С интересом и радостью слежу за диалогом на страницах «Руси Православной» между представителями РПЦЗ и Московской Патриархии РПЦ. Как хорошо, что наконец-то найдена возможность спокойно обсудить наболевшие вопросы не один на один, а всем миром. Как необходимо стремиться к единению двух Православных Церквей и как печально, что на пути этого сближения часто встречается агрессивность, желание спекулировать на чувствах православных верующих, обеспокоенных нынешним положением дел в РПЦ. Так Господь устроил, что мне пришлось лично в своей пастырской практике несколько раз столкнуться с деятельностью представителей Зарубежной Церкви. В связи с этим хотелось бы поделиться с читателями Руси Православной некоторыми наблюдениями и выводами. Все это произошло еще в 1991 году, когда православный храм «В Честь Рождества Иоанна Крестителя», находящийся в г. Куйбышеве Новосибирской епархии, был захвачен представителями «Российской Православной Свободной Церкви» во главе с Олегом Стеняевым. Немногим позже РПСЦ стала называться РП Зарубежная Церковь. Последующее раскаяние иерея Олега С. обязывало меня молчать о куйбышевских событиях, дабы не настраивать против раскаявшегося священника людей, но из-за происшедших в последние месяцы у нас в Новосибирске событий, понял, что, к сожалению, это молчание только вредит как нам, так и РПЦЗ. Около двух лет находился храм «В Честь Рождества Иоанна Крестителя» в руках общины РПЗЦ, неустанно твердящих с церковного амвона и на улицах города о «жидомасонах» в руководстве Русской Православной Церкви, «красных попах», об экуменических отношениях Русской Православной Церкви с римо-католиками и прочими религиозными конфессиями, из-за чего, дескать, Московский Патриархат уже полностью утратил благодать. Были и разъяснения типа: «Московская патриархия — она за Горбачева, а Российская Церковь за Ельцина» (вспомним, что в то время решался вопрос о Российском президенте и в моде была «демократия»). Милостью Божией храм был возвращен Новосибирской епархии, а ушедшие в раскол прихожане раскаялись и вернулись в лоно РПЦ. Опускаю подробности всех перипетий, с которыми храм переходил из рук в руки, но документы обнаруженные после возврата храма, говорят о многом. В сейфе прихода были найдены счета за междугородние переговоры с Монреалем, приветственное письмо Олегу Стеняеву от новосибирского представителя тоталитарной секты «Церковь Христа» (Бостонское движение), в котором, среди прочего, говорилось, что главная цель этой секты в России — борьба с Православной Церковью. К сожалению эти документы затерялись в архиве Епархиального управления. У меня же, остались копии накладных, фактур, ведомостей, актов о передаче гуманитарной помощи от новосибирского прихода римо-католической церкви приходу РПСЦ «во имя св. Иоанна Предтечи». Получал эту помощь прокатолически настроенный священник Борис Бузмаков, бывший настоятель куйбышевского храма. Думаю, что данные документы могут представлять определенный интерес для всех, так как, с одной стороны, подтверждают поддержку папистами раскола в православной среде, который они старались поддержать, а с другой — изобличают двуличность некоторых представителей РПЗЦ, неустанно твердящих «внешним» о своей непримиримой позиции в отношении экуменизма, а на деле же, при случае, оказывающихся не прочь опреться на помощь врагов Православия. Хотелось бы верить, что подобное сотрудничество РПЦЗ с римо-католиками — исключение, а не правило, по крайней мере это пока что единственный известный мне факт. Но методы «проповеди» некоторыми священниками РПЦЗ за прошедшее время, к сожалению, не изменились, что грозит стать печальным правилом. Опишу еще один случай, который, кстати, и послужил поводом для написания этого письма. Года полтора назад в наш храм пришел молодой человек в подряснике и скуфейке и представившись иереем Вячеславом, священником РПЗЦ, предложил познакомиться, рассказал о себе, о том, что его благословил перейти из «безблагодатного» Московского Патриархата в «благодатную» Зарубежную Церковь духовник — священник МП (который сам, почему-то, остался в Церкви «безблагодатной»); о том, как его притесняли за молитвы Царственным Мученикам во время Богослужения; о своем стремлении жить по «Истинному Православию». В ходе разговора также выяснилось, что о. Вячеслав пренебрежительно относится к владыке Иоанну Санкт-Петербуржскому и Ладожскому, что меня не мало удивило. Было понятно, что о. Вячеслав надеется на дальнейшие встречи. Мы поговорили о событиях 1991 года в Куйбышеве, о. Вячеслав постарался объяснить, что все происшедшее является делом рук «провокатора Стеняева», вновь перешедшего в Московский Патриархат с целью предать в дальнейшем и оный (хотя кроме Стеняева на куйбышевском приходе Российской Церкви побывали еще не менее трех священников). Сам же отец Вячеслав, собирается вести проповедь Слова Божиего другими методами, так как прежде всего, по его мнению, от неразумных действий страдают люди. Увы, дальнейшие события показали, что это оказалось лукавством. После первого разговора о. Вячеслав неоднократно приходил приложиться к иконе со св. мощами святого Александра Невского, доступным для поклонения всем прихожанам. Первый тревожный сигнал прозвучал летом этого года, когда священникам нашего прихода за безобразное поведение пришлось вывести о. Вячеслава из храма. А через некоторое время меня предупредили прихожане, что он вступает в беседы в храме и производит смущение словами, что Московский Патриархат, дескать, «безблагодатен», поскольку «безблагодатны» нечестивые епископы, сотрудничающие с богоборческими властями, не хотящие прославить Царя-Мученика и участвующие в экуменическом движении, что и лишает их благодати. Началась старая, знакомая «песня», имеющая своей целью показать прихожанам, как «исповеднически» живет РПЦЗ, как она «гонима» за правду, и как этих самых прихожан обманывают нечестивые архиереи Русской Православной Церкви, которых, между прочим, их же батюшки поминают на каждой литургии. Может показаться удивительным, но для своих «проповедей» на темы отступничества внутри Русской Православной Церкви он выбрал храм, прихожане которого в открытом письме Патриарху, (опубликованном, в частности, в «Руси Православной»), открыто высказались за прославление царственных мучеников, за выход из ВСЦ и осудили ересь экуменизма (подобную позицию наш приход занимает давно, что было хорошо известно о. Вячеславу, о чем он сам говорил при нашей первой встрече). На мое предупреждение о недопустимости подобной «пастырской деятельности» о. Вячеслав сперва пытался утверждать, что такого никогда не было, а будучи уличен прихожанами, стал утверждать, что РПЦЗ пользуется большой поддержкой в России среди православных, с ней сотрудничают, ее поддерживают редактор «Руси Православной» Константин Душенов, издатели альманаха «Православие или смерть», многие другие. А окончилась беседа и вовсе неожиданно: когда о. Вячеславу заметили, что та деятельность, которую он ведет, является серьезным препятствием для объединения наших Церквей, в ответ прозвучало категорическое: «этого мы не допустим». Что ж, приведенный пример горький, но он демонстрирует то реальное положение вещей, которое возникает на местах при знакомстве со священниками Российской Зарубежной Церкви. Является ли основной причиной этого их оторванность от своих архиереев и фактическое отсутствие контроля со стороны священноначалия, или имеются другие причины — судить сложно. И непонятно, почему для создания собственного прихода священниками, именующими себя православными, используется не проповедь действительно православного благочестия и твердости в исповедании Святой Православной Веры, а те же методы, которые сейчас используют еретики-паписты, западные протестантские миссионеры и лидеры деструктивных культов — прозелитизм среди православных. Я конечно понимаю, что причины разделения между двумя Православными Церквями очень серьезны, об этом сейчас часто пишут и говорят в православном мире, в том числе и на страницах «Руси Православной». Но всем, для кого важно объединение двух Православных Церквей, для спокойного обсуждения и решения проблем нужна, прежде всего, миролюбивая обстановка, а не тот комсомольский задор, с которым некоторые представители РПЦЗ поливают грязью Русскую Православную Церковь, и ее пастырей, на деле только мешая наметившемуся нормальному диалогу. Цель моего письма не обвинить, а предупредить руководство РПЗЦ о том, что происходит реально в России, так как часто за рубежом как мне кажется, не представляют истинное положение дел. Не хочется верить, что православные иерархи РПЗЦ благословляют своих священников творить подобные бесчинства, так как наше разделение выгодно только врагам Православия, и наше объединение страшит их. Еще раз подчеркну, что реально во многих местах России недоброжелательное отношение к деятельности священников Российской Церкви, которое они стремятся использовать для того, чтобы выглядеть «гонимыми и страждующими» за Правду, вызвано тем, что на самом их деятельность носит прозелитический, а то и ярко выраженный сектантский характер, разрушает православные приходы, подрывает в людях веру в возможность спасения в лоне Русской Православной Церкви, сеет смущение и уныние. И естественно, что такая деятельность не может иметь ни сочувствия, ни поддержки со стороны священников Русской Православной Церкви, так как она направлена против их прихожан. С уважением, настоятель собора св. Александра Невского протоиерей Александр Новопашин