военнослужащего должен быть поднят на недосягаемую высоту. Офицер и солдат, стоящие на страже Родины, должны знать, что их семьи живут в достатке, ни в чем не нуждаются, не голодают и не замерзают. Тогда Россия и получит армию, способную ее защитить. А будет сильна армия — будет сильна и Россия!