Огонёк, журнал | Протодиакон Андрей Кураев, Глеб Павловский | 23.09.2003 |
Андрей КУРАЕВ, дьякон:
— Тем, кто говорит о сращивании церкви с государством, хочу напомнить, что церковь НЕ участвует в жизни государства. Церковь не занимается назначением чиновников и контролем за ними, церковь не цензурирует законы, церковь не занимается формированием и распределением бюджета, не контролирует награды и наказания, не формирует внешнюю и внутреннюю политику государства.
С другой стороны, есть несколько сфер жизни общества, которые всецело контролируются государством, и именно по этой причине присутствие церкви в этих сферах необходимо. Это государственное образование, государственная медицина, государственные интернаты (для малых и старых), система исправительных учреждений и государственные средства массовой информации. Здесь человек слишком зависит от государства, и потому нельзя его оставлять с нашим государством один на один.
В эти государственные гетто церковь желает войти вовсе не для того, чтобы привлечь в свои ряды новых членов, а для того, чтобы откликнуться на потребность в ее присутствии, которая уже есть у людей, в этих гетто находящихся. Проповедники новых сект идут в эти пространства, чтобы создать там спрос на свою идеологию. Традиционные религии в этом не нуждаются: люди их и так ждут.
А в школе и СМИ церковь должна присутствовать хотя бы для того, чтобы государство могло контролировать массовую религиозную проповедь. Если бы уроки по «основам православной культуры» были в государственных школах, то государство могло бы контролировать качество и направленность ознакомления детей с миром православия (аналогично и с той же целью были бы желательны и уроки по основам исламской культуры). И, кстати, не стоит думать, будто как только правительство разрешит преподавание будь то ОПК или даже Закона Божьего, то священники сразу ринутся в классы. Уверяю, что ничего подобного не произойдет. Директора школ еще умаются бегать за священниками, уговаривая их зайти в школу… Один мой знакомый православный священник в Казахстане буквально ходит по пятам за местным муллой, уговаривая того прийти в местную школу. Дело в том, что сам-то батюшка уже несколько уроков в школе провел, но директор, полагая (надо заметить, без особых к тому исторических оснований), что традиционной религией казахов является ислам, просит, чтобы в школу приходил и мулла. А мулла и сам-то богословию нигде не учился и, как других этому учить, тем более не представляет. Вот батюшка и ходит за ним, и уговаривает провести урок по исламу.