Русская линия
Литературная газета Иван Андреев17.09.2003 

Будем лечить? Или пусть живет?
Дожили. Бородатая шутка из репертуара черного юмора тех лихих хирургов, которых в народе метко окрестили «золотые руки — медные лбы», вдруг обрела контуры отнюдь не виртуальной реальности. В стране сократились обращения к услугам наследников Гиппокра

Валеология для всех
Всемирная организация здравоохранения прогнозирует к 2020 году рост наиболее серьезных заболеваний примерно на 80%. Страховые компании Запада в панике: через 20 лет на поддержание здоровья населения потребуется весь нынешний бюджет ведущих стран мира.

Мир заговорил о полисиндромности как угрожающем человечеству феномене клинической медицины. Суть его в том, что все болезни связаны друг с другом. Почувствовав недомогание, можно обойти несколько врачебных кабинетов, и почти в каждом из них специалисты найдут «свою» причину выявившейся патологии. И не преминут назначить «свои» лекарства. Отсюда шаг к лекарственной эпидемии. По данным ВОЗ, порядка 15% лекарств при самой идеальной диагностике приносят организму вред.

При чем же здесь валеология? Валео в переводе с латыни означает здравствование. Наиболее древнее и распространенное приветствие на русском языке в семантическом смысле строго валеологично. Речь идет о дилемме человека (индивида, личности) и его организма. Кто из них болен? У кого измеряется температура? Медицина нацелена на болезнь, валеология — наука о здоровье практически здоровых людей.

В древних Египте, Индии и Китае истинным целителем считался тот, кто не только излечивал больных, но и укреплял здоровье остальных.

В медицине человек выступает объектом внимания, а предметом врачебной деятельности является болезнь. Валеология исходит из понимания человека как субъекта, собственника и властителя своего здоровья. Клиническая медицина занята ликвидацией локальных последствий сбоев организма и функциональных патологий. Главное — «убить» боль, избавить человека от дискомфорта, отвести непосредственную опасность его жизни.

Врач чаще работает в режиме скорой помощи или пожарной команды, хотя подчас огонь заливает не водой, а керосином. Убирая нежелательный синдром (обычно болевой и локальный), медики нередко наносят молчаливый ущерб другим системам и органам, которые потом потребуют своего лечения. Валеология строится на коррекции образа жизни, навязанного эпохой, обстоятельствами и представлениями индивида.

Это особенно важно сейчас, когда на человечество, помимо СПИДа и лихорадки Эбола, обрушились неведомые ранее эпидемии неинфекционных заболеваний типа синдрома хронической усталости. Они вызываются разладом с природой, социальными катаклизмами, каскадом стрессов и «крысиными гонками» одних за выживанием, других за успехом и прибылью. Валеология призвана свести их до минимума проведением скрининга (просеивания) здоровых либо считающих себя таковыми людей с целью выявления групп риска и мобилизации самого человека на управление собственным здоровьем, представляющим богатство не только самого человека, но и общества.

Фактор риска
Среди причин нарушения гармонии организма преобладают социальные и техногенные. Низкий уровень жизни и культуры, нерациональное питание, курение, алкоголь, наркотики, злоупотребление лекарствами, гиподинамия и т. д. определяют нездоровье человека в диапазоне 49 — 53%. Испорченная экология: загрязнение воздуха, воды, почвы, парниковый эффект и озоновые «дыры» — выступает причиной недомогания и болезней в 17 — 20% случаев.

На несвоевременность оказания и низкое качество медицинской помощи приходится 8 — 10% хронических заболеваний и преждевременных смертей, а на долю генетики — предрасположенности к наследственным и дегенеративным болезням 18 — 22% патологий.

Подобная картина прослеживается и при выявлении индивидуальных факторов риска. Когда вы смачно затягиваетесь сигаретой, знайте: цена этого увлечения от 3 (менее одной пачки в день) до 12 (две пачки в день) непрожитых лет плюс приближение целого вороха болезней, включая те, что пока практически неизлечимы.

Ожирение уносит с собой от 3,6 до 15 непрожитых лет в зависимости от избыточной массы тела (25% и выше). Запущенные диабет, порок сердца, туберкулез, эпилепсия «весят» в среднем по 10 лет жизни.

Будущее прорастает из прошлого и в значительной мере невидимо руководит настоящим. Перешагнувшие 60-летний рубеж родители и прародители дарят потомкам от 1,5 до 7,4 лет. Напротив, их ранний уход отнимает от 0,7 до 1,8 года.

Так что берегите старших! Они «остаются» с вами даже тогда, когда их уже нет.

Зародилась валеология в 1982 году во Владивостоке. Ее «отцом» был профессор И.И. Брехман, выпустивший пять лет спустя монографию «Введение в валеологию — науку о здоровье».

За столь короткий срок валеологию поспешили ввести в качестве учебного предмета в школах и вузах, а также успели отменить по причине «вредоносного влияния» на подрастающее поколение, хотя не исключено, что на нее свалили то, что привнесла в нашу жизнь вульгарная коммерциализация отечественных СМИ.

В научных кругах валеологию приняли в штыки: она несла с собой неизбежный пересмотр привычных, удобных, как ношеная обувь, представлений. Обвальное вторжение разбойных рыночных отношений в сферу здравоохранения привело в нее под флагом валеологии тьму дилетантов, шарлатанов и откровенного жулья.

Ее дискредитировали на старте слишком крутые поборники из числа тех, про кого народ исстари говорил: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Те, кому клиническая медицина стала помехой в эйфорическом провозглашении валеологии в качестве панацеи от болезней и безоговорочной альтернативой иным технологиям охраны индивидуального и общественного здоровья.

Не лучше дела обстояли в школах. Наспех испеченные либо рекрутированные из рядов самоучек валеологи нашли себе «нишу» между медициной и педагогикой в «запретной» прежде сфере общения полов.

Дело доходило порой до абсурда. Как бы состязаясь со всепроникающим телеэкраном, юным созданиям, еще игравшим в куклы и солдатики, спешили преподать впрок неведомые их отсталым родителям правила и продвинутую технику безопасного секса. Не мне судить, в каком возрасте и объеме вводить в школах так называемое «половое воспитание», больше напоминающее претенциозное обучение сексуальному «ремеслу». Но делалось это зачастую безграмотно и бестактно. Вина за это пала опять-таки на голову валеологии.

Праздник Святого Йоргена
Словом, невежд и шарлатанов в ее рядах, как и во всяком новом деле, немерено. Но тяга к новоявленной альтернативе нынешнему медобслуживанию и аванс доверия к ней огромны.

Внутри Садового кольца, а не в глухом таежном поселке громадный кинотеатр забит до отказа, напоминая выставленные в художественных галереях и музеях картины былых съездов с участием вождей. Люди ждут чуда исцеления, почти как в старом фильме «Праздник Святого Йоргена».

Заезжие гастролеры вроде бы из Питера всерьез озаботились здоровьем бедных москвичей. В свою очередь, в Петербурге доверчивый народ «обувают» лжевалеологи «из Москвы», а скорее всего, прикрывшиеся модным столичным имиджем ходоки из Гатчины либо с пока непопулярных российских окраин. Вход бесплатный, но уже в фойе идет бойкая продажа по 50 рублей тонюсеньких, исполненных на газетной бумаге «целительных» брошюрок с авторским пересказом американских методик питания и образа жизни, адекватных группам крови.

Со сцены запугивают неотвратимыми бедами не в меру загрязненного организма. Показывают картинки. Страшно, аж жуть! Как спастись? Благо спасение есть. И оно рядом. Его рецепт великодушно привезли с собой валеокоробейники. Остается явиться к ним на следующий день с баночкой мочи, собранной непременно натощак. Ее экспресс-анализ (всего-то за 50 рублей) определит, не поздно ли вам очищаться, и если вы еще успеваете, то и стоимость этой таинственной процедуры. В зависимости от «показаний» мочи, просмотренной на просвет, она вибрирует от 300 до 3000 рублей. Народ безмолвствует. Но платит. Потому что болеть и тем более лечиться дороже.

Медицина опирается на традицию определения места человека в эволюции природы и общества. Валеология «выпячивает» место природы (генетики и экологии) и социума (истории этноса и конкретной деятельности индивида и его предков) «внутри» человека: в его психике и мозге, телесной организации и генах.

Нетрудно видеть черты валеологии в недрах медицины (гомеопатия, внедрение биологически активных пищевых добавок, спортивные и домашние врачи, следящие за состоянием здоровья практически здоровых людей, профилактические акции типа прививок и диспансеризации), а также врачебную «начинку» в виде терминологии, инструментария, препаратов и оценок, применяемых в валеологии.

Иногда, впрочем, они выступают как конкуренты, способные к продуктивному сотрудничеству даже в сферах, казалось бы, далеких друг от друга. Всем ясно, что никакие усилия валеологов не восстановят утраченные конечность или орган. Избавление от боли и ненормальной температуры тела также выглядит по-разному с позиций медицины и валеологии. Боль и нарушение терморегуляции тела — достижение эволюции, сигнальная информация организма о его неблагополучии, средство выживания вида homo sapiens.

Не будь боли и температурных симптомов, человечество вымерло бы. К слову, самые страшные болезни обычно подкрадываются без явных сдвигов терморегуляции и острых болевых ощущений, которые позднее становятся нестерпимыми. Стремление к обезболиванию и снижению температуры во что бы то ни стало — это ликвидация следствия с риском загнать патологию внутрь и создать предпосылки токсикомании.

Важнее раскодирование «языка» боли и температуры, а затем их снятие без наркоподобных препаратов путем мануальных манипуляций, использования сил и продуктов природного происхождения, включая психотерапию. Кстати, в качестве перспективного способа лечения рассматривается искусственное повышение температуры тела как средство мобилизации иммунных сил организма.

Дух и тело
Возможно, именно валеология наилучшим образом свяжет дух с телом, настроив психику человека на поддержание в порядке тела, а также на трактовку здорового тела как вместилища здорового духа.

Это отнюдь не исключает в экстремальных или патологических ситуациях проявлений альтруизма и жертвенности, столь милых сердцу ревнителей морали из среды настойчивых оппонентов валеологии. В частности, ей предъявлена претензия в том, что она, ориентируя человека на телесное совершенство, «выстраивает лишь медицинский образ человека и провозглашает исключительно медицинский подход к нему» и тем самым как бы склоняет его к снижению уровня духовности, а значит, к индивидуализму и эгоизму.

В какой-то мере, возможно, так оно и есть. Только что же здесь плохого? Эра информатизации располагает к расцвету творческой индивидуальности и личностного самовыражения. Наконец, если я чищу зубы в своем рту, а не в вашем и, кроме того, отправляю некоторые естественные потребности в гордом одиночестве, значит ли это, что я закоренелый противник духовности и социальности?

Словом, валеология не заменяет и не исключает медицину из жизни человека и человечества. Обе ветви заботы о здоровье больных и практически здоровых людей должны идти рука об руку.

Перспективным шагом в этом направлении можно считать разработанный Министерством здравоохранения России проект Федеральной программы пропаганды здорового образа жизни. И создание в глубинке Тверской и Калужской областей первых в стране офисов врачей общей практики и семейных докторов, аналогов издавна любимого народом земского врачевания.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика