Россiя | Анна Петросова | 25.09.2003 |
Зарубежный лов «батюшек»
В некоторых странах священникам в борьбе с мошенничеством на помощь приходят власти. Так, в Бухаресте монахов, собирающих милостыню на улицах, развелось такое количество, что в 2002 году градоначальники устроили настоящую облаву на попрошаек. Среди задержанных оказались несколько десятков лжемонахов, собиравших пожертвования на «церковные нужды». У всех, как водится, были документы, удостоверяющие их принадлежность к различным благотворительным организациям. Однако мало кто из них смог ответить на элементарные вопросы, касающиеся основ Евангелия.
В полиции пойманные объяснили, что они занимались мошенничеством по причине безработицы, чтобы заработать на кусок хлеба. Однако, по словам полицейских, «изъятых средств с лихвой хватило бы не только на хлеб, но и на масло».
В Румынии монашествующим и священнослужителям сбор каких-либо пожертвований на улицах и в общественных местах запрещен. Собирать на церковь могут только миряне в светской одежде, имеющие письменное разрешение на строительство храма или монастыря, заверенное правящим архиереем епархии, где находится монастырь или приход.
На Украине, в Полтавской области, мошенники настолько обнаглели, что помимо ношения бороды, рясы и креста они совершают обряды крещения, венчания, освящают дома. В итоге епископ Полтавский и Кременчугский Филипп не выдержал и обратился с заявлением в Полтавское областное управление внутренних дел, попросив органы помочь церкви в борьбе с псевдосвященниками.
Епископ Филипп ратовал за суровое наказание и благословил милиционеров на борьбу с самозванцами. Кроме того, он попросил сотрудников МВД останавливать на улицах всех мошенников с целью проверки документов. Всем же настоящим священникам епархия выдала специальные удостоверения.
А стоит ли различать?
Отличить мошенника от настоящего священника порой очень сложно. Некоторых даже не подловишь на незнании Библии. Но в основной массе своей «батюшки» либо источают алкогольные пары, либо не могут связать двух-трех слов, давая совет некоторым вопрошающим. Все это, конечно, наносит ущерб Православной церкви.
Дело доходит до того, что сегодня некоторые священники просто стесняются надевать рясу. Как рассказывал в одном из интервью митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, «служители иногда говорят мне: «Знаете, входишь в автобус и сразу ловишь на себе взгляды пассажиров, которые ждут, что ты начнешь у них просить милостыню».
Собирать пожертвования могут только миряне, при этом, как и в Румынии (см. выше), документы у них должны быть оформлены соответствующим образом. Кроме того, надпись на ящике должна содержать точное наименование прихода, печать храма, подпись настоятеля или председателя приходского совета. Хотя, к сожалению, в городе можно украсть или купить все — от нужного документа до епископского облачения.
Бывают исключительные случаи, когда настоящие священники выходят на улицу. Но это можно делать, только имея на руках два разрешения. От своего епископа и от епископа той епархии, на территории которой это подаяние собирается. Поэтому, если кто-то входит в электричку в рясе, с крестом и начинает просить подаяние, церковники рекомендуют спрашивать у этого человека письменные разрешения.
Впрочем, непривычно для российских сограждан при возникшем желании подать милостыню спрашивать документы. Не по-людски как-то. К тому же зачастую возникает мысль, что вдруг человеку очень понадобились деньги. Хотя, если понадобились деньги, неужели обязательно просить их, облачаясь в рясу?
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл:
«Согласно Определению Юбилейного Архиерейского Собора, священник в рясе не должен просить милостыню. Если же он так делает, то поступает вопреки решению Собора.
Хотел бы призвать жителей Москвы и других российских городов помнить старинные слова: «Пусть запотеет милостыня в руке твоей». Милостыня может развращать, может быть использована во вред. Поэтому перед тем, как сделать пожертвование, нужно подумать, кому и зачем даешь.
И совсем не следует давать милостыню людям, которые переодеваются в священнические одежды, кощунственно надевают на себя рясу, а иногда и крест для того, чтобы под видом священника вымогать деньги у наших простодушных сограждан».