Русская линия
Православие.RuИеромонах Иов (Гумеров)09.06.2003 

Москва — Бари — Рим

С 19 по 23 мая этого года 59 насельников московского Сретенского монастыря и учащихся Сретенской духовной семинарии под руководством наместника обители архимандрита Тихона совершили поездку в Италию. Паломники молились у мощей святителя Николая Чудотворца в г. Бари, посетили святые места Рима, прикладывались там к мощам апостолов Петра и Павла и других святых угодников, знакомились с историческими памятниками не только Вечного города, но и других мест древней италийской земли. Мы помещаем рассказ одного из участников этой поездки.

Дорога
Путь наш начался 19 мая. Для людей, любящих свое Отечество, день этот весьма значим. 135 лет назад родился последний наш Царь, августейшие родители которого вверили его небесному покровительству великого Чудотворца, назвав Николаем. С самого начала путешествия верилось, что помогать нам будет не только святитель, к святым мощам которого мы направлялись, но и недавно прославленный Государь-мученик.
В аэропорте Внуково мы соединились с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Свято-Данилова, Саввино-Сторожевского и других монастырей. Был даже 72-х летний схимник — игумен Рафаил.

У святителя Николая
Местность вокруг Бари равнинная. На большом пространстве видны масличные сады. Характерная особенность приморских городов — большая протяженность береговой полосы. Как и многие другие города, расположившиеся у моря, Бари красив. Иногда думаешь, что находишься в одном из наших южных городов.
Автобус привез нас к базилике св. Николая. Мы вошли в тот самый храм, который был воздвигнут по обету, данному мореплавателями, когда они брали в Мирах св. мощи. Первое и самое сильное впечатление — чувство реального присутствия здесь святителя Николая.
Память этого великого молитвенника и помощника совершается в году дважды: 6/19 декабря (день блаженной кончины святителя Николая) и 9/22 мая — в этот день его св. мощи прибыли в южный итальянский город на побережье Адриатического моря, ставший одним из самых известных в христианском мире. Православные люди в нашем Отечестве одинаково почитают оба праздника, не умаляя последний. В этом проявляется наша теплая любовь к святому и полное доверие к установлениям нашей Церкви, которая, по мнению архиепископа Филарета (Гумилевского), уже в 1091 году, т. е. через 4 года после совершившегося события, установила этот праздник. И чем больше мы знакомимся с подробностями события, давшего начало, тем сильней убеждение, что в нем проявилась воля Божия и участие самого святителя Николая.
Хочется обратить внимание на некоторые подробности. Когда корабль со святыми останками Чудотворца отплыл из г. Миры в Бари, морякам помогал попутный ветер. Однако на другой день подул ветер с севера и повернул корабль к родному городу Чудотворца. Плывшие подумали в страхе, что св. Николай не хочет покидать Ликию. Уставшие корабельщики пристали к ликийской пристани Макри. Одни думали, что причиной является их дерзкий поступок, другие полагали, что по ошибке взяли не те мощи. Наконец, родилась мысль, что кто-то из плывущих совершил грех. Перед Евангелием каждый должен был сказать, что он не утаил ни одной частицы мощей. Пятеро признались, что они виновны и тут же возвратили похищенное. Тогда ветер переменился, и корабль доставил драгоценный груз в Бари.
Должно принять во внимание и многочисленные чудеса, которые стали совершаться на новом месте пребывания святых мощей. В первые два дня исцелилось 47 человек: двое сухоруких, три лунатика, один глухонемой, три горбатых, хромой и др. В последующие дни чудеса продолжались. Такое всегда происходит по Божией благодати и молитвам святого, чьим мощам воздается честь. Построенный в 1089 году, он и сейчас удивляет своими размерами: около 64 м длины и 39 м ширины. Мироточивые мощи Угодника находятся в нижней церкви, устроенной в восточной части базилики. Здесь несколько престолов. Под главным из них находится беломраморная гробница, в которой и почивают драгоценные останки великого Чудотворца. Ради них миллионы людей совершили и продолжают совершать путешествия в этот приморский город.
Св. мощи продолжают источать многоцелебное миро, которое здесь называют «манной». В этом году с помощью специального насоса было извлечено из гробницы 100 миллилитров. Раньше было несоизмеримо больше. Об этом свидетельствуют хранящиеся в сокровищнице сосуды, вмещающие несколько литров, и рассказы паломников. Григорович-Барский, посетивший базилику в 1724 году, писал: «Одного из заведующих гробом св. Николая священника мы спросили о том, сколько манны, и через какое время истекает она от мощей святителя Николая? Он ответил нам, что каждое утро гроб делается полным манны и, сколько раздается ее в день, столько опять прибывает в ночь, так как она непрестанно течет». Причины столь заметного сокращения мира, несомненно, духовные: в мире умножаются соблазны, оскудевает вера.
В нижней церкви обращает на себя внимание столб, огороженный железной решеткой. Он чудесно появился во время строительства храма. Было решено установить 26 несущих мраморных столбов. 25 утвердили, а один отсутствовал. Вынуждены были остановить строительство. Через несколько дней в море увидели столб, который плавал, как дерево. Извлечь его из воды не никак не удавалось. Как только к нему прикасались, он уходил на дно. Ночью вдруг в городе сами собой стали звонить колокола. Прибывшие к месту строительства церкви успели увидеть, как св. Николай с двумя Ангелами установил этот мраморный столб. От него бывают исцеления. Верующие стараются прикоснуться к нему и обойти его трижды с молитвой.
Служитель базилики открыл нам дверь в сокровищницу, и мы смогли увидеть хранящиеся под стеклом святыни. Там хранятся: шип из тернового венца Спасителя, святые мощи апостолов Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, равноапостольной Марии Магдалины, мученика Лонгина Сотника и др.
До праздника оставалось два дня. У нас была возможность поехать к римским святыням. Автобус долго ехал по городу, прежде чем выехал на дорогу, ведущую в Рим…
Многое видится в сопоставлении с прошлым, которое наполнено историческими событиями. Интересно обратить внимание на один исторический факт. Архиепископ города Мир святитель Николай был родом грек. Бари (лат. назв. Barium) основали греки как торговую колонию. В 317 году до Р.Х. его завоевали римляне и присоединили к своей республике. Уже в апостольское время здесь существовала христианская община. По преданию, св. ап. Петр поставил в этот южный италийский городок епископа Мавра, принявшего при императоре Траяне мученичество.
В VIII веке жители Бари выступили против иконоборческой ереси. Правитель города Феодор даже объявил об отделении от Византийской империи. Город и окрестности дали пристанище христианам, бежавшим от преследования еретиков. Об этом напоминают пещерные храмы, сохранившиеся вблизи города. Один из них можно было увидеть на берегу залива Сан-Джованни (Святого Иоанна; назван в честь Иоанна Златоуста), где находится гостиница, в которой мы жили по возвращении из Рима. В одно время Бари завоевали лангобарды. В 847 году эмир Хальфун покорил город. После того как франкский король Людовик II отвоевал город у арабов, он вернулся в состав Византийской империи. В 1071 году он был завоеван норманнами, но духовные связи с Константинополем, по-видимому, сохранялись еще долго. Ко времени перенесения мощей святителя Николая среди населения еще преобладали православные. В современном Бари живет около 337 тысяч жителей. Есть православный приход.

У римских святынь
Идя по современным римским улицам можешь легко на время забыть, что ты живешь в XXI столетии: современность не вторгается так грубо и разрушительно в древнюю часть города, как это произошло, например в Москве. В исторической части мы не увидели ни одного нового здания, ни одной стеклянно-металлической конструкции. Нет и «проспектов», безжалостно перерезающих живое тело города. За 27 веков ни разу не проносилась страшная революционная буря, разрушающая святые храмы, исторические памятники и уничтожающая старые названия улиц и площадей. Наименования виа Сан Григорио (в память св. Григория Великого), виа Порта Сан Себастьяно (в память св. муч. Севастиана), виа дель Форо Романо (улица Римского форума) и другие можно найти на новых и старых картах города.
Знакомство со святынями Рима мы начали с посещения православной церкви. Она освящена в честь святителя Николая Чудотворца. Еще в 1803 году император Александр Павлович издал указ о создании «греко-российской церкви» при Римской миссии. Построенная и освященная в 1823 году, она считалась посольской. После революционного переворота в России церковь лишилась своего здания. Приходилось устраиваться в разных помещениях.
С 1931 года она находится на виа Палестро в здании, которое еще в 1897 году завещала русской церкви в Риме княжна М.А.Чернышева («Палацио Чернышев»). Много сделали для устройства храма: архимандрит Симеон (Нарбеков), княгиня Барятинская и другие благотворители. Чтимым образом храма является Иверская икона Божией Матери, написанная на Афоне в 1901 году. Композиция иконостаса выполнена архитектором К.А.Тоном. Образа на Царских вратах созданы Карлом Брюлловым. Икона святителя Николая на правых дверях алтаря написана Ф.А.Бруни. В храме находится парсуна святителя Иоасафа Белгородского, которая считается его прижизненным портретом.
Духовным сердцем Рима являются мощи двух столпов Церкви: первоверховных апостолов Петра и Павла. Так много в городе связано с их трудами и мученическим подвигом.
Оказаться в Риме было желанием апостола Павла. Находясь в 54−57 гг. в Эфесе, он имел намерение, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, а затем посетить столицу империи: «Побывав там, я должен видеть и Рим» (Деян. 19:21). Об этом он еще раз писал ок. 58 года христианам Римской Церкви незадолго до своего последнего путешествия из Коринфа в Иерусалим: «Всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам, ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (Рим.1:10−12). В 61/62 г. апостол был уже в Риме, куда он был доставлен в узах. Вериги эти сохранились. Они хранятся в специальной сокровищнице (Cappella delle Reliquie) Собора св. апостола Павла по Остийской дороге. Глядя на эти обычные, грубо сделанные кандалы, испытываешь трудно передаваемое состояние: на какое-то короткое время чувствуешь себя современником того, кто их носил. Лишь небольшое пространство и стекло отделяет тебя от них.
Здесь, в Риме, апостол составил несколько Посланий: ефесянам, колоссянам, 2-е к Тимофею (указание содержится в тексте: 1:17). Послание к своему ученику Павел составил после того, как в первый раз был вызван на суд к Нерону. В тексте об этом он пишет так: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей» (2 Тим.4:16−17). Павел пишет о своем желании видеть верного помощника в деле благовествования, но, зная о своем скором отшествии из земной жизни, с любовью побуждает к подвигу, потому что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим.3:12). Вся почти двухтысячелетняя история христианства является исполнением этого пророчества. Относится оно как к эпохам преследования Церкви, так и к «мирным временам».
По-видимому, Тимофей не застал в живых учителя, но Господь соединил их не только на Небе, но и на земле: их святые мощи находятся рядом под одним престолом в Соборе святого апостола Павла.
О времени прибытия в Рим апостола Петра мнения сильно расходятся. Есть основание полагать, что он поселился в этом городе после Павла. Плодом пастырских трудов его были 1 и 2 Соборные послания. Указание на это находится в тексте: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1 Пет. 5:13). У новозаветных священных писателей словом «Вавилон» называется Рим (Откр.14:8 и др.). Здесь же евангелист Марк со слов апостола Петра написал Евангелие. Мнения этого держались древние христианские писатели (Папий, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский).
Об апостольских трудах Петра свидетельствует церковь св. Пуденцианы девы. Находясь в Риме, св. Петр бывал в доме сенатора Пуда (Пуденса) на Эсквилинском холме. Апостол обратил и крестил сенатора, 4-х его детей и 90 домочадцев. Пуд (принял в 67 г. св. мученичество; причислен к собору св. 70 апостолов) в своем доме устроил алтарь. По преданию — это первых христианский храм в Риме. Здесь священнодействовал апостол Петр. На этом месте в 145 г. была освящена церковь в память св. мученицы Пуденцианы — дочери св. Пуда. Храм был перестроен в IV веке. Сохранилась мозаика этого времени.
Апостолы Петр и Павел общались между собой. Узы апостола Павла этому не препятствовали. Когда император Нерон начал гонение на христиан, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» («Камо грядеши, Господи?»), Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. Там же находится одна из стрел, которой он был пронзен.
Апостол Петр, узнав волю Спасителя, вернулся, чтобы претерпеть страдания и принять смерть. Он был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe).
«В верхней темнице, в которой устроена теперь церковь во имя святого апостола Петра „в Темнице“, в стене на стороне от престола, над лестницей, ведущей на нижний этаж, доселе сохранился прикрытый решеткой камень с отпечатавшимся на нем следом лика апостола Петра. По преданию, апостол Петр, втолкнутый в темницу грубыми воинами, ударился лицом об этот камень. В нижнем этаже темницы, где собственно содержались апостолы Петр и Павел, доселе сохранились: небольшой мраморный столб, к которому были прикованы оба благовестника; источник воды, чудесно изведенный апостолом Петром для крещения темничных стражей Прокесса и Мартиниана и 47 заключенных» (архим. Дионисий, «Спутник русского православного богомольца в Риме», 1912 г.; переизд.:Рим, 2002 с.86−87). Чудо было совершено потому, что, на месте заточения не оказалось воды, для совершения таинства крещения, когда были обращены к вере стражи и узники.

Собор святого Петра
Из Мамертинской темнице апостолов Петра и Павла повели на казнь. Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге, которое мы проезжали по пути в собор св. Павла, стоит церковь посвященная обоим апостолам. Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят. Здесь его обезглавили.
Апостол Петр был отведен на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть. Здесь исполнились слова Спасителя: «когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною"(Ин.21:18−19). Как и Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на этом холме Ватикан, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими верными учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Именно на этом месте позднее, когда в 1941 г. проводились раскопки, нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь».
Первоначально была сооружена небольшая молельня. Она была разобрана, когда св. равноапостольный Константин Великий решил в 326 г. построить первую базилику св. апостола Петра. Храм был довольно большой, имел пять нефов, с годами художественно украшался. В нем у гробницы св. Петра совершал свои моления предстоятель Римской церкви свят. Лев Великий (440−461), о чем рассказывает блаж. Иоанн Мосх в 147−149 главах книги «Луг духовный». Святитель Лев написал патриарху Константинопольскому св. Флавиану письмо с опровержением ересей Нестория и монофизита Евтихия и положил на гробницу св. Петра. Он пребывал в коленопреклоненной молитве и посте, прося апостола исправить возможные неточности. По прошествии сорока дней апостол явился ему во время молитвы и сказал: «Прочитал и исправил».
В другой раз св. Лев находился тоже сорок дней в непрестанной молитве и посте у гроба Петра, прося первоверховного апостола предстательствовать за него пред Богом и испросить отпущение его прегрешений. По прошествии сорока дней апостол явился и сказал: «Я молился о тебе, и прощены тебе все твои грехи, кроме рукоположения. Вот в этом только ты сам должен будешь дать отчет». В этой же базилике другой предстоятель Римской Церкви св. Григорий Великий (590−604) произнес девять бесед на Евангелие. Через 11 с половиной столетий решено было построить на св. мощах более величественный храм.
Тот грандиозный собор св. Петра, который предстал нашему взору за долго до того, как мы приблизились к границе самого крошечного государства мира (площадь — 0,44 кв. км.; население — ок. 1 тыс. чел.), строился 120 лет (1506 — 1626). При его сооружении ярко проявился человеческий гений. Знаменитые зодчие, мастера и художники (Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Фонтана, Мадерно и др.) раскрыли здесь данные им Богом дарования. Собор св. апостола Петра — самый большой храм в христианском мире: длина его — 186 м., ширина — 137,5 м., высота купола (вместе со световым фонарем) — 132,5 м., площадь — 15.160 кв. м. Храм вмещает 70 тыс. человек. С большим мастерством он украшен произведениями из золота, серебра, мрамора и др. материалов.
Здесь покоятся св. мощи великих святителей, без которых невозможно представить Вселенскую Церковь: Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Великого и Льва Великого.
Пройдя алтари, под престолами которых находятся мощи этих святых, мы подошли к главному месту собора — гробнице великого апостола. Над местом погребения св. Петра сейчас установлен главный престол. Над ним простирается надпись золотыми буквами — слова Спасителя к Своему ученику на греческом языке: «Паси агнцев Моих». Помолившись близ этого святого места, мы вышли из собора и были уже на ступеньках его главной лестницы, когда нам сказали, что с нами желает встретиться епископ — ключарь собора св. апостола Петра.
Ключарь повел нас к месту погребения апостола Петра. Он долго и подробно рассказывал о гробнице, историю сооружений на этом месте базилик. Затем мы спустились в самое священное место. Здесь было положено тело первоверховного апостола. Во время раскопок была обнаружена небольшая белая колонна — памятник древнейшего надгробия. Она хорошо видна.
Святые останки апостола Петра 19 веков были под спудом. Строились базилики, но некрополь не вскрывался. В 1952—1965 гг. здесь проводились раскопки. Были обнаружены завернутые в пурпурную ткань с золотыми нитями св. останки апостола. По просьбе римского священноначалия были проведены исторические, топографические, эпиграфические и антропологические исследования, которые подтвердили, что обретенные мощи принадлежат св. апостолу Петру. В частности, было установлено, что кости принадлежат мужчине старше 60 лет, жившему в I веке. Они были уложены в 19 прозрачных ковчежцев.
Епископ-ключарь ушел в глубину крипты, а мы замерли в ожидании его. Когда он появился, в руках у него был ковчег со святыми мощами апостола Петра. Это произошло так неожиданно, что в те минуты мы не смогли в полной мере испытать ту радость, которая пришла потом. Нам сказали, что раньше св. мощи апостола Петра никому не выносили. Сопровождавшие нас экскурсоводы Татьяна Викторовна и Наталья Васильевна — жительницы Рима — были потрясены до слез.
Мы испросили у викария разрешения пропеть пасхальные песнопения. Под сводами Ватикана у мощей великих православных святых величественно прогремели (а нас было все-таки 60 человек) тропарь Воскресению и Никео-Цареградский Символ веры, быть может, впервые за 1000 лет без еретической вставки Филиокве.
Чтобы полнее описать духовные сокровища Собора, упомянем, что в нем также находятся: Нерукотворный образ Спасителя, отпечатавшийся на полотенце, которое подала Иисусу Христу св. Вероника, когда воины вели Господа нашего на Голгофу; копье, которым воин пробил ребро Спасителя; часть Животворящего Креста Господня.
В соборе св. Петра 44 алтаря. Один из них — в честь св. Вячеслава, благоверного князя Чешского (+ 935; память — 4 марта и 28 сентября). В пределе св. Еразма находятся современные мозаики, изображающие святых равноапостольных великую княгиню Ольгу и великого князя Владимира.
В Риме есть еще один храм, посвященный св. Петру — San Pietro in Vincoli (Святого Петра «в веригах»). Там хранятся цепи, которые чудесным образом упали, когда апостол находился в Иерусалимской тюрьме. К сожалению, посетить эту базилику мы не смогли.

Базилика святого Павла
Из собора св. Петра мы поехали св. мощам другого великого проповедника христианства — св. Павла. Чтобы попасть во второй по величине храм Рима, нужно было проехать значительную часть города в южном направлении. По улицам города автобус ехал быстро, не встречая по пути «пробок». Власти города ввели ограничение на движение по римским улицам. Частные машины, если водители не проживают в данном районе города, не имеют права въезжать в центр.
Базилика устроена на месте погребения апостола. Узник знал о приближающейся смерти: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим.4:6−8). Место за городом, где был казнен апостол Павел, называется «Три фонтана»: когда упала на землю голова апостола-мученика, забили три источника, которые продолжают источать воду до сегодняшнего дня. Здесь был воздвигнут храм в честь святого, о котором Сам Господь сказал: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15).
Над гробницей апостола Павла св. равноап. Константин Великий в 324 году построил церковь. При последующих царях базилика была расширена и украшена. В июле 1823 страшный пожар разрушил величественный храм, но алтарь со святыми мощами великого апостола огонь не тронул. Базилика была полностью восстановлена и вновь освящена в 1854.
Накануне нашего посещения собора сопровождавшая нас по городу Татьяна Викторовна позвонила настоятелю базилики с просьбой разрешить нам приложиться к св. мощам. Он обещания не дал — сказал, что группа очень большая, окончательно ответит, когда мы приедем. Как только мы вошли в храм, экскурсовод направился к настоятелю. Но тот уже шел навстречу с ключом, чтобы открыть дверцу ограды, окружающей престол. Мы с чувством радости и благоговения приложились к мощам св. апостола Павла. Под этим же престолом рядом покоится тело верного ученика «апостола языков» — св. апостола от 70-ти Тимофея. Вспоминается начало Послания к колоссянам: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат» (1:1). Паломники пропели тропари: св. Пасхи, апостолам и величание.
Через красивый внутренний двор мы прошли в сокровищницу, которая является по количеству и значимости святынь одной из самый богатых в Риме. Здесь находятся часть Животворящего Креста Господня; вериги апостола Павла; часть его посоха; глава апостола Анании; глава апостола Епафраса; частицы мощей многих святых: апостола Иакова, брата Господня; преподобного Алексия, человека Божия; св. прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы; апостола Варфоломея; апостола Иакова Зеведеева; апостола и первомученика Стефана; священномученика Дионисия Ареопагита; священномученика Власия; мученицы Фотины, самарянки; свят. Августина, еп. Иппонийского и др. В полукуполе собора особую иконографическую ценность представляет мозаика V века, на которой изображены Спаситель с Евангелием, Матерь Божия, апостолы.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика