Русская линия
Русская линия Алексей Куимов,
Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь)
04.08.2003 

Исток и начало русского воскресения
Интервью Русской линии Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского и Алексея Куимова, председателя Совета партии «За Русь Святую», заместителя председателя Державного Союза России

Архиепископ Викентий и Алексей Куимов
Архиепископ Викентий и Алексей Куимов

От редакции: Наша беседа с заместителем председателя Державного Союза России Алексеем Куимовым о его впечатлениях от пребывания в Екатеринбурге на торжествах по случаю освящения Храма-на-Крови была уже записана, когда нам представилась возможность задать несколько вопросов одному из главных организаторов этих торжеств Высокопреосвященнейшему Викентию, архиепископу Екатерибургскому и Верхотурскому. Поскольку тема интервью была общей, то мы решили дать эти интервью рядом, под одной «шапкой» тем более что А. Куимов принимал участие и в нашей беседе с владыкой Викентием.

РЛ: Алексей Васильевич, не так давно Вы вернулись из паломничества на Русскую Голгофу, в Екатеринбург, где участвовали в торжествах по случаю освящения Храма-на-Крови в память Всех Святых в земле Российской просиявших. Это очередное Торжество Православия проходило в год 85-летия со дня злодейского убиения Святого Царского Семейства. Событие это не только для православных русских людей, но и для всего русского народа имеет огромное значение. Каковы Ваши впечатления от увиденного и пережитого в эти дни?

Куимов: Для меня это паломничество имело особый смысл, ведь Урал — это моя малая родина: там я родился, там прошли детство и юность. Я четыре года не был родине, на многострадальной уральской земле, которая в советское время по уровню безбожия, если можно так выразиться, превосходила многие российские регионы. Такого разгула безбожия, которое царило на уральской земле, не было, наверное, ни в одной губернии России. Простой пример: вокруг нашей деревни, это в 240 километрах от Екатеринбурга (Ирбитский район), в округе на протяжении 40 километров не было ни одного храма. Была только небольшая кладбищенская церковь в Ирбите. Но и в нее люди заходили лишь изредка, поставить свечку «за упокой». Число крещеных людей, особенно среди моего поколения, измерялось единицами. Архиепископ Платон, который управлял епархией в те времена, когда Ельцин возглавлял область, рассказывал мне, что было практически невозможно крестить людей. Словом, безбожие на Урале было просто поразительным. Сказалось, что именно здесь была убита Святая Царская Семья.

Поэтому, первым моим впечатлением после четырехлетнего отсутствия на Урале было удивление. Последний раз я был в Екатеринбурге еще до начала строительства Храма и даже еще до освящения Святейшим Патриархом в 2000 году места, где стоял Ипатьевский дом. И вот теперь, едва ступив на уральскую землю, я обнаружил просто качественное изменение в духовной атмосфере. И это было характерно не только для Екатеринбурга, такое ощущение не оставляло меня и на месте убиения Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны и Великих Князей Дома Романовых в Алапаевске (это уже глубокая провинция).

Храм-на-КровиА огромное число паломников, собравшихся со всей России помолиться Святым Царственным Мученикам, свидетельствует о том, что происходит духовное обновление жизни не только на Урале. Это событие — освящение Храма-на-Крови — вселило надежду, оно показало, что Вера Православная в нашем народе жива, она растет и крепнет. Поэтому, когда мне доводится иногда слышать, что вот де теперь после десятилетней эпохи церковного возрождения якобы начинается угасание религиозной жизни, я могу совершенно определенно сказать, что все это — пустые разговоры. Духовное возрождение России и русского народа продолжается!

Там в Екатеринбурге я убедился в этом воочию. Я увидел великое множество искренне верующих православных русских людей, которые приехали из разных регионов, порою самых отдаленных (я видел целую семью, приехавшую на старенькой машине аж из Амурской области). Я увидел и почувствовал особый молитвенный настрой людей.

На торжествах присутствовали первые лица области и города, несмотря на очень непростые отношения между губернатором Росселем и мэром Чернецким. Но оба они пришли на освящение Храма-на-Крови.

Словом, это, казалось бы, сугубо церковное торжество объединило всех.

Крестный ходРЛ: Нам известно, что Вы участвовали и в Крестном ходе, который прошел от Храма-на-Крови к Ганиной Яме. Расскажите о своих впечатлениях.

Куимов: Да, Господь сподобил меня принять участие в Крестном ходе. После длительной архиерейской службы, ночной Божественной Литургии, в пять часов утра начался этот чудный Крестный ход. Хотя путь предстоял не близкий — семнадцать километров, — около десяти тысяч человек, предводительствуемые сотней священнослужителей с хоругвями и церковными песнопениями бодро двинулись к Ганиной Яме. Я был поражен тем, какое количество молодежи участвовало в Крестном ходе, шли матери с детьми на руках, двигались инвалиды в своих колясках. Но больше всего меня поразили старушки. Рядом со мной бодро шагала бабушка лет около восьмидесяти. Шли мы около пяти часов, но в каком составе все вышли от Храма-на-Крови, в таком и пришли. После прибытия в монастырь Святых Царственных Мучеников на Ганиной Яме был, разумеется, отслужен молебен. Вот какие силы дает Господь!

РЛ: Вы-то дошли до конца?

Куимов: Я дошел, я ориентировался на бабушку, которая шагала впереди меня, поэтому у меня не было никакой возможности отстать (смеется).
Игумен Сергий (справа) и Алексей КуимовА по окончании Крестного хода меня ждала особая награда. Настоятель монастыря отец Сергий (Романов) вручил мне портрет Царя-Мученика Николая в офицерской форме. Это очень большая и важная для меня награда, поскольку я давно мечтал приобрести именно такой портрет Государя, но все как-то не удавалось. Теперь я понимаю, что все мои неудачи в приобретении портрета были промыслительны, я должен был получить его именно здесь и именно после такого Крестного хода.

РЛ: Насколько нам известно, Вы получили и еще одну награду в Екатеринбурге?

Куимов: Да я очень признателен нашему Священноначалию за высокую оценку моих скромных трудов по оказанию помощи в строительстве Храма-на-Крови. Я был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского. Воспринимаю эту награду, как стимул к еще более активному участию в возрождении церковной жизни на родном Урале. Отрадно, что за последние годы, с того времени как Екатеринбургскую кафедру возглавил архиепископ Викентий, очень многое изменилось. Дай Бог владыке Викентию сил в его неустанных трудах. Он очень много делает, ну, а мы будем ему помогать.

РЛ: Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, возглавлявший торжества в Екатеринбурге, выступая на пресс-конференции, произнес такую знаменательную фразу: «Сегодня началась новая история России. Храм этот — символ покаяния народа за цареубийство и богоотступничество». Это очень важное заявление. Скажите, а другие участники торжеств, они испытывали такие же чувства? У Вас, к примеру, было ощущение, что Вы присутствуете при начале новой России?

Куимов: Я уверен, что владыка Ювеналий, кстати, немало потрудившийся в деле канонизации Святого Царского Семейства, просто выразил в этих словах тот духовный подъем и надежду, которые испытывали буквально все люди, собравшиеся на торжества. К примеру, губернатор Россель в своем выступлении сказал, что это событие после многолетнего безбожного периода объединяет и православных верующих, и людей сомневающихся, но уважительно относящихся к родной истории. Губернатор тоже подчеркнул, что освящение храма — это акт покаяния нашего народа. Более того, глава области заявил: мы должны понимать, что живем в русской православной стране. Эти слова, будь моя воля, я бы написал золотыми буквами в каждом начальственном кабинете. Сегодня, увы, далеко не все государственные деятели это понимают.

А я лично думал о том, что в этом году знаковые для нашей страны события как бы сливаются в одно. Я имею ввиду, прежде всего, освящение Храма-на-Крови и 100-летие со дня канонизации Преподобного Серафима Саровского. И, я думаю, это не случайно. Все православные люди знают, какая связь между этими двумя великими русскими святыми: Батюшкой Серафимом и Царем-Мучеником. Всем известно пророчество Преподобного Серафима о том, что Царя, который меня прославит, Бог прославит.

Когда я стоял на службе в Храме-на-Крови, перед Царскими вратами стояла большая ростовая икона Серафима Саровского, и было полное ощущение общего праздника двум Святым. Два события, действительно, слились в одно. И как тут было не вспомнить еще одно пророчество преподобного Серафима о том, что Россия претерпит много бед и ценой великих страданий обретет великую славу. Я думаю, что главное значение екатеринбургских торжеств состоит именно в том, что они укрепляют нашу надежду, что это второе пророчество начинает сбываться. Ну какие еще нам, русским людям, нужны знамения, чтобы мы одушевились, чтобы поверили, что Господь нас не оставил?!

Сейчас самое главное, чтобы русский народ воспрянул духом. Нам сегодня позарез нужна энергия, энергия подъема. Нам нужно поднять с колен русского человека, чтобы он, наконец, распрямился во весь свой богатырский рост, чтобы начал созидать, творить, чтобы обратился к Богу, прилепился к Церкви. И чтобы, в конце концов, он бросил взгляд в сторону нашей власти и чтобы русский народ заявил о себе, как о хозяине своей земли. Только тогда начнут воплощаться пророчества. Пророчества ведь даны людям, чтобы дать надежду или призвать к покаянию.

Екатеринбург и конкретно Вознесенскую горку, где был убит наш Святой Царь и Его Семья, не зря называют Русской Голгофой. Русская Голгофа, это — и искупление грехов, и начало воскресения России. Будем надеяться, что русский народ своими неимоверными страданиями уже искупил грех богоотступничества и цареубийства. А значит, скоро должно начаться и наше воскресение.Русское воскресение!

РЛ: Действительно сам Храм-на-Крови есть наглядное свидетельство народного покаяния в грехе богоборчества и цареубийства. Тем не менее, весьма прискорбно, что достойный плод покаяния совершен был. в Свердловской области, носящей имя главного палача, организатора цареубийства. В Москве, которая сама по себе является святыней русского Православия, до сих пор существует станция метро «Войковская», названная в честь преступника, организовавшего уничтожение честных мощей Святых Царственных Мучеников. Санкт-Петербург — Имперская столица России, град Святого Апостола Петра остается столицей Ленинградской области, носящей имя человека, приложившего руку и к цареубийству, и к разрушению России. Получается так, что тем самым мы продолжаем славить и почитать этих преступников. Можно ли в таких условиях надеяться, что Господь смилостивился над русским народом, что закончится смута в нашем Отечестве?!

Куимов: Нет ничего удивительного, что Екатеринбург находится в окружении Свердловской области, а Санкт-Петербург в окружении Ленинградской. Эта своеобразная эклектика есть результат сосуществования безбожной советской эпохи и переходного периода последнего десятилетия. Нужно не забывать, сколько было разрушено за десятилетия советской власти, сколько изменено названий, сколько национальных святынь было предано забвению. А все это невозможно восстановить в одночасье. Как молодые ростки с трудом пробиваются сквозь засохшую почву, так и старинные близкие сердцу русского человека названия нелегко пробиваются сквозь враждебную среду. Но они пробиваются, они постепенно заполняют и, я уверен, скоро заполнят все русское географическое пространство. Для этого нужно одно — время.

Однако и теперь уже эти символы не страшны для нашего национального возрождения, ибо в них уже нет того мощного разрушительного безбожного заряда, который присутствовал в первые годы революции. Это — мертвые знаки уходящей эпохи. Эклектика — неизбежный признак нынешнего переходного периода. И на Красной площади мы видим кресты и двуглавых орлов, а рядом пятиконечные звезды и мавзолей. Я уверен, что по мере возрождения России, восстановления русского духа эта эклектика уйдет, произойдет очищение символов.

РЛ: Алексей Васильевич, Вы соединяете в своем лице и православного русского человека и политического деятеля. Вы — один из лидеров партии «За Русь Святую» и руководителей Державного Союза России, ведущей нашей национально-патриотической организации. Мы знаем, что по отношению ко многим современным политическим проблемам у русских патриотов и у русских коммунистов наблюдается полное единодушие. При этом отношение к прошлому у нас различается кардинально. К примеру, в оценке личности и эпохи царствования Царя-Мученика Николая патриоту с коммунистом никогда не договориться. Как Вы полагаете, каковы в таких условиях перспективы сотрудничества, взаимодействия русских патриотов с коммунистами?

Куимов: Отношения русских патриотов к русским коммунистам — тема, действительно, сложная. Доходит до того, что нередко приходится сталкиваться с таким словосочетанием, как «православный коммунист». Это — та же эклектика, которая характерна для нынешнего состояния нашего общества.

Коммунисты тоже называют себя патриотами, заявляют, что они тоже за сильную Россию, за великую Державу, за укрепление международных позиций страны и т. д. Здесь у нас нет противоречий с коммунистами. Но когда мы поднимаемся на более высокий идейный уровень, сразу проявляются расхождения и даже противоречия. Весьма характерно, что мы можем найти много точек соприкосновения с коммунистами по современным проблемам, но резко расходимся с ними как в оценке прошлого, так и в определении перспектив и путей развития будущей России. И эти противоречия нельзя обойти или затушевать, да и не нужно их затушевывать.

Нам, русским державникам-патриотам, важно определить в чем мы можем быть вместе, а в чем мы принципиально расходимся. И самое главное, мы должны отдавать себе отчет, что рядовые коммунисты в большинстве своем — такие же русские люди, но только находящиеся еще на пути к Вере, еще не прозревшие до конца. Им близки и дороги многие понятия, которые близки и дороги нам, православным русским людям. Нам нужно с терпением и любовью работать с ними, сотрудничать, не забывая, конечно, о наших различиях. А различия, повторюсь, у нас достаточно велики.

Нам нужно помнить о необходимости единства всех русских благонамеренных людей. Тем более, что в идеологическом плане у коммунистической идеологии, я уверен, нет будущего в России, она неизбежно будет отмирать. Понимая это, мы должны вести спокойную разъяснительную работу.

РЛ: Кстати, и сама нынешняя компартия является эклектическим образованием, особенно в области идеологии. К примеру, лидер коммунистов Геннадий Зюганов неоднократно заявлял и писал, что КПРФ — партия патриотическая, что в рядах партии очень много верующих (по его данным почти одна треть). А вот его заместитель Иван Мельников недавно в интервью агентству «Финмаркет» заявил, что главной стратегической задачей компартии является построение коммунизма, что эту задачу никто не отменял и отменять не собирается. Это значит, что со своими догмами и утопиями вожди КПРФ расставаться не собираются. Вряд ли коммунисты найдут себе союзников среди русских патриотов в деле построения коммунизма. Таким образом, позиции русских патриотов и коммунистов расходятся не только в оценках прошлого, но и в определении перспектив и стратегии развития России. Какой видят грядущую Россию русские православные патриоты?

Куимов: Если ты — русский православный патриот, то ты — монархист. Если ты — не монархист, то ты — либо не русский, либо не православный. Это — аксиома. Грядущая Россия для нас это — Православная Монархия, Русское Самодержавие. Если я не ошибаюсь, Черчилль сказал как-то, что демократия очень несовершенна, но ничего лучшего человечество не придумало. Человечество, наверное, ничего лучше не придумало и не придумает. Но есть Богоустановленная форма власти, это — Самодержавие. Святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому принадлежит другая крылатая фраза, которая выражает взгляд русских православных людей на идеал государственного устройства. Этот великий Светильник земли Русской сказал: «Демократия — в аду, а на Небе — царство». Мы, русские православные патриоты стремимся обустроить нашу Россию по образу и подобию Небесного Царства. Именно поэтому мы — монархисты. Не коммунистическую утопию по рецептам Маркса и Ленина мы стремимся осуществить на русской земле. Мы чаем видеть Россию под властью Помазанника Божия.

Все сегодня видят, что демократия западного образца не приживается в России. В сознание русского народа крепко вошло, что демократия — это обман, подлог, как точно подметил в свое время Константин Победоносцев, а затем повторил приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев) демократия — это «великая ложь нашего времени». Неудивительно, что демократические процессы в России протекают отдельно от реальной народной жизни. Демократия абсолютно чужда русскому народу, это понимают и умные демократы, которые уже становятся «конституционными монархистами», т. е. эдакими «недоношенными монархистами».

Нас, русских православных патриотов-монархистов, нередко пытаются увести в бесплодные разговоры о частностях. Будет при Царе совещательный орган в виде Земского Собора или в виде Государственной Думы, кто станет нашим Государем и т. п. Мы, по слову, великого русского мыслителя Ивана Ильина, — непредрешенцы в определении того, когда будет восстановлена монархия и кто станет нашим Государем. Мы — не утописты, мы отдаем себе отчет, что монархию невозможно ввести указом, она должна быть востребована народом. А для этого нужно, прежде всего, воцерковить русский народ. Чтобы сделать это, нужно время, нужен серьезный труд всех благонамеренных русских людей, всех русских патриотов.

Пока же нам, как воздух, нужно русское национальное правительство, которое начало бы постепенно, методично вычищать ту грязь, которая заполнила наши государственные институты, пропитала все поры нашего общества. Национальное правительство должно готовить русский народ к возрождению монархии в России, чтобы мы смиренно и с любовью приняли дарованного нам Богом Помазанника. И над русской землей вновь величественно зазвучали бы слова народного гимна-молитвы: «Боже, Царя храни».


Владыка ВикентийРЛ: Ваше Высокопреосвященство, не будет преувеличением сказать, что 16−17 июля нынешнего года духовный центр России переместился в Екатеринбург. Вся православная Россия молитвенно была там, на месте Голгофы Царской Семьи. И митрополит Ювеналий, и губернатор области Россель буквально в один голос говорили о том, что со дня освящения Храма-на-Крови начинается новая история России. Как Вы, архипастырь, потрудившийся более других на поприще созидания этого Храма, ощущали происходящее? Как Вы представляете себе значение этого величественного события в жизни России и русского народа?

Архиепископ Викентий: Я очень рад, что и губернатор нашей области, и митрополит Ювеналий, и митрополит Сергий и остальные архиереи, прибывшие в наш город, в эти торжественные дни прониклись особым чувством надежды на будущее нашей страны. Мы давно говорили, что здесь была порушена Россия, здесь нужно начинать ее возрождение. И когда с благословения Святейшего Патриарха мы начали строить храмы — на Ганиной Яме и в других местах, — то при постройке каждого нового храма мы всегда помнили об этом. Для нас образцом для подражания должны быть наши предки. К примеру, как строилась Лавра Преподобного Сергия Радонежского? Сначала Преподобный пришел в дремучий лес, где построил деревянные кельи и деревянный храм. Так и мы начали строить деревянные храмы и постройки. Мы хотели показать, что теперь, как и в старину, Россию можно и нужно начинать отстраивать по-простому.

И это, слава Богу, удалось. Теперь люди, которые приезжают туда, чувствуют особую благодать Божию, которая по молитвам Святых Царственных Страстотерпцев, их посещает. Все, и верующие, и неверующие, в один голос говорят об особом состоянии души.

Но то, что происходило в Храме-на-Крови в эти дни, когда действительно вся Россия присутствовала здесь и внимала голосу иерархов нашей Церкви, имеет особое значение. Кстати, и Святейший Патриарх Алексий в своем послании ко всем нам говорил, что именно отсюда должно начинаться возрождение нашего Отечества на основе веры, благочестия и нравственности, т. е. на тех основаниях, которые были присущи России испокон веков. Теперь нам всем необходимо не только слушать и говорить, но, прежде всего, делать.

Царские святыни на земле Урала должны стать тем местом, куда люди должны придти, поклониться, приобщиться благодати Божией, которые Господь дает по молитвам Святых Царственных Страстотерпцев, и строить новую Россию. Строить именно на основе тех древних благодатных традиций, которые укрепляли государство и общество, созидали крепкую, сильную Россию, ставшую Святой Русью. Наши предки ведь славили Бога с особым благоговением, страхом Божиим, с любовью, и совершенствовались из силы в силу, поэтому их жизнь соответствовала тому наименованию, которое нашей стране дали соседи — Святая Русь.

РЛ: Русская Православная Церковь находится ныне в непростой ситуации. С одной стороны, Церковь независима от государства, никто не мешает верующим ходить в храмы и молиться Богу. Однако, с другой стороны, даже при том, что отношение большей части общества к Церкви является в целом благожелательным, Церковь и верующие оказываются порою беззащитными перед кознями врагов Христа. Об этом свидетельствует хотя бы ситуация вокруг организации откровенно кощунственной выставки в Москве в Сахаровском центре в январе сего года.

Очевидно, что Церковь вынуждена будет осваивать новые технологии, использовать принятые в современном обществе методы противодействия врагам Христа и Его Церкви. Одним из таких методов является метод политического влияния на ситуацию. Сейчас в России активизируется патриотическое движение, к примеру, создана и активно действует партия «За Русь Святую», которую возглавляет присутствующий здесь Алексей Васильевич Куимов. Скажите, пожалуйста, Владыка, что Вы, как архипастырь и гражданин России, ждете от православных политиков-патриотов?

Архиепископ Викентий: Все граждане России — это наши духовные чада. И мы, как духовные отцы, желаем нашим чадам крепости, сил душевных и телесных, чтобы они на основе Веры Православной, отеческих традиций строили свою жизнь. Поэтому, я желаю успеха православным политикам, чтобы выявились самые лучшие, самые добродетельные люди, которых и должно выдвигать на ответственные посты в государстве, чтобы они стали полезными для нашего общества, чтобы наше общество обновлялось и преображалось. Россия нуждается в таких людях.

Верующие, добродетельные люди нужны везде: и в Церкви, и в мирской жизни, и во властных структурах. Отрадно, что появляются такие добрые плоды, появляются люди, которые хотят сделать благо для нашего Отечества на политическом поприще.

РЛ: Торжества в Екатеринбурге свидетельствуют, что ширится народное покаяние в грехе богоотступничества и цареубийства. Одновременно в обществе растут и монархические настроения. Как Вы считаете, есть ли будущее у монархии в нашем Отечестве?

Архиепископ Викентий: Я думаю, что для этого нам нужно еще очень много потрудиться. Нам нужно взрастить таких добродетельных людей, которые бы соответствовали такому высокому званию, как монархист. Ведь монархист — это, прежде всего, человек глубоко верующий, человек благочестивый и добродетельный. У нас есть прекрасный образец — Святой Царь-Мученик Николай. Если мы взрастим таких людей побольше, тогда можно надеяться, что возродится и монархия.

http://rusk.ru/st.php?idar=1000317

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика