Русская линия
Известия Юлия Кантор29.07.2003 

По образу и подобию
Церковь Успения на Волотовом поле восстановлена

Крест, появившийся над куполом храма на Волотовом поле, под Новгородом, стал последней вехой восстановления уникальной церкви XIV века. Во время Великой Отечественной церковь была превращена в руины — она находилась на линии фронта. Работы по восстановлению самого здания закончены, строительные леса сняты, и отныне, подъезжая к Новгороду со стороны Москвы, издалека можно увидеть блестящий серебром купол и новенький православный крест.

Стоимость проекта — около полутора миллионов долларов, финансирует его немецкая фирма «Винтерсхалл». Решение о финансировании восстановления церкви правительство ФРГ приняло три года назад, и реставрация началась сразу после получения первого финансового транша — в июне 2001 года. (Разумеется, работы в самом храме ведутся только в теплое время года, а «реанимация» росписей в мастерских продолжается и зимой.)

Фрески уникального храма в деревне Волотово, которые академик Лихачев назвал «ключевыми для понимания русской культуры XIV века», ныне находятся в новгородских реставрационных мастерских. Они обрушились от сотрясения воздуха во время бомбардировок и, по выражению реставраторов, «легли на пол». Стены упали позже, похоронив под руинами росписи. Под слоями завалов российские реставраторы нашли тысячи фресковых фрагментов размером от нескольких сантиметров до нескольких миллиметров. Полвека фрески пролежали под обломками стен, разрушаясь из-за сырости.

Надежду на их восстановление вселял послевоенный опыт новгородских реставраторов в «оживлении» руинированной живописи: Вторая мировая принесла Великому Новгороду страшные разрушения, изуродовав практически все русские памятники архитектуры. К счастью, сохранились фотографии фресок храма Успения на Волотовом поле, сделанные в 30-е годы ХХ века, акварели и карандашные зарисовки декора.

Однако окончательные исследования показали — значительная часть живописи, упавшей со стен от вибрации, рассыпалась в пыль или распалась на мельчайшие фрагменты от полувекового лежания «лицом вниз» на земле. (В 1953 году над руинами храма возвели крышу, на чем восстановительные работы и закончились до 2001 года.)

«Собрано более полутора миллионов фрагментов фресок, сейчас они скомпонованы на шести тысячах планшетов. По ним, основываясь на фото и рисунках, мы потихоньку воссоздаем живописный облик храма. Спешка здесь не только бесполезна, она губительна. Мы очень благодарны Русскому музею: нам абсолютно безвозмездно разрешили переснять копии росписей стен и плафона церкви Успения, с довоенного времени хранящиеся там. Это ускорило нашу деятельность и, разумеется, помогает более точно воспроизвести цельные изображения и сюжеты из мелкой мозаики фрагментов», — рассказывает Тамара Анисимова, руководитель реставрационных работ по живописи.

Сейчас в новой реставрационной мастерской, разместившейся в очень интересном архитектурном комплексе «Богемия», принадлежавшем до революции пивоваренному заводу, а после нее пришедшем в полное запустение, реставраторы по калькам восстанавливают руинированный «пазл». На живописном берегу реки Волхова, в «Богемии» — нескольких огромных зданиях красного кирпича, с арками и огромными окнами, с палисадником, заросшим пышнейшей бузиной, — будет в дальнейшем размещен, помимо мастерских, выставочный центр «Фреска». По словам Анисимовой, удастся восстановить до 60 процентов росписей. А то, что «реанимации» не подлежит, будет окрашено тонированным левкасом — чтобы белые в буквальном смысле пятна штукатурки не бросались в глаза. Дописывать утраченные фрагменты реставраторы не станут.

Ныне внутреннее помещение церкви, где еще недавно валялся битый кирпич, а взгляд упирался в сцементированные временем груды каменных и известковых осколков, полностью восстановлено. Возведены колонны и воссозданы прежние арки и своды. Отстроены рухнувшие от бомбежек стены, алтарная часть, нефы, купол. Для восстановления реставраторы использовали «родной материал» — найденные в завалах сохранившиеся кирпичи и камни. А главное — теперь можно рассмотреть немногие фрагменты чудом сохранившихся фресок: новгородские реставраторы укрепили живописный слой, проведя его первичную расчистку.

На территории храма из земли и руин было извлечено около полутонны осколков бомб и снарядов. Груда этого искореженного, ржавого железа мгновенно сбивает идиллический настрой даже с самого непосвященного посетителя. К тому же сразу начинает першить в горле — пороховая пыль не сдается и почти 60 лет спустя. Еще «вещдоки»: пробитая в двух местах советская каска, противогаз и целлулоидная куколка со впившимся в тельце острым куском смертельного железа, пластмассовые дужки очков и осколки посуды. «Верующие люди бежали спасаться от бомбежек в храм, вот и несли сюда самое дорогое и необходимое», — поясняют волотовские краеведы. А реставраторы сейчас готовят материалы для выставки об истории восстановления храма, которая состоится во Франкфурте в сентябре. «Эти находки повезете?» — интересуюсь я. «Мы поначалу хотели — пусть люди видят, что здесь творилось, ведь и у нас сейчас молодые не знают о войне, а за рубежом и вовсе, — говорит Тамара Анисимова. — Но нам сказали немецкие кураторы выставки, что эти экспонаты не подходят под уже сформированную и утвержденную концепцию».

Вообще же применительно к храму на Волотовом поле говорить о реставрации в классическом понимании этого слова не приходится. Речь идет о возведении по образу и подобию. Кстати, не решен пока вопрос и о том, будет ли храм действующим или же останется лишь памятником культуры и символом «новых российско-германских отношений». Официальное открытие храма состоится 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика