В разных местах эту Богородичную икону называют по-разному: «Явление Богоматери русскому отряду», «Свеча Августовская», «Божья Матерь Августовская», «Августовская победа». Почитают ее в Белоруссии и на Дону, на Урале и на Украине. Вы можете увидеть ее в нижней церкви храма Христа Спасителя в Москве. Не ищите только упоминания о ней в официальных справочниках по иконографии Божией Матери — напрасный труд. Дело в том, что история ее появления связана с войной — Великой или Второй Отечественной, как стали тогда называть разразившуюся 19 июля / 1 августа 1914 года Первую Мировую. Ровно 89 лет назад — 25 сентября 1914 г. газета «Биржевые Ведомости» сообщала: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально. ». После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось." После этого разыгралось большое сражение под Августовом, ознаменовавшееся большой победой". Меры по пропаганде в войсках этого нового свидетельства покровительства Царицы Небесной своего христолюбивого воинства и по увековечению памяти о Ея чудесном явлении были приняты незамедлительно. По благословению Митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского) начали создаваться иконы, его отображавшие. Несомненно, что почитание нового Образа, связанного с продолжавшейся небывалой по масштабам и жертвам войной, необычайно быстро распространилось по стране (по крайней мере, в ее европейской части, достигая самых глухих уголков). Об этом мы можем судить по географии почитания этой иконы. А в пользу того, что оно было массовым, свидетельствует то, что и в наши дни главной святыней Кременско-Вознесенского монастыря (Волгоградская обл.) является эта икона, «сооруженная» «.иждивением казачек хутора Клетско-Почтовского о здравии воинов.» с указанием 52 имен. Однако, как представляется, эта работа не была обобщена и доведена до конца по вполне понятным причинам. Хотя нам и не известно, какие именно требуются меры для того, чтобы тот или иной Образ Царицы Небесной был официально признан для общецерковного почитания. Вероятно, для этого необходим, в первую очередь, сам факт такового почитания, который необходимо официально утвердить. В данном случае он, несомненно, существовал. Есть и изначальное свидетельство о чудесном явлении Образа. Икона эта, как мы уже говорили, почитается и сейчас. Так, Православный сборник-календарь «Беларусь Православная» за 2002 г. сообщает: «В селе Волотово (Гомельской епархии) храм давно разрушен, но церковью становится хата, куда переносится „Свеча Августовская“. Туда собираются для общих молитв. Затем через полгода-год икона переходит в другой дом. Живая домашняя церковь и ныне крепит веру благочестивых». Изредка можно встретить ее в иконных лавках. Один горячий почитатель «Богоматери Августовской» даже написал тропарь и акафист ей, но инициатива наказуема. Тем не менее дело за малым — нашей доброй волей. По словам одного кременского монаха: «Очень многие интересуются Августовской иконой Божией Матери и все ждут ее „чудесного проявления“». Здесь необходимо сказать, что образ этот особо чтит Ольга Николаевна Куликовская-Романова, и в силу вот каких обстоятельств. Еще в 1940 г., в возрасте тринадцати лет, когда она находилась в Донском Мариинском институте, располагавшемся на территории Югославии, ей во сне было видение Божией Матери, с Богомладенцем, причем именно такой, как ее изображают на этой иконе: на ночном небе, в ореоле света над темной землей. Видение не было статичным. Царица Небесная подняла руку, указывая в правую сторону. Много лет спустя, когда Ольга Николаевна, приехав в 1992 г. в Екатеринбург, вошла в кабинет Владыки Мелхиседека она увидела свое видение на этой иконе. Тогда ей стало понятно, куда призывала ее Богородица, и слезы полились из глаз. Во время беседы с автором этих строк О.Н.Куликовская-Романова высказала полную поддержку нашей инициативе и самое горячее желание, чтобы образ «Августовской Победы» был внесен, если это так необходимо, в соответствующий церковный перечень или реестр для его всенародного опубликования и должного прославления. Остается ответить на неизбежные вопросы: «А зачем это нужно?» и «Почему, собственно, именно этот образ требует особого к себе отношения?». Это нужно, во-первых, затем, что, действительно, «многие интересуются.» То есть люди непрерывно воюющей уже более тридцати лет России не могут равнодушно взирать на эту икону. Такие люди чают составления официальных молитвословий к Августовской Божией Матери и назначения дня особого почитания этого образа, видимо, в середине сентября, когда было и само явление Божией Матери Русским войскам. Разочаровавшись во властях земных, не ожидая более себе от них добра, люди все более возлагают свои последние надежды на Бога. В следующем году исполняется 90 лет явления Божией Матери русским войскам под Августово. Важно, чтобы это торжество стало общецерковным событием. Впрочем, у каждой души свой путь и свое отношение к этой иконе. Пишущего эти строки «Августовская» поразила аналогией самого факта своего явления со «Сталинградским чудом» явления Божией Матери над блокированной в Сталинграде немецкой группировкой, о чем до сих пор не удается найти достоверных свидетельств, кроме самых расплывчатых слухов. Сколько раз за тысячелетнюю русскую историю Силы Небесные зримо приходили на помощь христолюбивому воинству. Сколько раз Взбранная Воевода Сама являлась врагам, обращая их в бегство или же являла Образ Свой избранникам для поклонения и испытания православных в их вере. Из недавних известен Образ Божией Матери Порт-Артурской, ставший нам укором и уроком того, что случается, когда волей Владычицы Преблагой пренебрегают. В силу государственного атеизма Великая Отечественная война, хотя и сопровождалась многими чудесами (их еще надо документировать и обобщать), не оставила нам (пока) памяти о подобном чудесном явлении. Скорее всего, эта информация просто остается под спудом. Зато выясняется, что было такое в Первую Мировую, и это питает нашу надежду, что пробьет себе дорогу и правда о Сталинградском чуде. Наконец, необходимо помнить, что мы имеем дело с великой святыней, требующей к себе соответствующего отношения. Если явление имело место, то долг каждого узнавшего о нем «возглашать на кровлях» обо всем этом. Между тем, из явленных в XX веке, образов Богородицы, лишь образ «Державная» получил действительно всенародную известность. Брань духовная велась всегда, являясь уделом, главным образом, монахов. Но в наши дни каждый православный должен осознавать меру своей ответственности и понимать, что открываемые народу святыни такого рода есть резерв, который нам посылают «войска небесной обороны». Пренебрежение им недопустимо.