Русская линия | 24.09.2003 |
«Общество возрождения отечественных традиций» (Санкт-Петербург) выражает протест против провокационного показа на сцене Малого театра Москвы порнографического балета «Весна священная» и в особенности кощунственного балета «Благовещение».
Наряду с прочими православной столице России была навязана встреча с «высоким искусством современного балета» (подчёркнуто авторами письма), в котором «обнажённые танцовщицы, кровать вместо жёсткой сцены» призваны «перевернуть сознание зрителей», «поразить, шокировать, вызвать восторг и наслаждение» (из афиши балетов Прельжокажа, www.cultpohod.ru).Эта бесстыдная демонстрация стала возможна благодаря политике толерантности, последовательно проводимой в России после подписания правительством нашей страны Декларации принципов толерантности, утверждённой резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995. и на протяжении более пяти лет проходящая обкатку на таких мероприятиях, как показ богохульного фильма Скорцезе «Последнее искушение Христа», выставка «Осторожно, религия!» в сахаровском центре и т. п. Почему правительство России, правившее страной в середине 90-х годов, подписало данное соглашение, не соотнеся его положения с традиционным менталитетом россиян — вот вопрос, на который важно дать ответ каждому, кто хочет понять, что же присходит в нашей стране. В противовес тяготению русских людей к нравственным нормам жизни, нас стали сознательно перекраивать, заставляя быть терпимыми к вседозволенности, распущенности и развращённости отдельных личностей, живущих по принципу, сводимому к русской поговорке «что хочу, то и ворочу».
Насаждение в умах идеологии толерантности, размывание национального менталитета наших соотечественников происходит путём перекодировки, изменения сознания (называемого в искусстве «перформансом»), путём подмены понятий. Такое смещение смыслов происходит сейчас на всех уровнях, но самое страшное — в области ценностей, священных для народа, затрагивающих сердцевину его души. Далеко не случайно на покровительствуемый правительством Москвы балетный фестиваль Прельжокаж привёз два своих самых скандальных балета. И хотя сам Прельжокаж в интервью «Газете» (www.gzt.ru) утверждает, что «Никакого вызова церкви в моём балете нет», — однако последующие его слова: «Я хотел воссоздать мистерию, не средневековую церковную, а настоящую орфическую», — заставляют задуматься: а почему тогда сей любитель языческих мистерий не обратился к настоящему языческому сюжету, а отдал предпочтение священному для всех христиан событию, да ещё повёз этот «шедевр» «высокого» искусства в страну с тысячелетней христианской традицией?
Задача светского искусства, если только оно действительно желает не только именоваться «высоким», но и быть таковым по существу, заключается в том, чтобы облагораживать души людей, заставлять их задумываться о непреходящих смыслах бытия человека и всего мира, возводить их мысли и чувства от низменного и страстного к горнему, к святыням, к возвышенным идеалам, которым хотелось бы подражать. Так всегда считали выдающиеся деятели русского искусства (вспомним хотя бы А.С. Пушкина с его определением «цель поэзии — идеал»). Однако современные «художники» вроде Прельжокажа предпочитают идти на поводу, в первую очередь, у своих страстей, а, во-вторых, у толпы, потакая самым низменным её инстинктам: «Хотите смотреть про это?», — спрашивает Прельжокаж зрителей, — «Ну и смотрите!"*. При этом современные экспериментаторы над национальным менталитетом и психикой людей требуют не просто уважительного, но — более того — трепетного к себе отношения: «Современный художник — очень тонкое понятие. Он может не уметь рисовать (а такжепеть, танцевать и т. д. — примечание авторов письма), это необязательно. Художник производит смыслы. И каждый, кто ему мешает, должен быть наказан» (подчёркнуто авторами письма). Так высказался один из защитников участников выставки «Осторожно, религия!», куратор спецпроектов калининградского филиала Государственного центра современного искусства Дмитрий Булатов (www.vazhno.ru).
Толерантность (терпимость) ко всем и вся призвана заменить собой принципиальность и стойкость в убеждениях, в вере. В рамках толерантности становится допустимым то, что на протяжении тысячелетий считалось (а у людей с чистой совестью считается и сейчас) несовместимым со званием человека и его достоинством. А потому такое искусство, впрыскивая в человека «яд всесмешения» (по выражению К. Леонтьева), вводит в норму самые дикие и богохульные эксперименты над святынями, самые вольные трактовки текстов и сюжетов Священного Писания. Ведь для прислужников толерантности святыни — не более чем фетиши, а Священное Писание и Предание — не более, чем собрание мифов.
В Декларации принципов толерантности говорится, что толерантность — «это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины». События последних лет, происходящие в России, показывают, что политика толерантности направлена против такого важного явления, как самобытность нации, против права народов жить по-своему, т. е. самодержавно, без чьей-либо внешней указки. Право нации на свою единственность и уникальность пртивопоставляется праву человека на проявление собственного «я», вплоть до самых уродливых и безобразных форм самовыражения. Призыв к «отказу от догматизма, от абсолютизации истины» равносилен в России отказу от веры предков, от Христа и направлен прежде всего против Православной Церкви. Такой отказ направлен против образа Божия в человеке, против самой человечности. Нельзя не подчеркнуть, что от проведения политики толерантности в России страдают не только люди верующие, но, быть может, в ещё большей степени люди нерелигиозные, у которых выбивают из-под ног последнюю почву — остатки твёрдых некогда убеждений и нравственных норм, основанием которых служат всё те же ориентиры традиционного христианского общества.
О необходимости возвращения к христианским ценностям (а не отказу от них) говорил и Президент России Владимир Владимирович Путин при посещении Соловков в августе 2001 года: «.без христианства, без Православной Веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы нашей жизни, очень важно, очень полезно и своевременно возвратиться к этим первоистокам. Для России это принципиальный вопрос, и, опираясь на православные принципы, мы в состоянии будем укреплять нашу страну сегодня и в будущем"**.
В связи с этим хочется сказать господам экспериментаторам, считающим себя «прогрессивными людьми», что, как бы они не старались, в России они остаются в меньшинстве. Наши соотечественники знают цену истинному искусству, и потому серьёзные ценители творческих озарений отворачиваются от стряпни «с душком».
Наш долг напомнить всем, «кто считает себя принадлежащими к Церкви, или ждёт от неё помощи в этой и будущей жизни, что, согласно 100 правилу Шестого Вселенского Собора, предаются анафеме, т. е. отлучаются от Церкви все, кто творит изображения, «обаяющие зрение, растлевающие ум, производящие воспламенение нечистых удовольствий». «Творящими» считаются не только непосредственные изготовители непристойных картин, торговцы порнографией, устроители всевозможных развратных конкурсов и шоу, но и покупающие — те, кто слушает и смотрит растлевающие передачи. Все они — по каноническому правилу, подлежат анафеме. А это значит, что отлучённый от Церкви не имеет права переступать порог храма, участвовать в богослужениях, причащаться, крестить детей, ставить свечи, заказывать требы, лишается христианского погребения. Если он дерзнёт обманным путём прибегнуть к помощи Церкви, то это обернётся для него большими наказаниями от Бога"***.
Одновременно мы обращаемся ко всем соотечественникам, в ком ещё не очерствело сердце и жива совесть, с призывом — дать решительный отпор всем попыткам надругаться над святыней народной души, над традиционным для России образом жизни и миропонимания; не отмалчиваться, проявляя тем своё равнодушие к будущему России, трусость и бесчеловечность, потому что человеку свойственно беспокоиться не только о своей жизни, но и о будущем своих детей, о той атмосфере, в которой им придётся жить. Давайте не забывать о том, что над народом, утратившим нравственные ориентиры, как это не раз уже бывало в истории, висит реальная угроза исчезнуть с лица земли.
«Общество возрождения отечественных традиций»
* - из того же интервью «Газете» (www.gzt.ru)
** - газета «Русский вестник»,.19, 2003 г.
*** - из Обращения Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества» (Москва) от 18 сентября 1994 г.
http://rusk.ru/st.php?idar=1000525
|