Русская линия | Леонид Грач | 02.05.2003 |
Славная и трагическая история нашей страны преподнесла нам немало уроков. Но далеко не все из них пошли впрок, о чем свидетельствуют явные и болезненные ошибки в созидании основ гражданского мира Украинского государства. Одним из таких неусвоенных уроков является трагическая судьба Православия. Разрушения, которым все время подвергалась Православная Церковь, стали одной из причин сегодняшнего жесточайшего кризиса всей Восточнославянской цивилизации.
Религия и украинское общество
Последнее десятилетие отмечено повышенным вниманием общества к религии. Восстанавливаются разрушенные храмы и возводятся новые, снят запрет на распространение религиозных знаний, миллионы людей вернулись в лоно Церкви. Однако все это зачастую принимает вид скорее новомодного увлечения, нежели осмысленной духовной необходимости.
Компартия Украины, к которой я принадлежу и от которой себя ни в чем не отделяю, осознает при этом весь трагизм доставшегося в наследство прошлого, связанного с необоснованными политическими репрессиями против духовенства в СССР, ограничением конституционных прав и свобод верующих, разрушением святынь и храмов, которые являлись неотъемлемой частью национальной духовной культуры народов Украины. Сегодня, не на словах, а на деле, способствуя обеспечению прав верующих на свободу совести, мы видим, а значит обязаны учесть всю сложность и опасность процессов, связанных с иноцивилизационной агрессией и деятельностью политико-церковных раскольничьих группировок в ныне дезориентированном украинском обществе и по-прежнему отвлекаемом от исторических духовных корней государстве.
Нельзя обвинять наших сограждан, что они далеки от Бога. Для глубокой, хранимой поколениями предков Веры не обойтись без преодоления этих последствий, без смены поколений, в том числе — и в политической и духовной элите общества. Однако социуму восточных славян необходимо раз и навсегда избавиться от практики навязывания и принуждения в столь деликатной сфере, какой является религия.
И все же в деле возрождения духовных основ украинского народа можно было бы достичь более ощутимых результатов. Неоценимую помощь в этом нашему обществу может оказать каноническая Православная Церковь, бывшая многие века спасительных ориентиром для всех восточных славян, а для украинцев — в особенности.
Православие и украинское государство
Тот факт, что именно Украина является колыбелью восточнославянской православной традиции, оказывает незаметное на первый взгляд влияние на всю нашу жизнь. Современная Украина — более религиозная страна, чем, например, Россия, подвергшаяся еще более значительному духовному разрушению. Особенно заботливой хранительницей традиций Православной Руси стала украинская глубинка — аграрное Правобережье, откуда родом и я. Здешний народ, оказавшийся на передовой противостояния экспансии католического Запада, генетически впитал в себя крепость Православной Веры.
Даже в самые грозные годы гонений на Церковь наши мамы и бабушки тайком крестили детей и внуков по православному обряду, и выросли новые поколения, мало понимающие в догматах религии, но все равно ощущающие свою сопричастность к Православию, которым пронизана вся наша духовная и материальная культура. Нынешний сознательный гражданин Украины, России или Белоруссии, независимо от того, как часто он посещает храм и посещает ли вообще, неизбежно осознает Православие как часть самого себя, как неотъемлемый элемент бытия нашего общества, и чувствует за собой моральную обязанность защищать и поддерживать Православную Церковь.
Тем не менее взаимоотношения современного Украинского государства и Церкви нельзя назвать гармоничными и взаимообогащающими. Зачастую они сводятся к банальному стремлению политиков обратить авторитет Церкви в свою пользу ради достижения групповых или узкопартийных интересов. Церковь таким образом пытаются привлечь на свою сторону мелкими услугами, а то и просто обещаниями «будущих благ». Все это ведет лишь к девальвации авторитета как Церкви, так и государства. При этом следует отдавать себе отчет в том, что Церковь — это не только священнослужители, но и масса верующих — граждан Украины, поэтому необходимость реформирования системы взаимоотношений между государством и Церковью представляется не только насущной, но и вопиющей.
Украина — светское государство. И должна оставаться таковой. Это положение, закрепленное Конституцией, соответствует современному пониманию демократии, гражданских прав и свобод, в том числе — свободы исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В то же время мировым сообществом накоплен опыт, который позволяет Церкви занимать достойное место в государстве и служить цементирующей основой общества.
Украина и религиозное равенство граждан
В подавляющем большинстве стран мира наиболее распространеннаярелигия обладает законодательно закрепленным статусомгосударственной или традиционной, и получает, при сохранении светского характера государства, специальные гарантии своего развития.
Так, в Норвегии, Дании, Швеции евангелическо-лютеранская церковь имеет государственный статус и получает бюджетное финансирование, что не мешает этим странам служить образцом европейской демократии. То же касается и Англиканской церкви Великобритании, которую возглавляет королева. В конституциях Ирландии, Испании, большинства стран Латинской Америки отмечены особый статус и государственная поддержка Римско-католической церкви. В абсолютном большинстве светских государств мусульманского мира господствующее положение ислама также закреплено законодательно.
Не составляют исключение и православные державы, в том числе — бывшие советские республики. Конституцией Болгарии установлено, что «традиционной религией в Республике Болгарии является восточно-православное вероисповедание» (ч.3 ст.12). В Основном законе Греции от 1975 года, говорится: «Господствующей в Греции религией является религия Восточно-Православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой Константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции». И никто при этом не говорит о теократическом характере болгарского или греческого государств.
Отношения между государством и Православной Церковью в Грузии определяются принятым в 2001 году специальным Конституционным соглашением, предоставляющим Церкви целый ряд льгот и гарантий. Более либеральный закон о свободе совести Республики Беларусь, подписанный Президентом А.Г.Лукашенко в прошлом году, дает государственную защиту трем традиционным конфессиям: православной, католической и иудейской. Опыт Белоруссии весьма прогрессивен с точки зрения защиты традиционных религий от нашествия зарубежных религиозных сект. От деятельности этих сект страдают духовные устои общества, традиционная система ценностей и в особенности — отдельные граждане, подвергающиеся зомбированию. В отношении этой проблемы власти Украины откровенно умыли руки.
В Украине безусловно должно быть гарантировано законом и обеспечено государственной властью религиозное равенство граждан, их право свободно принадлежать к любой конфессии или быть неверующим, соблюдать обряды и традиции своей религии. Но при этом традиционные конфессии как общественные институты должны иметь особый статус, подчеркивающий их важную роль в обществе.
Историческая роль УПЦ
В первую очередь, вне всякого сомнения, речь идет об Украинской Православной Церкви, ведущей свое историческое начало от Крещения Руси князем Владимиром в 988 году и сохраняющей свое молитвенное единение с Русской Православной Церковью. УПЦ является единственной канонической и исторической Церковью Православной Украины, наиболее многочисленной религиозной конфессией страны.
С точки зрения исторической роли Православной Церкви в судьбах украинского народа, ее влияния на культуру и мировоззрение современных украинцев, УПЦ является наиболее естественным и эффективным партнером государства в деле сохранения единства нации, ее духовного здоровья и мобилизации нравственных сил на созидание Украинской державы. Украинская Православная Церковь и сейчас достойно выполняет эту функцию, поэтому государственная поддержка ее усилий является насущной необходимостью.
Священноначалие и верующие УПЦ возлагали большие надежды на новую редакцию Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», которая должна была сделать хотя бы первый твердый шаг к нормализации отношений Украинского государства и его традиционной, канонической Церкви. Этого, однако, не произошло. Законопроект, представленный в начале марта 2003 года Госкомрелигий Украины, опять подготовлен с точки зрения временщиков, желающих разделять и властвовать в религиозной сфере страны. Этот проект совершенно справедливо был отклонен согласительным советом Верховной Рады Украины. Однако позволит ли внутриполитическая обстановка в стране в ближайшее время принять более прогрессивный закон — сказать сегодня трудно.
К числу игнорируемых государством относится и проблема возврата храмов и церковного имущества. Указ Президента Украины от 21 марта 2002 г. N 279 «О неотложных мерах по окончательному преодолению негативных последствий тоталитарной политики бывшего Союза ССР в отношении религии и восстановления нарушенных прав церквей и религиозных организаций» и перспективный план мер, утвержденный распоряжением Кабмина N 564-р от 27 сентября 2002 г., реальных сдвигов в этом направлении не принесли. Чиновники продолжают тормозить передачу имущества Церкви, причем ущемленной оказывается как раз традиционная каноническая Украинская Православная Церковь. Хотя в президентских и кабминовских предписаниях однозначно говорится не о «перераспределении» бывших церковных имуществ, а о «восстановлении нарушенных прав», храмы и помещения, принадлежавшие ранее УПЦ как правопреемнице Русской Православной Церкви на территории Украины, передаются другим конфессиям, которые к этому имуществу никакого отношения не имели.
Неразделимость духовности и патриотизма
Решение вопроса взаимоотношений государства и Церкви вполне под силу. Однако для этого необходимы политическая воля и масштабное государственное мышление. На поверку дня высокопоставленным чиновникам хватает сил и желания только на оглашение нежизнеспособных проектов создания «Единой Автокефальной Церкви», которые несколько лет будоражили православную общественность страны. Власть не должна идти на поводу у радикально настроенных политических группировок, желающих полного духовного отрыва Украины от России, а обязана своим авторитетом оградить Церковь от чуждых влияний и создать ей благоприятные условия для уврачевания внутренних неурядиц.
В качестве примера могу привести собственный опыт — инициативу строительства в симферопольском сквере Победы Духовно-патриотического комплекса, центром которого должен стать собор Святого Равноапостольного князя Александра Невского. Эта идея требовала переноса памятника советским танкистам. Тот факт, что решение вопроса сдвинулось с мертвой точки и строительство собора пошло полным ходом, я считаю своеобразной победой света над тьмой. Тьма была в восприятии проблемы у некоторых сегодняшних «патриотов», смотревших на строительство Духовно-патриотического комплекса скептически. Тьма была и с другой стороны, которая говорила, что танк нужно перенести чуть ли не на окраину. Но разрешение проблемы мы все нашли, и суть его — в неразделимости духовности и патриотизма. 11 апреля 2003 был открыт мемориал Победы как один из элементов будущего Духовно-патриотического комплекса.
Всеукраинское объединение «Наследники Богдана Хмельницкого» объединяет в своих рядах верующих и неверующих людей. Однако все мы твердо осознаем, что духовный приоритет Православия в Украине является неотъемлемой частью наследия Великого Гетмана, возглавившего исторически верный идеологический и геополитический выбор Украины в 1654 году. И до, и после Богдана Хмельницкого борьба украинского народа за собственную идентичность велась под сенью Русского Православия и в защиту его. В этом мы будем верными и твердыми наследниками дела Богдана!
Православная Церковь и силы, выступающие за единение России, Украины и Белоруссии — духовные и нравственные единомышленники. Тем более прискорбно констатировать, что до сих пор между ними не сложилось реального взаимодействия, синтезирующего патриотизм и духовность. Но уверен, что это — то реальное дело, которое нам под силу уже в самое ближайшее будущее.
http://rusk.ru/st.php?idar=1000058
|