Анатолий Грешневиков, Василий Белов, Эдуард Володин | 15.04.2003 |
Недавно в одной из московских газет, именующейся газетой православных мирян — «Десятина», была опубликована статья малоизвестного литератора Сергея Щербакова «Дорога в рай». Несмотря на то, что статья называлась красиво — «Дорога в рай», а автор претендовал на роль учителя Христова учения, многие читатели уличили автора во лжи и тенденциозности, а также в непонимании им истинного православия.
Особенно возмутил некоторых известных писателей, богословов и ученых, таких, например, как Василий Белов и Виктор Тростников, лживый и оскорбительный выпад автора статьи в адрес двух русских патриотов-подвижников — кавалера святого ордена Даниила Московского, депутата Государственной Думы России А.Н.Грешневикова и кавалера святого ордена преподобного Сергия Радонежского, заслуженного работника культуры РФ реставратора А.С.Рыбникова.
Василий Белов написал опровержение, отповедь автору статьи, и попросил газету «Десятина» опубликовать его материал. Так как газета не спешит публиковать материал В.И.Белова, то мы публикуем его копию, поскольку Анатолий Грешневиков является давним нашим соратником, другом, членом президиума Партии С. Бабурина и даже членом редколлегии нашей газеты, а реставратор Александр Рыбников — председателем Борисоглебского отделения Партии Национального Возрождения «Народная воля». Мы также не терпим лжи против наших православных друзей-патриотов и выражаем недоумение уважаемой газете «Десятина» по поводу публикаций ею заведомо клеветнических и антиправославных статей.
Встречался я на днях в Борисоглебском районе Ярославской области с земляками моего друга, депутата Государственной Думы России Анатолия Грешневикова. Побывали мы с Толей в эти зимние дни в г. г., Ростове, Борисоглебе, Угличе, Мышкине. И всюду довелось мне услышать добрые слова благодарности в адрес нашего депутата. Дорогу сделал, газопровод провел, школу построил, музей и краеведов поддержал, монастыри и храмы по всей области помогает восстанавливать. Для меня все это, честно говоря, не является открытием. Когда бываю в Москве, в Думе, то встречаю в кабинете у Грешневикова известных людей, и за всех он хлопочет. Юре Клепалову, нашему прекрасному балалаечнику, помог издать пластинку, Коле Бурляеву, киноактеру, помог выхлопотать деньги на его кинофестиваль патриотических и православных фильмов «Золотой витязь» и т. д. А в каких мы с Толей Грешневиковым передрягах только не были вместе — и защищали расстрелянный Верховный Совет, и ездили под пули в Сербию. В общем, таким депутатам только и место в Думе.
Меня по сей день удивляет то, как депутату Грешневикову удалось в прошлом году выхлопотать федеральные средства на четырнадцать храмов и памятников архитектуры области. Не зря Патриарх РПЦ Алексий II наградил депутата орденом святого Даниила Московского, а нашего друга, реставратора Сашу Рыбникова, — орденом Сергия Радонежского,
И вот при такой благородной работе депутата вдруг я узнаю из газеты «Десятина», которую мне дали в Борисоглебе, что депутат Анатолий Грешневиков и реставратор Рыбников ничего не делают, просто бездельники какие-то, да еще и с нечистой силой водятся. Автор этих пакостных, лживых новостей некий писарчук из Москвы — Сергей Щербаков. Он умудрился и про меня сказать в статье, поставив под сомнение наши с Толей добрые отношения. Более того, он сослался на пословицу: скажи, мол, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. И тут же про всех друзей Толи Грешневикова (выходит, и про меня, и народного художника России Стекольщикова, и балалаечника Клепалова, и краеведа из Мышкина Гречухина — я их всех знаю) сам и сказал: «И лукавый враг рода человеческого, давно ведущий Грешневикова и его друзей соратников-сокорытников на поводке, уже не побоялся даже прямо показать свои рога.». За такие клеветнические высказывания и оскорбления я посоветовал депутату обратиться в суд. А сам решил дать решительную отповедь пройдохе Щербакову, который сочинил эту грязь.
Не дать сдачи писарчуку я не могу. Ведь не зря же он переврал все. Этой статьей он явно хотел обмануть и меня, и борисоглебцев, земляков депутата, и ярославцев, избирателей депутата. Как это Грешневиков не выдержал медных труб"! Да его четырежды избирают в депутаты ярославцы как раз за то, что он выдержал бремя славы и служит своим избирателям верой и правдой. Как это реставратор Рыбников духа чужеродного"! А кто восстанавливал храмы в Толгском монастыре, в Троице-Варницком монастыре на родине Сергия Радонежского и т. д., да и кто, если не он сам, восстановил в Борисоглебском монастыре — келью Иринарха, настоятельские покои, храм Благовещения"! К сведению писарчука Щербакова, и могилу архиепископа Тихона, громившего ересь жидовствующих, восстановил Рыбников, а не другие, и не воровал он в монастыре электричество, а наоборот, его реставрационная мастерская давала бесплатно монастырю и электричество, и стройматериал.
Мне хорошо известна и цена всем другим перевранным фактам, в том числе и то, как депутат со своими помощниками и друзьями разыскивал подлинные вериги Иринарха, как восстанавливали колодец Иринарха. Не известно только одно, а что доброго и полезного в этой жизни сделал сам писарчук Щербаков. Если он славен только подобными лживыми статьями, то такая дорога приведет его только в ад. Мой ему совет вспомнить прекрасные Христовы заповеди и покаяться, измениться, следовать только им.
А ярославцам мой совет, пожелание старого человека, прожившего 70 лет, знающего цену политикам, — берегите вашего депутата, голосуйте снова за него на выборах, он честный человек и работает не себя ради, а для народа для России.
Возрождение РОССИИ…
Алексей Рыжов, член СП СССР и России
Кому из россиян не хочется видеть свою страну, свою Родину могучей, процветающей державой" Кому приятно видеть святую, незыблемую в прошлом Русь, в страшнейшем развале, в унижении и запустении"
Я думаю, что всем россиянам поскорее хочется забыть, эти тяжелые, оскорбительные для русского слуха слова: «За державу обидно!»
И вот, читая и перечитывая талантливую книгу писателя депутата Государственной Думы Анатолия Николаевича Грешневикова «И свяжет зодчий нить времен» об удивительном человеке, архитекторе-реставраторе Александре Станиславовиче Рыбникове, я после прочтения мудрой книги долго был в глубоком раздумье. В моей душе книга оставила неизгладимый след.
Анатолий Николаевич своеобразный писатель. Он не скользит по поверхности современных событий, поэтому к этой книге влечет, она притягивает душу, как магнитом, потому что письмо мудрого Грешневикова не от лукавого, чего нынче хоть отбавляй в литературе, а идет эта мудрость от чистого сердца, от правды, от искренней души. От Бога!
На примере Великого труженика, самозабвенно отдающего себя делу восстановления, реставрации и укрепления храмов Ярославской земли А.С.Рыбникова, Анатолий Николаевич показывает всей мыслящей России, что и в наш век, в наше неспокойное, смутное время, когда нравственные устои общества не просто поколеблены, а варварски потоптаны озлобленной нехристью, есть еще, есть на Руси бескорыстные, преданные Родине, вере Христовой люди. Беспрестанно болеющие за Россию душой, жертвующие силой, энергией здоровья, драгоценным временем ради возрождения совести человеческой, нравственности.
А нравственность есть основной стержень нации!
Не может быть благодати Божьей, материального благополучия и мира в доме, где люди забыли о начале начал -Совести и Правде!
Читая книгу, я не переставал думать о том, что Анатолий Николаевич избрал путь призвания людей к Богу не случайно. Будучи сам глубоко верующим человеком, он с Божьим словом идет к душе другого человека. Он убеждает своего собеседника не схоластическим набором пустых, не весомых, как полова, слов, от которых обрыдло на душе русских людей, а живым примером созидания, ярчайшим примером возрождения святынь древней Руси, оскверненных воинствующим большевизмом.
Книга написана лаконичным, четким языком с поразительно глубоким знанием предмета, о котором пишет автор. Во всем стиле письма чувствуется опытная рука мастера-мыслителя, гуманиста и писателя. Книга А.Н.Грешневикова — настоящий подарок России.
Чтобы писать о Величественных храмах, древних хранилищах мудрости — монастырях, вознесшихся высоко в небо звонницах, патриарших приделах, колокольнях и главах церквей, узорчатых оградах, построенных в разные эпохи и столетия, возведенных в различном архитектурном стиле, разными мастерами, надо обладать поистине глубочайшими архитектурными знаниями, изучить зодчество прошлого так, чтобы описывая объект, он пел бы на страницах книги, звучал бы «малиновым звоном бронзовых колоколов седой Руси», чего, мне кажется, в своей книге и достиг А. Н Грешневиков.
Я бесконечно счастлив, что эта редчайшая книга совершенно случайно оказалась в моих руках. Здесь не просто спасибо случаю, а искреннее возблагодарение Богу за то, что встретилась эта душеспасительная книга талантливого автора в дни наибольшей в ней нужды.
А уж какой она оставила отпечаток в душе моей — до конца высказать невозможно! Слов нет таких, эмоции забивают мысль, и нужные слова теряются, не дойдя до бумаги.
Позвольте мне повториться. Возрождение Руси возможно лишь с возрождения НРАВСТВЕННОСТИ в душе человека, в его сознании. Иного пути нет! И какие бы мы варианты поисков хорошей жизни ни выдвигали, повторяю, иного пути нет!
Глубоко, как никто, понимая это. Патриарх Всея Руси Алексий II справедливо наградил писателя-богоборца А.Н. Грешневикова ОРДЕНОМ СВЯТОГО ДАНИИЛА Московского III степени, архитектора-реставратора, А.С.Рыбникова за титанический труд по восстановлению православных святынь Руси — Патриаршей Грамотой от 30 июля 1997 года, а губернатор Ярославской области, А.Л.Лисицын — Благодарственным письмом от 20 августа 1997 года.
О столь сложной, многолетней, столь изысканной, поистине ювелирной работе можно написать целую диссертацию, да эта работа и заслуживает несомненно того. И я уверен, что настанет время, какой-нибудь преданный Богу человек напишет настоящий Великий труд об этих достойных, удивительных, честных людях — Александре Станиславовиче Рыбникове и Анатолии Николаевиче Грешневикове.
Под руководством архитектора-реставратора А.С. Рыбникова за период с 1983 по 1993 год было отреставрировано, восстановлено и укреплено тридцать пять объектов бесценной архитектуры русской старины, и теперь посетители этих объектов могут без конца любоваться шедеврами русского зодчества.
Огорчает лишь то, что столь нужная сегодня книга издана всего в размере 1500 экземпляров. Но будем надеяться, что Воля Божья наведет справедливость в столь нужном для Возрождения России деле.
Не поленитесь, найдите эту книгу, прочтите ее, и ваша душа наполнится немеркнущим светом христианской истины.
«Новые русские» в политике и культуре
Эдуард Володин.Новая книга России" N1, 2001 год"
В середине 60-х годов, когда утомленная коммунистическая идеология начала впадать в старческий маразм, теоретики партии решили, что неплохо было бы строителям коммунизма ознакомиться с наукой коммунизма — для расширения кругозора и углубления сознательности. Так появился на свет межеумочный уродец под названием «научный коммунизм», равно компрометирующий науку и все ценное, что было в марксизме. Специалисты хватались за голову, но указующий перст агитпропа, завернутый в постановление Совмина, требовал обеспечить новую науку соответствующими кадрами. И тогда кафедры стали «сливать» в новую «науку» весь балласт, ничего не представляющий в истмате и диамате, но облеченный партноменклатурными титулами или пламенной верностью очередным «историческим решениям» съезда, пленума, политбюро.
Настали новые времена, О партии «ни полслова», но соответствующий социально-психологический тип сохранился. Не найдя себя нигде и ни в чем, представители этого слоя стали записывать себя кто в политологи, кто в экологи, кто в политики. При соответствующих установках (на рубль амуниции, на пять рублей амбиции) эти люди спешно заняли приглянувшиеся ниши и напропалую куролесят в тех сферах науки и общественно-политической деятельности, которые сделали титульными для самоидентификации. Посмотрите на наших политиков любого политического окраса, обратите внимание на качество политологических прогнозов, оглянитесь вокруг в поисках экологически чистого приюта для трудов и вдохновенья и вы поймете, что профанация и себялюбие правят бал, и бал этот очень напоминает сборище у князя тьмы.
Одним из представителей этого новорусского социально-психологического типа является и нынешний депутат Государственной Думы А. Грешневиков. Когда-то более чем скромный районный журналист, до сих пор поражающий в своих статьях отсутствием таланта и знания темы, он уже десять лет именуется политиком и столько же лет заявляет о себе как экологе. О политике Грешневикове судить трудно — самое громкое публичное заявление он сделал в августе 1991 года, рассказав с трибуны съезда народных депутатов как лично его отлавливали гекачеписты, чтобы не дать возможности Анатолию Николаевичу приехать в Москву и на баррикадах защитить демократию. И об экологе Грешневикове судить трудно — ни одного труда в этой области им не написано, а расхожие байки для детей о любви к природе в науке в расчет не берутся.
Ну, да Бог с ним, политэкологом. Мало ли чего ни увидели мы за эти десять фантастических лет! И я бы ни за что не стал писать об этом молодом человеке, если бы не страсть Грешневикова к реставрации, олицетворенной в образе некоего А. Рыбникова, прославленного депутатом-экологом уже за то, что на звоннице Успенского собора в Ростове Великом он сменил у колокола Сысоя сгнившую балку на новую. Поэму об этой балке А. Грешневиков написал так, что прослезишься и сразу поверишь, что А. Рыбников вплотную подошел и превзошел самого Петра Барановского. Не больше, но и не меньше.
Вот об этой привязанности и пойдет речь. Но прежде еще об одной важной психологической черточке экологического политика. Наши писатели и деятели культуры народ доверчивый и отзывчивый. Не буду входить в детали, но собрали они подписи под личным письмом к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II с просьбой наградить А.Н. Грешневикова за труды «на благо Русской Православной Церкви».
Как и положено у политиков новорусской генерации, личное письмо было опубликовано и использовано в избирательной кампании нашим борцом за счастье народное. А через полгода сам депутат удостоился чести быть принятым Его Святейшеством и вот как газета «Новое время», редактируемая женой А.Н. Грешневикова, осветила эту встречу: «В ходе теплой и продолжительной беседы Патриарх всея Руси и депутат Госдумы затронули многочисленные проблемы современной жизни. В частности, депутат поделился своими размышлениями о роли церкви, музеев и реставраторов в деле духовного и нравственного оздоровления общества, восстановления наших памятников и святынь». Скажите после этого, кто кого принимал и кто кого вразумлял. Я так сразу себе сказал: виден сокол по полету, а эколог по словам. Вот оно как. Патриарх и депутат «затронули многочисленные проблемы современной жизни»! Да, с таким «умозрением в красках» о себе, чего только не сделаешь для друзей и близких.
И вот теперь исходная позиция — скромняга депутат, реставратор А. Рыбников, газета «Новое время» и. настоятель монастыря в поселке Борисоглебском Ярославской области во имя страстотерпцев Бориса и Глеба отец Иоанн. Да, к «славному триединству» приходится добавлять настоятеля монастыря, потому что который уже год депутат, реставратор и газета делают все, чтобы, прямо скажу, дискредитировать настоятеля и не дать возможности Церкви самостоятельно распоряжаться имуществом и постройками отошедшими Русской Православной Церкви по соответствующему акту 1996 г.
«Частная реставрационная контора А. Рыбникова вольготно разместилась в ограде монастыря. Здесь и мастерские, и пилорама, и сушильня, и жилые помещения. Твори, выдумывай, пробуй, как сказали бы в эпоху застоя. И реставратор А. Рыбников «творит и выдумывает», не желая лишаться и места творчества, и благ, которые споспешествуют «выдумыванию». И когда отец Иоанн, сначала мягко, а потом все более настойчиво, стал требовать выполнения решения об освобождении монастыря от реставраторов, экологический политик А. Грешневиков, тот самый, который с самим Патриархом «вел теплую продолжительную беседу», стал «вразумлять» отца Иоанна.
Вот спилили за оградой монастыря засыхающие деревья — тут же в газете фотография с текстовкой о варварстве «неких», а к отцу Иоанну сразу прокурорская комиссия. А то вот с разрешения соответствующих инстанций траншею прокопали, где вручную, где бульдозером — тут же полоса в газете, потом другая о «надругательстве над святынями» и комиссия с депутатом А. Грешневиковым, и снова прокурор. Трудятся наши заединщики, все пускают в ход, для того, чтобы опорочить отца Иоанна, чтобы монастырь продолжал оставаться местом «творческих исканий» А. Рыбникова. Их не останавливает то, что все наветы оказываются ложными, что все документы вместе с прокурорским надзором подтверждают правильность действий отца Иоанна. В неистовстве своем и уверенности во всевластии депутатском хотя бы в районном масштабе, они теперь, когда мастерские постепенно вывозят имущество из монастыря, продолжают дискредитировать настоятеля, чтобы хоть так компенсировать потерю никогда им не принадлежавшего имущества Русской Православной церкви.
Любители и дилетанты всегда опасны для науки и культуры своим невежеством и полузнайством. Они тем более опасны, если имеют власть и ею безраздельно пользуются. Вот наш дилетант-депутат вкупе с реставратором и районной газетой и не могут остановиться. Социальная психология такова, но ведь и для затеянной ими неправедной склоки они находят «теологическое» объяснение! Во время работы комиссии по
«делу о рытье траншеи», оказавшемуся очередной «липой», депутат Грешневиков стал поучать отца Иоанна как тому себя вести (вот он у нас какой — депутат-морализатор, настоятеля поучает!). Придется и по этому поводу здесь сказать.
Как говорил отец Иоанн, и как об этом он писал владыке Михею, наш депутат-эколог в храм не ходит, святым мощам и честным веригам преподобного затворника Иринарха не поклонился, о причастии и исповеди говорить не приходится. На этом церковная жизнь, как говорится, заканчивается. Но не таковы люди описываемого социально-психологического типа. Оказывается, А.Н. Грешневиков объявил себя старообрядцем и вместе с другим старообрядцем (ну, конечно же, с А. Рыбниковым) создали старообрядческую общину. Тут уж дело принимает совсем другой поворот и неплохо было бы узнать у владыки Алипия, как он смотрит на дела своей паствы в отношении православного монастыря и его настоятеля. И теперь особо интересно узнать, о чем старообрядец А.Н. Грешневиков разговаривал со Святейшим Патриархом и про роль какой церкви в деле духовного и нравственного оздоровления общества он рассуждает"
В итоге скажу следующее. Сюжет с депутатом, реставратором, газетой и монастырем совсем не единичен и не случаен. О подобном могли бы поведать настоятели и насельники многих монастырей по всей Руси великой. Все сводится, в конечном счете, к проблеме собственности у этих «борцов за духовное оздоровление общества». Церковь возвращает свою исконную собственность и этому любыми способами препятствуют все те, кто ею пользовался для себя, но «во имя оздоровления общества». И за право продолжать владеть церковным имуществом эти «новые русские» будут бороться до конца.
Можно было бы на этом и закончить печальную повесть о «новых русских"в политэкологии и реставрации, но их старообрядческие манифестации заставляют в заключение привести правило Шестого Вселенского Константинопольского Собора, равно почитаемого всеми Восточными Церквями: „Тех, которые, или живя с женою, или иным образом, нерассудительно, священные места обращают в обыкновенные, и небрежно окрест их обращаются, и с таким расположением в них пребывают, повелеваем изгоняти и от мест, оглашенным предоставленных при святых храмах. Кто же не будет сего соблюдати, аще есть клирик, да будет извержен: аще же мирянин, да будет отлучен“. Неужели и это правило для них не резон»!
Прости нас, Рыбников!
А.Грешневиков, «Новое время» 2.02.2000г.
Когда на том или ином историческом отрезке времени появляется Личность, то рядом непременно заводятся политические шакалы, которые не только агрессивно подвергают талант Личности сомнению, но и пытаются агрессивно загрызть эту Личность.
Так грызли и обливали грязью легендарного маршала Жукова. Делали это не только после смерти, но и при жизни — именно рядом стоящие генералы писали доносы, а политики вычеркивали заслуги Жукова и запихивали его в небытие.
Так литературные шакалы грызли великого писателя Шолохова. И до сих пор грызут, обливаясь слюной зависти. Им всё хочется найти доказательства того, что, якобы, не Шолохов писал «Тихий Дон».
Так в настоящее время политические проститутки и шакалы стали нападать на легендарного генерала Шаманова, который по-жуковски бьёт в Чечне бандитов и насильников. а ещё оберегает русского солдата. Как только генерал Шаманов заявил по телевидению: «Не трожьте грязными руками русского солдата и офицера!» — я понял, что начнется его травля.
Однако в народе не зря сочинили поговорку: «Собаки лают — слон идет!» На то она и Личность, чтобы показать, что есть серость и злость.
Мой сегодняшний разговор — не о судьбе той или иной Личности. Я просто хочу публично попросить прощения от себя лично и от моих борисоглебских единомышленников у реставратора Рыбникова за то, что не могу защитить его веский труд от несправедливых наладок главы администрации Корнилова.
Александр Станиславович Рыбников — преемник великих мастеров Барановского и Генделя. Талантливейший реставратор. После спасения десятков памятников древней Руси переехал жить из благоустроенного Ярославля в Борисоглеб, чтобы посвятить остаток жизни спасению наших древних святынь.
И вот когда Корнилов, обещая финансовую помощь реставраторам, не выделил ни копейки, я вспомнил, как по проекту Рыбникова в Ярославле на берегах Волги и Которосли были возведены две известные беседки в стиле русского классицизма. Мы видим эти беседки и не ведаем, что Рыбников — один из авторов их. Я вспомнил, как Рыбников начинал реставрацию Толгского монастыря и за свой профессиионализм, трудолюбие и честность получил именные часы губернатора
Когда Корнилов учинил через местную газету разнос Рыбникову, я вспомнил, как реставратор восстанавливал усадьбу Ганшиных в Переславле и заново отстроил часовню на родине Сергия Радонежского в Варницах.
Когда Корнилов прислал к Рыбникову комиссию, чтобы, очевидно, уличить его в приписках, а комиссия признала правоту реставраторов, я вспомнил, как ездил Рыбников на Украину за спецдомкратами, а затем выпрямлял уникальные колокольни, как в сибирских лесах искал он крепкую балку под колокола на звоннице в Ростове Великом, нашел лиственницу и перевесил Сысоя в 32 тонны и другие колокола. Вспомнил, как в том же Ростове он реставрировал Часобитную башню и уникальный Успенский собор, спасая, Белые палаты, а затем получил Патриаршую грамоту от Алексия II.
Когда Корнилов написал письмо губернатору в стиле доноса на Рыбникова, а выездная комиссия опровергла все факты Корнилова, и губернатор говорил о необходимости извинения главы, я вспомнил, как Рыбников спасал памятники в Тутаеве и в моем родном Борисоглебе. Вспомнил, как из смрада и руин в Борисоглебском монастыре была отстроена келья святого Иринарха, восстановлены Настоятельские покои, стала возрождаться Благовещенская церковь и т. д. Именно в здешнем монастыре им было сделано несколько научных сенсационных открытий и находок, о которых борисоглебцы скоро узнают из доброй книги о Рыбникове.
Когда Корнилов воспрепятствовал приватизации реставраторами отстроенного ими здания бывшего Сбербанка, а прокуратура из 25 сделок по незаконно приватизируемым подобным объектам отменила только 1 сделку (здесь будет разбираться Генеральная прокуратура РФ), я вспомнил, как Рыбников, сломав ногу, будучи на костылях, ездил под Углич реставрировать Улейминский монастырь, как ездил выбивать лицензию и деньги на реставрацию падающей восточной стены Борисоглебского монастыря. Вспомнил, как он, больной, обеспечивал борисоглебцам рабочие места и заработок, и то, чтобы его мастерская в столь разрушительное время не закрылась, а работала и спасала наши святыни!
Но мои воспоминания не спасают от грязи и несправедливости, не могут защитить талантливейшего, доброго и трудолюбивого Реставратора. Сейчас Корнилов продолжает наступление на реставраторов, предвзято считая, что они, якобы, обогащаются за счет реставрации, он шлет комиссии на памятник — дом Грабовского, где трудится Рыбников.
Как депутат, я защищал и буду защищать реставраторов, чтобы онине свернули свою деятельность и не уехали из района.
Но пока идёт борьба, я бы хотел извиниться перед Рыбниковым, что пока не удается заслонить его от наладок и несправедливости, что на благодатной, святой земле, благословленной Сергием Радонежским, на его пути появились ненужные силы зла, и возникли ненужные временные препятствия.
Прости нас, Рыбников! И помни о подвижнике Иринархе, келью которого ты восстановил. Его подвиг не только в том, что он пешком ходил в Москву предупредить царя о нашествии поляков и после благословил Минина и Пожарского на очищение столицы от иноземцев. Помни: в монастыре было много монахов, а Иринарх — один. Монахи пьянствовали, распутничали, избивали Иринарха, а когда тот говорил братии правду, — они ломали ему рёбра и выгоняли зимой босым из монастыря. Лишения, несправедливость пережил Иринарх и стал святым.
Александр Станиславович, будь терпеливым, и Дело твоё выживет. Труд твой останется, значит, и Истина останется за тобой. После словоблудов остается пустота, после тебя останутся — памятники России, её храмы и монастыри!