Имя настоятеля Мироносицкой церкви хорошо известно не только в Пскове, но и по всей России. Особенно оно стало популярно после выхода в свет в конце прошлого года его книги «Догмат о церкви». Что сегодня представляет собой Русская православная церковь? Тело Христово, как сказано в Писании, организацию стяжателей или закрытую корпорацию, построенную на иных, отнюдь не духовных принципах? Найти ответ на эти вопросы попытался священник Павел. Выводы, сделанные им, вызвали гнев церковного начальства и части клириков. Нашлись и такие, кто, несмотря на тотальную критику, поддержал отца Павла, — см. публикацию «В нашем стаде появились волки», «Новая газета». 27 от 17 апреля 2003 г. Ее автор, приходской священник, не решился назвать своего имени, что вполне понятно: в закрытой структуре, какой сегодня является РПЦ, подобная гражданская смелость может иметь самые серьезные последствия. Подтверждение тому — события, которые произошли в самом Пскове.
После выступления владыки Псковского и Великолукского Евсевия в Троицком кафедральном соборе, во время которого он попросил прихожан «защитить его от критических нападок отца Павла», был зверски избит пономарь Мироносицкой церкви.
Нападение произошло зимой, а 20 марта «Волга», которой управлял священник, попала в аварию. Только по счастливому стечению обстоятельств (скорость движения была очень мала) удалось избежать самых серьезных последствий. По заключению независимого эксперта, виной всему стал выход из строя рулевого управления: на месте не оказалось небольшой детали, которая удерживает сошку. Сотрудник ГИБДД отметил в своем заключении, что «шплинт из отверстия в пальце рулевой сошки автомобиля ГАЗ-3110 выпал не в результате естественных причин (обламывание его загнутой части, срезание… поворотом гайки), а был удален после выпрямления его загнутой части». Тот, кто знаком с устройством автомобиля «Волга», сразу же поймет, что человек опытный легко может выдернуть шплинт при помощи обычных плоскогубцев.
Вполне естественно, что отец Павел обратился в милицию с требованием разобраться в истинных причинах аварии. Однако в возбуждении уголовного дела было отказано. Далее последовало письмо священника в областную прокуратуру, в котором он изложил просьбу защитить его. При этом сам П. Адельгейм не сомневался, что инцидент с автомобилем — не что иное, как попытка организовать катастрофу.
Если же говорить о вероятном мотиве, то он содержится в публикации псковского епархиального вестника «Благодатные лучи» (. 2 от 10.03.2003). И далее в заявлении говорится:
«В нем (епархиальном вестнике. — Ю.М.) содержатся клевета и оскорбления в мой адрес, высказанные псковским архиепископом и его Епархиальным советом. Уже сами по себе эти пространные инсинуации являются уголовным преступлением по ст. 129 и 130 УК РФ, поскольку нарушают презумпцию невиновности и публично обвиняют гражданина РФ в преступлениях, которые законным судом не установлены. Религиозный экстремизм публикации, направленный против конкретного человека, влечет грозные последствия, поскольку указывает конкретного «врага» своим многочисленным читателям, называет его «слугой дьявола» и при этом сообщает его имя, фамилию, место служения.
Что касается исполнителя, то им мог быть психически неустойчивый фанатик. Тем более что публикация в «Благодатных лучах», по сути дела, инициирует религиозную нетерпимость и может направить его руку к «справедливому возмездию».
С момента обращения (30 апреля с. г.) отца Павла в областную прокуратуру прошло три месяца. Именно столько потребовалось бюрократической машине, чтобы сдвинуться с места. Так или иначе решение милиции опротестовано. Насколько эффективным будет новое разбирательство — посмотрим.
Наша справка:
Протоиерей Павел Адельгейм родился 1 августа 1938 года. Отец был репрессирован и расстрелян в 1942 году, мать сослана в Казахстан. Воспитывался в детском доме. Был послушником Киево-Печерской лавры. В 1956 г. поступил в Киевскую духовную семинарию, откуда исключен игуменом Филаретом Денисенко по политическим мотивам. В 1959 году рукоположен дьяконом. Окончил Московскую духовную академию. В 1969 году арестован и осужден по ст. 1901 («Распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский государственный и общественный строй»), приговорен к трем годам лишения свободы. В лагере во время восстания заключенных потерял правую ногу. Освободился в 1972 году. Служил в Фергане и Красноводске. С 1976 года — в Псковской епархии. Публиковался в журнале «Континент» (. 2 за 2001 г.) в защиту архимандрита Зинона. Женат, трое детей, шестеро внуков.
Юрий МОИСЕЕНКО, наш соб. корр., Псков