Российская газета | Татьяна Хорошилова | 05.09.2003 |
Смерть киноактера
— В кино снимаетесь?
— Нет. Меня этим летом попросили написать сценарий детского фильма по роману Адамова «Тайна двух океанов». У нас на экране идет криминал или порнография. А роман хороший, приключенческий, как «Кортик» или «Бронзовая птица», как «Том Сойер». Этого очень не хватает. Шахназаров попросил. Сейчас ищут режиссера.
Осенью три серии из «Жития святых» должны запустить. Три сняты.
— Какие?
— О Василии Блаженном, Дмитрии Ушакове и Данииле Московском.
— Следующие?
— Иоанн Воин, Ксения Петербургская, Серафим Саровский… Не зная историю святых, нельзя понять историю России.
История России — это не даты, не социальные изменения, это внутренние достижения, из которых вытекали исторические события. Общество ориентировалось на них.
— Общество держалось и семьей. Но институт семьи разрушен.
— Он не разрушен. Он не идеален полностью. Русские люди — люди семейные. История не давала возможности для развития этого института. Не было идеологической основы, не было материальной помощи многодетным. Было на словах миллион фондов. Их, как правило, возглавляют бывшие военные. Это для них приработок. Половина из них и креститься-то толком не умеют. Я нагляделся. И сейчас во мне слово «благотворительный фонд» вызывает ужас.
— Одно время вы работали в Управлении делами Президента?
— Я работал в управлении делами ПГУ «Кремль», возглавлял Департамент по связям с общественностью… Я предлагал долгосрочные проекты.
— Путин вас представил к награде?
— У Путина есть положительное качество, которого не было ни у одного Президента. Он здоровый человек. Он съездил к архимандриту Иоанну Крестьянкину. У него положительное реноме. Он человек — дальновидный. Общение с такими людьми поднимает дух. Однако управленец такого ранга несвободен. Он действует в определенных обстоятельствах. Мне нравится, что он разумный человек. У него адекватная команда.
Путин мне подарил золотые часы с камушком, кажется, фирмы «Полет». Но я до сих пор не определился — за что. То ли за «Жития святых», то ли за поездку в Сербию. В Сербии мы сделали серию репортажей. Мы были единственной компанией («Канон»), которая там находилась и снимала.
Сербию бомбили. Мы всю ночь пробегали под бомбами. Взяли каких-то сарделек. Сели поесть. И вдруг что-то как бабахнет. А это там, где мы только что были, снаряд разорвался.
После этого меня Патриарх благословил служить, облачил в одежды священника.
— В прессе сейчас ищут претендента на пост Патриарха? Вы в курсе?
— Бессмысленная возня. В сегодняшнем хаосе ледниковых потоков нужна скала. Такой личностью является Патриарх. По харизме сильнее Патриарха нет. Без него будут развал и хаос.
— Вы снимаете «Жития святых». Благословение берете на каждую серию?
— Я в каждом отдельном случае получаю благословение. Я ушел со старой работы. После «Даун Хауса», после той спланированной акции, которая была проведена.
Вокруг моего фильма поднялась буча, но я думаю, что это была спланированная акция…
— Но диалоги у героев фильма такие, что и просто православный человек такого не написал бы…
— Да, мне не нравится этот фильм. Снимался он в 99-м году. На пленку переведен только через год. А в 2001-м вышла кассета.
— Вы хотите сказать, что за это время изменились?
— Просто я писал его, находясь в глубинном раздражении от самого себя и окружающего мира. Это была моя последняя судорога светского человека.
— Этот фильм — сатира?
— Это, скорее, было творческим самоубийством.
— Вы с детства были бунтарем?
— Да. Я с детства убегал из пионерского лагеря: два раза меня вожатый догнал, один раз побил. Я убегал и плавал в открытом море.
По большому счету нам ничего не нужно. Нам нужно ходить в храм и молиться. В православии человек обращает взор внутрь себя. Мы интроверты. Мы становимся экстравертами в том случае, когда от нас этого требует вера, Родина, гонения, гибель церкви. Соборы собирались только, когда была ересь. Мы такие люди, как все остальные.
Главное — внутренний комфорт
— Вы исповеди принимаете?
— Меня удивляет и радует, до какой степени люди внимательны к себе. Каждый раз, когда я исповедую, не устаю удивляться, как упорно иные люди борются с дурными привычками. Как хотят достичь идеала…
— Вам комфортно сейчас — без кино?
— Мне нравится в храме. Я комфортно себя чувствую. Однажды я сказал батюшке: вот мне квартиру не дали. Моя квартира рушится. Она очень старая. Гвоздь в стену вбить нельзя — к соседу выйдет. Менять электропроводку нельзя. Все прогнило. Дом старый блочный. Денег нет. Но меня не это пугает, пугает, что мне все равно.
— Вот наконец-то ты стал священником, — ответил мне батюшка.
— Ну, у вас есть джип?
— В джипе жить ведь не будешь. Дело в том, что я не хочу воровать. Часть жизни я посвятил тому, чтобы не пойти на это. Я зарабатывать начал класса с седьмого. Матушка тоже начала рано в кино сниматься. Так что и детям нашим придется с жизнью самим разбираться.
— Лучшее вложение — дети?
— Я призываю богатых людей делать вложения в церковь. Церковь способна взять на себя заботу по моральному и духовному благоустройству общества. Мы, священнослужители, можем объяснить, почему нельзя — и подтвердить это тысячью примеров.
— Что нельзя?
— Нельзя заниматься блудом. Изменять своей жене. Развращать своих детей.
— Вы упрекаете людей?
— Я констатирую. У меня ни к кому нет претензий. Даже если человек ушел от веры. Мы не знаем, как он жил. Что с ним будет дальше. Дальше знает только Бог. Может, дальше он будет прославленный святой. Такие случаи бывали.