Подобно многим поколениям своих предшественников, обитатели католического Гефсиманского аббатства, построенного более полутора веков назад среди холмов штата Кентукки, живут по давно заведенному распорядку. Встают в три утра, ложатся в восемь вечера, по шесть-семь часов в день проводят в молитве. При этом остальное время многие монахи тратят на вполне современное и мирское занятие: в обители успешно развивается бизнес «товары — почтой».
Гефсиманское аббатство издает красивый каталог и торгует по почте сыром, фруктовыми тортами и сливочной помадкой собственного изготовления. В среднем в монастырь поступает порядка 50 000 заказов в год, при этом 90% их приходится на предрождественскую пору. В 1999 г. доходы от бизнеса составили $ 3 млн.
Занятия бизнесом, надо полагать, не сильно способствуют уходу от мира. Чтобы торговать продукцией, которая производится в самом монастыре, основанном 152 года назад католическим монашеским орденом траппистов, и обслуживать растущий бизнес, монахи вынуждены общаться с миром по нескольким телефонным линиям и через Интернет.
Впрочем, в одном миссия монастырского бизнеса коренным образом отличается от задач всякой другой компании: монахи не стремятся к личному обогащению. Полученная прибыль идет на развитие всей обители. Одеть и накормить одного монаха стоит приблизительно $ 4000 в год. Остальные деньги идут на благотворительные нужды.
«Монастырь не может позволить себе стать слишком благополучным в финансовом отношении», — рассказывает брат Рафаил, на протяжении многих лет возглавлявший монастырский бизнес, а ныне занимающий пост келаря (по-мирскому — завхоза). Когда в 1954 г. он пришел в Гефсиманский монастырь, насельники (обитатели монастыря) занимались заготовкой дров и возили их из леса на телеге, запряженной лошадью. Тогда же по инициативе нового настоятеля, окончившего в свое время Гарвардскую бизнес-школу, аббатство стало торговать по почте товарами собственного изготовления. С тех пор монахам приходится неустанно бороться с искушениями. «Порой монахи слишком увлекаются бизнесом в ущерб духовному деланию», — считает брат Рафаил.
В 1970-е гг. монастырь решил, что содержание большого поголовья сельскохозяйственных животных слишком дорогое удовольствие, и с тех пор с животноводством было покончено. Несколько лет назад было решено, что сортировка и отправка заказов вручную слишком трудоемкое дело, и теперь этот процесс полностью компьютеризован. Компьютеры же позволяют напрямую связываться с банками и агентствами по обслуживанию кредитных карточек. В 1998 г. аббатство установило у себя несколько бесплатных телефонных линий для клиентов. В прошлом году по телефону было сделано 40% заказов. В 2002 г. монастырь открыл свой сайт (
www.monks.org), через который уже было сделано 4000 заказов.
Брат Рафаил, служивший во Вторую мировую в морской авиации, а затем какое-то время работавший строителем-подрядчиком, гордится достижениями монастырского бизнеса точно так же, как гордится успехами своей компании всякий предприниматель. «Я считаю, что эти нововведения помогают экономить труд», — говорит он.
Несмотря на то что монахи не переходят на работу в другие компании, брат Рафаил жалуется на нехватку рабочих рук. В 1954 г. в обители жило 240 насельников. Сегодня всего 70. А потому, когда перед Рождеством на монастырь обрушивается шквал заказов, обители приходится прибегать к помощникам из числа мирян.
Другая проблема: несмотря на весь энтузиазм, который вызывают у занятых в монастырском бизнесе возможности новых технологий, монахам постоянно приходится определять для себя узкую грань между требованиями монастырского устава и требованиями развивающегося бизнеса. Например, не так давно на территории аббатства работал магазин, торгующий той самой продукцией, которую сегодня можно выписать только по каталогу. Сегодня магазина нет. «Когда в аббатство прибыл новый настоятель, он сказал, что первое, что видят люди, входящие в монастырь, — это магазин, — рассказывает брат Рафаил. — Он счел, что такого быть не должно, и магазин закрыл». По тем же соображениям аббатство не рекламирует свою продукцию в СМИ. Информация о монастырском бизнесе расходится в основном от клиента к клиенту.
Впрочем, здесь брат Рафаил начинает разговаривать совсем по-мирски. Сам факт, что продукция производится в монастыре, говорит он, рекламирует ее так, «как не может позволить себе ни один из наших конкурентов». (WSJ, Екатерина Кудашкина)