Русская линия
Свет Евангелия Романо Скальфи13.07.2003 

О «Христианской России» и особенностях благовестия
Во время недавнего визита в Москву основатель «Христианской России» о. Романо Скальфи нашел время побеседовать с нашим корреспондентом.

— О. Романо, как нам, по Вашему мнению, найти способ братского сосуществования и сотрудничества с православными братьями?

— Я думаю, что даже в нынешних условиях можно сотрудничать с православными. Примером тому может служить работа культурно-просветительского центра «Духовная Библиотека», в котором во благо этой страны успешно трудятся и католики, и православные.

Конечно, сейчас есть некоторые затруднения в отношениях между Патриархом Московским и Ватиканом, но надо просто терпеть и продолжать трудиться вместе. По моему мнению, истинная проблема — не в так называемом «прозелитизме» или униатах, проблема — в самой евангелизации; она актуальна как для России, так и для Италии, и для всего мира.

Мы не собираемся заниматься прозелитизмом, наша задача — по мере сил способствовать тому, чтобы Россия встретилась со Христом. Вот что самое важное. Все остальные вопросы — второстепенные. Бесконечные разговоры о «прозелитизме» в наших условиях бессмысленны… Ведь, согласно статистике, в соседней Белоруссии за последние годы число верующих, еще 10 лет назад регулярно посещавших храм, сократилось на 10 процентов. И, с другой стороны, резко увеличилось число протестантских общин в странах СНГ.

Я ничего не имею против протестантов, я просто констатирую факты; это — действительность, которую нельзя игнорировать.

— Ваши интенции вполне понятны, думаю, что и в Ватикане стремятся к тому же, что его основное стремление — помочь Православной Церкви в благовестии. Но как быть, если эта Церковь говорит: «Оставьте этих людей в покое, не мешайте, не трогайте нашу паству, мы сами приведем этих людей ко Христу, к таинству крещения и другим таинствам… Вы вмешиваетесь в наши дела». Как на это отвечать?

— По-моему, так, как сказал Папа, говоря, что Католическая Церковь до тех пор не будет истинно католической, пока не соединится с православной. То же я сказал бы о православных: они до тех пор не будут воистину православными, пока не соединятся с католиками.

— Каким Вам видится это соединение? В какой форме это может быть? На чем оно может основываться?

— Это соединение может базироваться на личности, на личной святости. Если человек теряется в самом себе, это, по-моему, порок, это трудность, мешающая соединению Церквей. Упрочиться это соединение должно общинами.

Итак, во-первых — человек, во-вторых — община. Очень жаль, что в российском православии мало братств, не имеющих националистического окраса, а много тех, которые больше думают о Родине, но не о Христе. Но есть и настоящие общины, и пусть они развиваются и в Католической, и в Православной Церкви, чтобы вместе способствовать соединению. Это непростая дорога, нужно идти по ней постепенно, и на этом пути католики могут обогатиться дарами православной традиции, и наоборот.

— Рассмотрим и такую ситуацию: есть крепкие общины — католическая и православная. Есть обоюдное желание участвовать в совместных проектах — благотворительных, например. И вдруг в последний момент все распадается по той причине, что священник не благословил это начинание. Я не раз слышал о подобных прецедентах.

— Не хочу называть фамилий, но уже сейчас есть православные, которые сотрудничают с нами, хотя их мало.

— Людей, которые работают с нами, в православной среде их называют «филокатолики» и дистанцируются от них. В их числе встречаются очень разные люди — как те, которые пришли по зову сердца, так и достаточно меркантильные. Не уместнее было бы обратить внимание на тех православных, которых называют «традиционалистами» и которые не хотят с нами сотрудничать? Как с ними строить диалог?

— На мой взгляд, в этом случае вообще не надо суетиться. Нужна быть свобода выбора. Если человек не хочет сотрудничать с нами, нам не должно его осуждать — Бог ему судья. Нельзя принудить человека к совместному труду. Важно, чтобы православные издатели, та же Духовная академия, не публиковали книг антикатолической направленности. В той же Италии нет антиправославных книг, а здесь — сколько я нашел изданий с самыми грубыми выпадами против католиков!

— Всякий раз, когда мы пытаемся организовать «круглый стол» для выяснения существующих мнений на данную тему, выясняется, что на встрече присутствуют упомянутые «филокатолики», и, крайне редко — официальные представители Русской Православной Церкви. Да еще и выясняется, что их вовсе не приглашали. Когда вы устраиваете в «Христианской России» какие-то акции, смею предположить, что и у вас приглашенные православные — это какая-то одна своя «обойма». Пробовали ли вы приглашать традиционалистов?

— Пример тому есть, мы приглашали в Рим на собрание людей, настроенных антикатолически. Вместе жили, вместе работали, общались — и отношение к нам изменилось. Никому ведь не нужно, чтобы русские стали католиками — и в Православной, и в Католической Церкви есть все для святости и спасения. Мы хотим ближе узнать друг друга — и для этого надо общаться, но только не с теми, кто настроен радикально против нас.

Признаю, что среди фундаменталистов есть немало интересных людей. Помню высказывание одного православного священника, сказавшего мне, что если православный переходит в католичество — то это прозелитизм, а если католик в православие — миссионерство. Я уважаю таких людей, зная, что они, по крайней мере, убежденные сторонники традиционализма. Но есть такие, которые умело играют, используя существующие проблемы.

— Так вы считаете, что к сближению конфессий в рамках единой Церкви мы должны идти, исходя их общины, личности, действуя через их сердца, совесть, через распространение книг и средств массовой информации, через различные церковные мероприятия. А как работать с иерархией, со священноначалием?

— Церковь — это не только иерархия, при всем моем к ней уважении, это — и народ Божий. И подчас воля народа весьма существенна, и влияет на решение иерархии.

Если у православного или католика есть страсть к евангелизации — мы всегда поймем друг друга. Главное — страсть в проповеди Благой Вести, страсть ко Христу. В этом контексте проблема так называемого «прозелитизма» — надуманная.

— То есть, затруднения возникают только тогда, когда человека перестает по-настоящему волновать то, что на свете есть люди, не знающие Христа, когда пропадает желание нести в мир Благую Весть и страсть к евангелизации?

— Да. Известен случай, когда атеист встретился с группой российских католиков и уверовал, и пожелал креститься. Но в нашей общине ему сказали: «Ты из традиционно православной среды, не лучше ли тебе принять крещение в православном храме?» Он крестился в православной церкви, подходил там к причастию, но не прекратил встречаться с католиками. А совсем недавно он известил меня о том, что батюшка заявил, что не допустит его к причастию, если тот не перестанет общаться с католиками. Любовь к власти в данном случае больше, чем любовь ко Христу. Надеюсь, что эти случаи единичны.

— В минувшем году сразу после установления епархий мы пережили очень трудное время. В то же время Россию посетили ряд итальянских делегаций вместе с епископами, которые выражали Алексию II свою солидарность и всячески его ободряли. Или, например, доминиканцы из Бари, привезя в дар Православной Церкви мощи св. Николая, не известили о своем приезде ни архиепископа, ни нунция. Они торжественно вручили мощи Патриарху, не подумав о том, что российские католики тоже могли почтить их, если бы их хотя бы на час привезли в кафедральный собор. То же повторилось с мощами св. Валентина. Как Вы, как пастырь, рассматриваете перечисленные факты?

— И среди католиков есть люди, у которых есть антикатолические комплексы. В своем желании сблизить конфессии, декларируя свое уважение к православию, не обязательно критиковать Папу, нужно просто сказать правду. Важно при этом говорить о важных вещах, а не о «прозелитизме» или «униатстве».

Допускаю, что в мире есть люди, настроенные антиправославно, как есть и такие, которые настроены антикатолически. Но следует признать, что у нас одна цель — это евангелизация, и проблемы у наших Церквей схожие. Ведь у Православной Церкви в Италии есть и священники, и даже епископ-итальянец, — ну и что? Путь будет православие в Италии!

— Мне встречался журнал «Православная Италия». Если бы нашу газету назвали «Католическая Россия» — масштаб скандала сложно было бы себе представить… Теперь самое время рассказать вкратце о «Христианской России"…

— Наша община начала свою деятельность 50 лет назад, чтобы познакомить итальянцев с Россией. Мы издали очень много русских книг, основали школу иконописи, пригласив православных живописцев, для того, чтобы итальянский народ узнал о богатстве восточной традиции.

Теперь наша цель — чтобы православные узнали о богатстве христианского наследия, и католичества в том числе. В наших книгах и наших действиях нет антиправославной направленности — напротив, в числе наших сотрудников только двое католиков, остальные — православные, и им замечательно работается. Есть православные преподаватели, которые заказывают у нас, например, такое издание, как «Философская антропология», интерес к этому очень высок.

Мы публиковали книгу еп. Иллариона (Алфеева), о. Николая Балашова, других православных авторов. Мы надеемся в будущем, если приведем в порядок новое помещение, проводить совместные встречи, цель которых — формирование позитивного взгляда. Если мы не научимся быть вместе, что сбудутся слова о. Александра Меня, сказанные мне незадолго до гибели: «Через 25 лет в России большинство будет протестантов». Я ничего не имею против них…

— Просто вы знаете разницу, и она очень велика…

— Да!

— Ваши впечатления о нынешнем визите, с какими планами вы ехали сюда, с какими ощущениями уезжаете…

— Вчера был в православной церкви. Самое яркое впечатление — литургия в православном храме. Меня очень взволновала и община. В 1965 г., когда я окончил «Руссикум» и считал себя специалистом по экуменизму, а потом узнал о деятельности многих движений, подобных «Коммунионе э Либерационе», то понял, что воссоединение Церквей не зависит от экспертов.

Для этого нужно много трудиться, нужно просто дружно жить. Чем больше между нами доверия, тем больше шансов к тому, что воссоединение рано или поздно состоится. К тому же не стоит забывать, что и в нашей Церкви есть различные течения, сеющие разногласия, а разделения между нами не способствуют воссоединению. Визиты итальянских делегаций к Патриарху сразу после установления в России католических епархий могут служить тому примером.

Не скажу, чтоб у нас не было ошибок, они есть… Но следует помнить, что нашему воссоединению мешают и наши разногласия, и разногласия между православными — то, например, что в Украине сейчас существуют православные Церкви трех юрисдикций. Будем надеяться, что Православная Церковь решит эти проблемы. Надеяться нужно, ибо каждый христианин — это оптимист, а не пессимист.

— Вы носите так называемый «православный» крест. Почему?

— Я — священник восточного обряда. Но служу и в латинском, и в восточном. Многие считают, что в Православной Церкви следует использовать только восточный обряд, а в Католической — латинский. Но сколько католических приходов приглашало меня служить по восточному обряду! Помню, как меня шутя представляли белорусскому митрополиту Филарету, говоря: «Вот священник, который занимается православным прозелитизмом в Италии».


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика