Недавно открылась интересная выставка известного современного иконописца Алексея Кудлая. Многие искусствоведы отметили уверенность живописного почерка мастера, знание основ ремесла и своеобразие художественной манеры. А знаменитый реставратор, один и
Действительно, самое интересное в творчестве Кудлая -это стремление сохранить не только? очертания минувших эпох?, но и дух того времени, когда Россия не раз горела в огне военных пожарищ, но подобно птице Феникс возрождалась вновь. И кто знает, какую роль в этом сыграли потемневшие лики святых. Алексей Кудлай перед тем, как взять в руки кисть, тщательно готовится к работе. Он сам ищет в реках камни-красители и растирает их для письма, сам вываривает и высушивает доски из липы, ?сшивая? их в традициях XVI — XVII веков, сам изготовляет басму — серебряную пластинку, накатанную на орнамент. Любой профессионал-реставратор с трудом отличает его работы от икон двух- и трехсотлетней давности. И художник этому рад. Потому что для него очень важно продолжать прежние традиции иконописи, ведь он, как и другие современные художники, является наследником Дионисия, Рублева и других иконописцев. Дед Кудлая был знаменитым моряком-полярником. До сих пор из Мурманского порта выходит корабль, который так и называется — ?Капитан Кудлай?. Да и на флоте все еще ходят легенды о его подвигах во время Великой Отечественной войны. Отец Алексея также был моряком, потом работал за границей. Моряцкий упорный характер проявился и у московского мальчишки. Мир икон открылся ему со знаменитой книги Солоухина? Черные доски?, напомнившей советскому народу о чуде русской иконы. Алексей стал посещать музей имени Рублева, Третьяковскую галерею. Одновременно он увлекался не совсем обычным для московского парня занятием — объезжал лошадей на ипподроме. И щеголял при этом в шляпе Роберта Кеннеди. Когда-то сенатор подарил ее редактору? Литературной газеты? Александру Чаковскому, а его дочь в свою очередь осчастливила этим убором молодого наездника. ?Крестным отцом? Кудлая-иконописца стал знаменитый коллекционер Евгений Терлецкий. Именно он посоветовал Алексею попытаться написать икону. Причем происходило это в 1973 году, в самую неподходящую для пропаганды этого занятия эпоху. Но Алексей именно тогда написал своего первого Георгия Победоносца. Потом он покорил зрителей прекрасно выполненными работами? Троица Новозаветная?, ?Спас?, ?Чудо Св. Георгия о Змии?, ?Параскева Пятница?, ?Чудо о Флоре и Лавре?, ?Благовещение? и многими другими. Его иконы посвящены святым мученикам Евгении, Пелагее, Дарье, Екатерине, Леониду, Виктору… Современные иконы Кудлая некоторые критики обвиняют в стилизации. На самом деле чувство, свет и трепет, которые исходят от икон, заставляют зрителей возвращаться к его искусству вновь и вновь. С тех пор многое изменилось. Он стал известен как в России, так и за рубежом. У художника уже прошло шесть успешных выставок, на которых побывала политическая элита, а также богемная публика. Так, Алла Пугачева после своего юбилея, показав перед телекамерой его икону, сказала, что это самый дорогой для нее подарок. Нравятся его работы и многим другим известным актерам, музыкантам, художникам. Может быть, потому, что иконописные работы Кудлая — это мосты в прошлое, без которого не может быть настоящего.