Росбалт | 06.08.2003 |
Обладать властью — означает обладать способностью изменить жизнь людей, даже против их воли. Насколько велика власть католической церкви в ФРГ, можно увидеть на примере Бианки Херинг, 33-летней католички-лесбиянки, преподавательницы религии из города Трира. В январе 2003 года она, собрав всю свою решимость, положила, наконец, предел бесконечным уверткам и секретам и зарегистрировала брак со своей подругой. После этого она отправила письмо трирскому епископу Райнхарду Марксу с просьбой о личной аудиенции. В письме высказывалась надежда, что ей будет и далее позволено преподавать религию.
Епископ Маркс, вместо простого ответа на письмо, отреагировал куда более резко: школьный отдел епископата письменно сообщил руководству гимназии им. Гинденбурга, где работала Бианка Херинг, о том, что лесбиянка «до выяснения» не имеет более права заниматься преподаванием религиозных предметов.
Этот выпад школа парировала. С начала следующего учебного года Бианка Херинг будет преподавать этику вместо религии. Желающих учиться у нее — более чем достаточно: все 24 ученика ее группы, без исключения, выбрали для себя на следующий год ее новый предмет вместо старого — религии. Вполне возможно, что еще 24 души только что оказались потеряны для церкви. «Папа Римский мало интересует моих учеников, — заявляет Бианка Херинг, — они все считают его свихнувшимся».
Немецкий кардинал Йозеф Ратцингер обладает еще большим влиянием, нежели его коллега епископ Маркс. В качестве руководителя ватиканской Конгрегации Веры (бывшего инквизиционного ведомства), 76-летний баварец определяет, что есть, собственно, католическая вера. В прошлый четверг кардинал-консерватор вдруг метнул средь ясного неба громы и молнии в адрес геев и лесбиянок. С благословения Папы Ратцингер обрушился в 15-страничной филиппике как на явление гомосексуальности в общем («аномалия», «нарушение естественного этического закона»), так и на однополый брак в частности. Гомосексуальное супружество, согласно могущественному князю церкви, является «злом» и «тяжким заблуждением».
Тот, кто разбрасывает столь беспорядочные удары, частенько делает это потому, что оказывается припёртым к стенке. «Тезисы Ратцингера» — ни в коем случае не нападение с позиции сильного. Скорее, он старается изо всех сил «удержать знамя» в окруженной крепости. Потому что верующие уходят от Церкви, потому что священничество взбудоражено из-за детских насильников в рясах, потому что Церковь теряет самоидентификацию в море западноевропейского сообщества.
Однако предметом споров на уровне большой политики опус Ратцингера стал не из-за своей, едва прикрытой, ненависти к гомосексуалистам, а из-за совершенно неприкрытого приказа политикам: каждому верному Церкви парламентарию «вменяется в обязанность» бороться с законами, приравнивающими гомосексуальный брак к гетеросексуальному. Католик, голосующий за подобные законы, «способствует легализации Зла».
Это противоречит немецкому праву, так как в Германии геи и лесбиянки вот уже два года имеют право официально регистрировать свои браки. Несколько тысяч пар этим правом уже воспользовались. Кроме того, подобных демаршей со стороны депутатов-католиков не наблюдалось со времен Второго Ватиканского Консилиума, проведенного в 1960-е годы и постановившего, что Церковь не может принимать на себя политических обязательств, и верующие, таким образом, отвечают в политических вопросах только перед собственной совестью.
Массированное вмешательство Церкви в дела государства является табу именно в Германии еще и по причинам историческим: в кайзеровские времена Церковь еще была теснейшим образом связана с Рейхом, но Веймарская конституция и, позже, Основной Закон ФРГ разделили сферы влияния, хотя Церковь продолжает оставаться весьма влиятельной инстанцией в школах, университетах и в делах благотворительности и морали.
Большинство немецких политиков отреагировало на попытку вмешательства из Рима весьма резко. К примеру, шеф либеральных демократов Гвидо Вестервелле заявил: «Церковь явно заходит слишком далеко, если предоставляет возможность для дискриминации меньшинств». И в самом деле, изданный Ратцингером документ просто излучает цинизм. Он требует от полигамных пар отказа от своей сексуальности — и утверждает с притворной святостью, что христианин должен одновременно относиться к ним «с уважением, сочувствием и тактом». Примерно, как к прокаженным.
Это потрясло даже ведущих немецких католиков: Винфрид Кречманн, член Центрального комитета католиков Германии и руководитель парламентской фракции ландтага федеральной земли Баден-Вюртемберг, считает, что «это почти что моя обязанность, как христианина, привлечь гомосексуалистов в ряды общины». Генеральный секретарь СДПГ Олаф Шольц вообще отказался от самой мысли о возможности для парламентариев исполнять какие-либо приказания из Рима. «Папе не удастся таким образом отменить немецкий закон о гомосексуальном браке», — вторит ему Вильгельм Шмидт, спикер фракции СДПГ в Бундестаге по вопросам религии. — Я расцениваю этот документ, как попытку оказать императивное давление на законодателей".
Даже ведущие политики консервативных партий не смогли остаться в стороне от конфликта. Руководительница Христианско-демократического союза Германии (ХСС) Ангела Меркель в телефонном разговоре с премьер-министром Баварии Эдмундом Штойбером договорилась о том, что пока суд да дело, они предпочитают помалкивать. Призыв Ратцингера атаковать законодательство они игнорировали. «Мы не будем предпринимать попыток поставить под вопрос существующее законодательное положение», — сообщается в коммюнике ХДС/ХСС.
Тем не менее, у себя на родине, в Баварии, Ратцингер нашел приверженцев «из позавчерашнего дня». «Я приветствую этот документ, — заявляет депутат Бундестага от ХСС Норберт Гайс, — Это не вмешательство в политику, так как депутаты-католики так или иначе обязаны вести себя в соответствии с католической верой и обычаями».
Однако даже согласно теологическим правилам Ратцингер провел «гол в свои ворота». Согласно католическому учению, человек является венцом Божьего творения. Даже Ватикану ясно, что гомосексуализм — это аномалия, однако она также создана Господом. И если Всемогущему было угодно придать некоторым людям подобную ориентацию, а Церковь считает ее чем-то противным натуре, то она тем самым обвиняет своего Бога в вопиющей небрежности. И еще того хуже: утверждение, что Главный Шеф создает Зло, противоречит католическому мировоззрению. Так как же быть?
Опять-таки, далеко не все немецкие епископы встали на сторону главы Католической церкви, даже если они пока что предпочитают помалкивать. Борьба между модернизаторами и консерваторами продолжается в их среде годами — последний конфликт по поводу экуменического Дня Церкви, проведенного в мае в Берлине, отчетливо проявил, насколько обе философские школы разошлись в своем мировоззрении…
То, что Ратцингер и сам Папа изданный документ полагают частью борьбы с модернизацией, доказывает следующая цитата из него: гомосексуализм, как таковой, является «беспокоящим феноменом» — «однако еще более опасным он становится в странах, где гомосексуальные отношения уже нашли или желают добиться правового признания».
В конце концов, плотина католической морали дает в наше время течь повсеместно — даже в столь строго католических странах, как Испания или Италия, законодатели дискутируют о признании гомосексуальных браков. В некоторых штатах США соответствующее законодательство будет вот-вот принято, канадцы же намерены ввести его во всей стране. Конкретной причиной «атаки Ратцингера» стали, по сведениям инсайдеров в Ватикане, многочисленные законы и инициативы в Европе (см. приложение).
Над этим документом Конгрегация Веры под руководством Ратцингера работала почти год. Немецкие епископы не участвовали в этой работе напрямую, однако, например, кёльнский кардинал Майснер никогда не скрывал своих взглядов во время многочисленных посещений Рима. Он уже обвинял федеральное правительство Германии в «поддержке недостойной, с христианской точки зрения, линии поведения» и разрушении тем самым «и без того хрупкого ценностного фундамента».
Каким образом шевелятся шестерёнки в его мозгу, показывает тот факт, что после терактов 11 сентября Майснер проявил удивительное понимание по отношению к действиям мусульманских террористов: «Если наше общество грешит против Бога, помещает голых женщин на обложки журналов, если от детей избавляются посредством абортов, если гомосексуалистам позволено вступать в брак, то в глазах многих мусульман это означает одно: это больше не люди — это животные».
Активные подвижки в собственных рядах должны причинять людям вроде Майснера и Ратцингера немалые мучения: количество священников-гомосексуалистов, по утверждениям специалистов, неуклонно растет. Атмосфера пасторских семинаров является идеальной средой для развития гомосексуальных наклонностей, а позже целибат становится удобным объяснением, почему тот или иной священник совершенно не интересуется женщинами.
Титус Нойфельд, католический священник, университетский преподаватель и гомосексуалист, полагает, что его «коллегами-единомышленниками» являются от 20 до 25% священников. Минимум. Опрос, проведенный в США, показал, что из 1200 священников-респондентов в возрасте от 25 до 35 лет 47% имеют гомосексуальный опыт. Сам Нойфельд в 1990 году сложил с себя обязанности пастора и создал тайную сеть, в которую на сегоняшний день входят 150 действующих представителей духовенства — «Немецкие католические священники-геи». Регулярно они проводят тайные встречи, чтобы обменяться новыми сведениями, новым опытом. «Именно Церковь дала мне возможность открыть мои гомосексуальные пристрастия», — заявил один из священников.
Именно поэтому ватиканские источники утверждают, что самая большая международная организация гомосексуалистов — это сама Католическая церковь. Даже консервативное католическое печатное издание «Die Tagespost» уже задалось в марте вопросом, когда же придет день, в который «весь клир, за редкими исключениями, будет состоять из гомосексуалистов»?
«Когда все признаются в своих склонностях и будут изгнаны, — считает Норберт Катценбах из экуменической рабочей группы „Гомосексуалисты и Церковь“, — Ватикану придется просто прикрыть лавочку».
Признание гомосексуального брака / Процент католиков в населении
Дания — с 1989 г. / 0,6%
Норвегия — с 1993 г. / 0,9%
Швеция — с 1995 г. / 1,1%
Исландия — с 1996 г. / 1,5%
Нидерланды — с 1998 г. / 32%
Франция — с 1999 г. / 80%
Германия — с 2001 г. / 32%
Финляндия — с 2002 г. / 0,2%
Бельгия — с 2003 г. / 75%
Немецкий журнал «Der Spiegel», N 32, 4 августа 2003 г.
Публикуется в сокращении.
Перевод: Борис Немировский