Русская линия
Радонеж Александр Богатырев05.08.2003 

Шоу-токарь высшего разряда

В воскресенье, 13-го июля на первом канале Российского телевидения была показана программа БиБиСи «Что думает мир об Америке». Инициатором этого показа был Владимир Познер. Он же от имени России прокомментировал данные опроса, проведенного в России. А в конце передачи, как всегда, глядя поверх очков, многозначительно посоветовал телезрителям побольше думать. «Иногда это бывает полезно», — заключил он и еще более многозначительно улыбнулся. Я решил последовать его совету и стал думать.

Познер, конечно, фигура замечательная во всех отношениях. Это не просто шоу-токарь высшего разряда, а как сказал бы Василий Иванович Чапаев, персона «всемирного масштаба». Ведь ни Киселева, ни Шустера не пригласили на это шоу. А у них заслуг перед всемирной общественностью, пожалуй, не меньше, чем у Познера.

Больше всего меня удивило то, что более половины опрошенных оказались не в восторге от Америки. А это были граждане 11-ти государств, которые традиционно относятся к Америке невпример лучше, чем остальные страны мира. Даже Франция, скорее кокетничает, чем ссорится с Америкой в вопросе о войне в Ираке. Да и попробуй повести себя иначе, когда в самое ближайшее время выходцев из арабских и африканских стран во Франции будет больше, чем коренных галлов.

Что касается России, то мы прекрасно знаем, как у нас выясняется общественное мнение.

Даже на судьбоносных референдумах вопросы формулируются таким образом, что человек голосующий против, на самом деле оказывается ярым сторонником проводимого курса.

Изо всей Латинской Америки господа совопросники выбрали Бразилию — наиболее дружественную США, а в Африке по той же причине была выбрана Южно-Африканская Республика. Из арабских стран — королевская Иордания в которой король наполовину англичанин.

Стоит ли комментировать то, что из двух Корей была выбрана южная…

Да и вопросы были составлены по всем правилам капиталистической пропаганды. Чего стоит «считаете ли вы США оплотом добра в мире?». Это после того, как Багдад бомбили пятисоттонными бомбами, а из-за чего бомбили — не могут даже собственным сенаторам вразумительно объяснить.

И все же, даже при такой лукавой постановке вопросов, был засвидетельствован всплеск антиамериканских настроений.

Единственно, что остается неизменно популярным в мире — это пепсикола и американская «попса».

Даже госпожа Беназир Бхутто призналась в любви к этим «шедеврам американской культуры». Но это скорее свидетельствует об общей деградации, чем о любви к чему-то американскому.

Мне почему-то кажется, что Америку этим не обескуражить. Дело сделано. Теперь в игру вступают те, кому нужно избавиться от нынешнего президента. И этот опрос сослужит им немалую службу.

Если более половины мира против Америки, значит, нужно что-то в ней менять. Начнут, скорее всего, с президента. Все же остальное останется прежним, а некоторые тенденции даже усугубятся. Прежде всего — агрессивность. Весь мир объявлен зоной американских интересов. Но в этом мире более половины его граждан от этого не в восторге. А значит, придется приводить их в восторг всеми имеющимися наземными, воздушными и подводными средствами…

Дай Бог, чтобы этого не произошло. Но даже по законам театра, имеющееся на стене ружье должно выстрелить. А когда ружей много, и мастеров найти повод для их применения предостаточно, остается только гадать, кто следующий после Югославии и Ирака.

А что же делать нам, бедолагам, которым Познер посоветовал думать?

Лично я думаю, что думать нужно, но совсем не так, как того хотелось бы Познеру.

Но, поскольку он и многие другие ведущие постоянно проводят какие-то опросы, сообщают о цифрах и процентах, делают сопоставления и выводы, я решил сделать то же самое.

В июньском номере «Совершенно секретно» есть данные Дмитрия Фурмана о том, что в России более 80 процентов населения считают себя православными. Это значит, что для этих людей дороги христианские ценности и нравственные принципы, по которым Россия жила тысячу лет.

Эти же люди составляют 80 процентов телезрителей, к которым господин Познер обращается каждый воскресный вечер. При этом в одном журнале с программой телевидения на неделю, он назван ярым врагом Православия. И это отнюдь не разоблачение, не оскорбление, а комплимент, который Познеру по сердцу. Недавно в Калуге он заявил: ?Беда России — пагубная роль Русской Православной Церкви?. Интересно, что бы сделали с телеведущим в Израиле, если бы он заявил, что является врагом иудаизма, или в Саудовской Аравии с тем, кто бы заявил, что ислам — беда для арабского мира…

Тот факт, что американцы и англичане расценивают Познера, как ведущего российского теледеятеля, накладывает на этого господина большую ответственность за то, что он выдает в эфир и сообщает журналистам в прессе.

Его личная религиозность или же полное отсутствие таковой никого не волнует, но лишь до тех пор, пока он не задевает и не оскорбляет религиозных чувств других людей.

Мы давно привыкли к тому, что правдолюбцы от телевидения стали вести себя, как коммунистические начальники, председательствовавшие на последнем Съезде Советов. Когда им не нравилось то, что говорили докладчики, они на всю страну приказывали «отключить третий микрофон». Познер не только перебивает выступления тех, кто говорит не угодное ему, но еще и делает комментарии, на которые нет возможности ответить. Что бы ни было сказано в студии, у него всегда есть возможность подвергнуть сомнению или осмеять сказанное. Делает он это часто весьма бесцеремонно. И как бы ни был прав, лишенный возможности возразить участник передачи,

его уже никто никогда не услышит. И никакой суд не заставит хозяев эфира вести себя прилично и предоставлять всем равные возможности.

Казалось бы, российское телевидение должно отстаивать интересы России и ее народа. Но абсолютное большинство телезрителей вынуждены постоянно терпеть оскорбления в адрес России и русского народа, смотреть на то, как американские супермены «мочат» десятками русских солдат, наблюдать, как калечится психика молодых людей сценами насилия и разврата. Многочисленные шоу, в которые вовлечены школьники, неуклонно проводят мысль о том, что измены и патологические склонности одного из супругов нужно терпеть и относиться к ним с пониманием.

Познер советует побольше думать. Я пытаюсь это делать, но никак не могу понять, почему интеллигентные теледеятели заселили через экран наши дома убийцами, маньяками и развратниками. Почему мы должны постоянно слушать матерную брань и музыку, которая по разрушительной деятельности приравнивается к акустическому оружию. И почему современные «деятели культуры», включая их министра, горой стоят за любую мерзость и активно пропагандируют уродство и безобразия во всех формах: в кино, живописи, скульптуре, музыке.

Нет ни одной сферы искусства, которая бы не была обезображена агрессивным антиэстетизмом.

После того, что произошло с Россией в двадцатом веке, когда половина населения была уничтожена в революцию, гражданскую и Отечественную войны, в крестьянских восстаниях, в лагерях, застенках, на лесоповалах и рудниках, швырять народ в разбойную «эстетику» — величайшее преступление. Деятели культуры должны нести уголовную ответственность за то, что гражданскую войну из латентного состояния вывели в «горячую» стадию. Кто ответит за сотни тысяч смертей, в которых повинны мальчишки, насмотревшиеся героизированной лабуды из жизни разбойников?

Нам нужно было по меньшей мере три поколения воспитывать в режиме строгой реабилитации, прививая с пеленок понятия о красоте, высокой нравственности, жертвенности и благородстве.

Нам бы всей страной ландыши нюхать, любоваться цветущими яблоневыми садами да слушать соловьев в приказном порядке, а вместо этого мудрецы от культуры забивают экран покемонами и прочими уродами, показывают днем и ночью обезображенные трупы и новостные программы составляют так, что самые веселенькие сообщения (после бомбежек, заказных убийств, авиа-железнодорожных катастроф, взрывов фугасов и поясов шахидов) — это природные катаклизмы, лесные и рукотворные пожары.

Почему тележурналисты превратились в репортеров Апокалипсиса? Почему они цинично рассказывают о людском горе и страдании. В лучшем случае такими же интонациями, какими в недавнем прошлом говорили о перевыполнении годового плана.

Объяснять это «рейтингом» — сиречь популярностью: смотрят, значит, нравится, это все равно, что объяснять тягу к наркотику у наркомана, насильно приученного к смертельному зелью. Сначала посадили на «кошмарную телеиглу», а теперь говорите, что народ без этого жить не может.

А может быть, главные хозяева телевидения при всей болтовне об атеизме являются поклонниками богини Кали или каких-нибудь африканских демонов смерти?

Никакого здравого объяснения нашей телебеде я найти не могу. Плюрализмом этого не объяснить. Демократическими принципами тоже затруднительно. Если бы была демократия, тогда бы 80 процентов экранного времени формировалось по принципам, которые дороги и традиционны в России.

Господин Познер, конечно же, поспешил, с советом «думать». В России пока еще это умеют делать. Но если дела пойдут таким же образом, то лет через десять некому будет на него откликнуться.

А пока не худо бы поразмышлять о том для чего в своей прощальной передаче, накануне летних каникул Познер соединил воедино очень важные проблемы — продажу земли, коррупцию, рост популярности Сталина и антисемитизм.

Разговор получился более, чем странный. Задав вопрос о причине этих бед, Познер последовательно пресекал всякую попытку сформулировать что-нибудь вразумительное. Художника Глазунова он постоянно перебивал и грозно требовал прямого ответа на лукаво поставленный вопрос. В ответах остальных участников было лишь отношение к проблеме. Они говорили о том, что сталинизм и антисемитизм — это ужасно. Их Познер не перебивал. Терпел повторы и занудную односложность. Встрепенулся он только один раз, когда режиссер Сокуров сказал о том, что без покаяния человек не сможет ничего доброго сделать на земле.

«Ах, вот как?!» — вскрикнул Познер и даже замер от удивления. Он глядел на Сокурова с нескрывасемой досадой. Взгляд его говорил: «Мы тебя сделали знаменитостью, в Канны каждый год твою тягомотину посылаем, а ты туда же — покаяние! Погоди, дадим тебе возможность покаяться!»

Конечно, затронутые проблемы очень непросто честно обсудить в одной передаче, но тогда не нужно их поднимать. Ведь в опереточных ремарках и словесной перепалке с известным художником ведущий показал себя в лучшем случае суетливым новичком, каковым он, разумеется, не является. Тогда почему же он рискнул затронуть «опасные» темы?

То, что антисемитизма в стране нет — совершенно очевидно. Об этом даже говорят в американском посольстве тем, кто собирается эмигрировать из России в США. Им открытым текстом заявляют, что такой демократии, как в России, нет ни в одной стране мира. А одному питерскому художнику отказали в визе, сказав следующую любопытную фразу: «Если бы у вас в городе был бы хоть один маленький погромчик, тогда — другое дело»

Может быть, г-н Познер решил с помощью телевидения подсобить этим «отказникам"…

Иначе он не стал бы показывать любительскую пленку с гневным господином, произносящим запретные слова «жид и жидовское иго». Почему-то профессионал Познер не назвал ни выступающего, ни места, ни аудитории, в которой были произнесены эти слова. А это для телевизионного академика промах более, чем странный. Если это не монолог перед зеркалом, а выступление перед какой-то аудиторией, то значит, эта аудитория слишком мала, и этого господина услыхало несколько его единомышленников. Зато, благодаря Познеру, аудитория, этого господина, увеличилась до ста с лишним миллионов россиян и нескольких десятков миллионов граждан СНГ.

Уж больно этот «промах» похож на провокацию?

Минувшей зимой по петербургскому телевидению показали съезд русских националистов. В президиуме сидело человек пять-шесть, а в зале я с трудом насчитал десяток участников, из которых, как выяснилось, половина была корреспондентами питерских газет. Когда дикторы телевидения сообщают о «дерзкой вылазке русских фашистов» и показывают растянувшуюся на сто метров цепочку из двадцати малолеток в черной униформе, ничего кроме конфуза не испытываешь. Диктор, показывая эту дерзкую выходку, стирает с лица ставшей обязательной циничную ухмылку и переходит на интонации Левитана, сообщающего о начале войны, а текст комментария таков, что начинает казаться, что репортаж ведется из Берлина сорокового года, по которому идут нескончаемые батальоны Третьего Рейха.

Мне менее всего хотелось бы оправдывать фашизм.

Я просто уверен, что его в России нет. Во всяком случае, я видел лишь телевизионные, явно постановочные и тенденциозные репортажи. В поселке, где я провожу лето, 10 лет назад было 2 члена РНЕ. Теперь остался один. На мой вопрос «собирается ли он в ближайшее время проводить каие-нибудь антиеврейские акции?» он назвал меня провокатором и объяснил, что его организация поставила себе целью объединить русских, позабывших о национальном достоинстве и выброшенных на обочину жизни, а не бить кого бы то ни было.

Когда я напомнил ему о бритоголовых хулиганах, громивших после футбольного матча в Москве магазины и машины, он сказал, что это дело рук фанатов и «придурков, насмотревшихся Рембо и всяких американских боевиков». То есть, националист обвиняет в растущей агрессивности молодежи телевидение. Пусть это останется на его совести. Не сомневаюсь, что г-н Познер сумел бы ему ответить. Хотя совершенно очевидно, что активных националистов в России гораздо меньше, чем голубых и христоненавистников на московском телевидении.

В современной России нет возможности для проявления антисемитизма по многим причинам. Ну кто станет обижать Фиру Шапиру, живущую на такую же пенсию, как и ее соседка Клава Иванова, с которой она по вечерам играет в подкидного дурака и клянет Гайдара и Чубайса со товарищи за украденные скудные сбережения. А до, так называемых, «олигархов», людям, склонным к «бытовому» антисемитизму, вовек не добраться.

Скорее всекго, г-н Познер, отрабатывает чей-то заказ. Мы его видели в разных ипостасях — пламенного певца коммунистического образа жизни, потом столь же пламенного пропагандиста Америки. Не исключено, что сейчас он работает на тех, кто решил разобраться с «олигархами». Иначе, зачем было на весь мир говорить о «жидовском иге»? Всем известно, что Абрамович с Ходарковским не узбеки. Они, очевидно, не прочли известной статьи Эдуарда Тополя, в которой он призывал тех, кто ограбил народ хотя бы не издеваться над ограбленными.

Как-то мне попалась одна листовка, в которой тезисно были даны ответы на поставленные Познером вопросы. Познер, очевидно, ее тоже прочел, и. возможно, она стала поводом для его передачи. Суть написанного в ней сводилась к тому, что перестройка — дело внуков палачей русского народа, устроивших массовую бойню под названием «революция» Был назван внук известного писателя, любившего расстреливать и загонять людей под лед. Но если его жертвами были сотни, то жертвы «реформы» его внучка исчисляются миллионами. Далее были помянуты главные комиссары, начиная с Троцкого и организатора Гулага Френкеля, приводилась цифра комиссаров-инородцев, над которыми их внуки не позволяют провести Нюрнбергский процесс. Ну и так далее. А Сталин был назван «освободителем» от помянутого Познером «жидовского ига».

И если бы в поединке с Троцким он проиграл, то к началу войны русские в России были бы полностью вырезаны. Заканчивалась эта листовка призывом не допустить свободной продажи русской земли, поскольку ее скупят «олигархи» и иностранцы.

Не стану комментировать этот текст. Скажу только, что Православная Церковь, которую так не любит Познер, предлагает нашему народу иную «историософскую концепцию». Суть ее сводится к тому, что верующий человек не должен искать виновного в том, что произошло. Мы все — и наши предки, и живущие ныне повинны в случившемся. Вина наша в том, что мы отступили от Бога. Если бы в России была крепка вера, то никакие инородцы не смогли бы нас подбить на кровавый бунт, уничтоживший целые сословия русских людей. От нас, живущих нын, требуется покаяние. Покаяние за себя и за своих предков.

Но г-н Познер не хочет в своих передачах слушать о покаянии. Иначе бы он смотрел на режиссера Сокурова другими глазами. Очевидно, он хочет усугубления русской смуты и, хотя бы небольших, погромов. Но их не будет. Месть, на которой строятся практически все сюжеты голливудских боевиков, является для христиан страшным грехом. Мы не должны забывать о мудром изречении Серафима Саровского «стяжи дух мирен, спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся». Мы не ищем врагов. Беда в том, что они сами не считают нужным скрывать то, что таковыми являются и заявляют об этом с экранов телевизоров.

Я вспоминаю одного покойного питерского господина, называвшего себя «духовным внуком Достоевского и Спинозы». Будучи евреем, он всякий раз, когда речь заходила об антисемитизме, вздыхал и говорил: «Когда бьют провизора, банкир Митька Рубинштейн пьет водку с губернатором».

Господин Познер, если вы, действительно обеспокоены растущим напряжении в обществе, пожалуйста, пожалейте провизора и не? переводите на него стрелки?.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика