Российские вести | Баграт Арутюнов | 20.08.2003 |
— Безграничная вера в Христа всегда отличала истинное православие, религия определяла нравственные устои русской нации, ее мораль и обычаи. Испокон веков русские люди сражались с захватчиками со словами «За веру, царя и Отечество». Обратите внимание: первым ценностным понятием является именно вера, хотя вся русская государственность столетиями строилась на принципе триединства самодержавия, православия и народности — тех моральных ценностей, благодаря которым была создана великая Российская держава.
Конечно, очень хорошо, что по всей стране идет восстановление старых храмов, воздвигаются новые. Как символ покаяния это имеет огромный смысл. Но не менее важно, чтобы церковь нашла в себе силы перейти от внешнего проявления религиозности к глубинному, истинному православию, чтобы блеск и мишура не прикрывали пороки и неверие.
Не может не тревожить то обстоятельство, что с момента празднования 1000-летия Крещения Руси ни разу не собирался Поместный собор. Таким образом игнорируется мнение простых священников и верующих мирян по многим принципиальным вопросам церковной жизни.
Хотя церковь у нас отделена от государства, в последнее десятилетие создалось совершенно ненормальное положение, при котором церковные иерархи живут в атмосфере вседозволенности. Государство слабо контролирует денежные потоки, исчисляемые сотнями миллионов долларов, которые обращаются в церковном бюджете; отсутствует отчетность за финансовую деятельность церкви. На очередном Архиерейском соборе озвучиваются лишь сведения о структуре расходов и доходов центрального аппарата патриархии. Общая сумма доходов, получаемых православными иерархами за коммерческую деятельность, остается тайной за семью печатями.
Такое положение трудно представить в дореволюционной России, когда существовал Священный Синод, возглавляемый обер-прокурором, назначаемым императором из светских лиц. При советской власти был восстановлен институт Патриаршества, но параллельно с ним функционировал Совет по делам религий, в значительной степени повторявший функции Священного Синода.
— Вы считаете, что сегодня возможно восстановить Совет по делам религий, который, как теперь известно, всегда был филиалом КГБ?
— Я не призываю повторять опыт Петра I, отменившего патриаршество, или возобновить эксперименты коммунистов над православной церковью. Однако, по моему глубокому убеждению, православная церковь просто обязана вносить свою лепту в казну государства, а ее финансовая деятельность должна быть совершенно прозрачной.
Сегодня мы становимся свидетелями громких скандалов в церковных и околоцерковных кругах: коррупция, пьянство, распущенность в среде священников наносят непоправимый ущерб авторитету церкви. Предпринимательница Гульназ Сотникова, возглавляющая созданный Патриархом «Российский благотворительный фонд примирения и согласия», была неоднократно уличена в попытках ввоза многомиллионной контрабанды и других неблаговидных делах, нанесших значительный ущерб государству. В 2000 году она практически парализовала авиаперевозки из Китая, добиваясь того, чтобы ее признали монополистом международных транспортных операций в этом регионе.
По сути, тесные контакты Сотниковой с Патриархией можно рассматривать как желание найти крышу для своих полукриминальных махинаций. Она — фигурантка пяти уголовных дел, закрытых после вмешательства Патриархии.
Приведу еще один недавний пример, явно не украшающий облик нынешних иерархов. В Великий пост в зале церковных собраний храма Христа Спасителя под эгидой Международного общественного Фонда «Мир без войны» проходила некая благотворительная акция, во время которой гремело низкопробное эстрадное шоу, в фойе свободно продавался алкоголь. Рядом молились прихожане.
Церковь — слишком важная структура в российском государстве, чтобы можно было позволить благоденствовать в ней недостойным людям. Сегодня, по словам иерархов церкви, религия во многом заполняет тот идеологический вакуум, который образовался после падения коммунизма. Но в таком случае с честью несите нелегкую ношу, просвещайте, воспитывайте паству, а не пьянствуйте, не воруйте. Настала пора изгнать торгующих из храма.
— Православная церковь считается ортодоксальной христианской конфессией, сохранившей каноническую чистоту с времен древней Византии. Не означает ли подобный консерватизм некую косность и неспособность приспособиться к новым условиям?
— Я категорически возражаю против такой постановки вопроса. Если вы подразумеваете под традициями подготовку каждого православного к совершению христианского подвига, то это я считаю святым и богоугодным делом.
— Что вы подразумеваете под словом «подвиг»?
— Понятие христианского подвига в различные эпохи воспринимали по-разному. Вначале подвигом было следование апостолов за Христом, распространение его учения, мученическая смерть за веру. Затем подвигом стало монашество, подразумевавшее не только отрешение от всех мирских благ, но и приготовление своего душевного состояния к идеалам святости. Найти в себе силы уйти от искушения, оставить земные блага, забыть о честолюбии, тщеславии, заменить плотскую любовь на духовную — подобное совершить мог только мужественный и цельный человек.
— В начале двадцатого века гордость русской философской мысли составляли религиозные мыслители. Существуют ли сегодня в церкви подобные интеллектуальные силы?
— Действительно, в начале ХХ века сложилась замечательная школа русского богословия. Хотя они не всегда солидаризировались с ортодоксами, но именно благодаря этим мыслителям русская религиозная философская школа дала мощный импульс развитию науке о человеческом бытии.
Творческие поиски русских философов помогли сплотить значительную часть интеллигенции вокруг православия. Они не успели до конца консолидироваться только потому, что сатанинские силы фактически разрушили в 1917 году Россию, надолго притушили божескую искру в душе русского народа. И тем более сейчас так важно вновь вернуть в лоно церкви интеллигенцию с ее поиском вечных ценностей, приоритетом духовного над материальным.
Сегодня, на мой взгляд, среди молодых священников есть очень перспективные продолжатели русской богословской школы Серебряного века. Будем надеяться, что они со временем реализуют свой творческий потенциал.
В начале перестройки люди хлынули в церковь. Они, казалось, осознали, что без веры, без религии просто не могут существовать. Для российского православия это был уникальный шанс возродить авторитет и величие, но иерархи не смогли воспользоваться этой возможностью. Я думаю, это произошло по той причине, что перестройка практически не коснулась церкви — она оставалась такой, какой была при советской власти. Не секрет, что подчас священники по уровню образования, своему моральному облику оказались намного ниже новых прихожан.
— Какова, на ваш взгляд, роль Русской православной церкви в современном религиозном мире?
— Одним из провальных направлений деятельности Русской православной церкви стало падение ее престижа за рубежом. Создается впечатление, что Московская Патриархия оказалась неподготовленной к тем процессам, которые происходят в мире.
До сих пор не создано реальной основы для сближения с Русской зарубежной православной церковью. Правда, сравнительно недавно в ее адрес было направлено послание Святейшего Патриарха, которое, как это уже не раз случалось, вместо положительного эффекта послужило бомбой замедленного действия. Известный писатель и издатель Никита Струве прямо обвинил Московскую Патриархию в попытке внести раскол в Русскую зарубежную церковь.
Зашли в окончательный тупик отношения с католической церковью. Причем такая ситуация, на мой взгляд, сложилась именно из-за позиции наших иерархов, которые с какой-то средневековой косностью противятся сотрудничеству с Ватиканом.
Подобная ситуация становится особенно тревожной, в то время как во всем мире идет экспансия фундаменталистского Ислама. Террор, попрание гуманистических ценностей — это симптомы грозной опасности, угрожающей миру со стороны фанатиков. Многие СМИ открыто говорят о начале новой мировой войны между мусульманским югом и христианским севером. В таких условиях необходимо единение всех конфессий перед лицом общей опасности.
Россия всегда была многонациональным и многоконфессиональным государством, где христиане, мусульмане, буддисты, иудеи сосуществовали мирно, оставаясь, несмотря на разность вероисповеданий, добрыми соседями. Хочется надеяться, что и в новом тысячелетии у наших народов хватит благоразумия сохранить мир и покой в своем историческом доме.
Беседовал Александр КРЫЛОВ.