Сергей Щербаков | 15.04.2003 |
В ноябре прошлого года в N 11(74) газеты «Десятина» был опубликован мой очерк «Дорога в рай» о возрождении древнего православного Борисо-Глебского на реке Устье монастыря и о том, как депутат Госдумы России А.Н.Грешневиков с другом-реставратором А.С.Рыбниковым, называющие себя православными патриотами, несколько лет ведут целенаправленную систематическую борьбу с наместником монастыря игуменом Иоанном (Титовым). В заключение я призывал депутата с заединщиками прийти в монастырь и покаяться.
К большому сожалению, вместо покаяния депутат Грешневиков организовал в газете «Время» N 6(398) публикацию писателя Василия Белова «Как писарчук Щербаков хотел меня обмануть».
Что сам Василий Иванович Белов, автор «Привычного дела», «Плотницких рассказов» мог написать подобный пасквиль, никогда не поверю — написано на уровне районного журналиста. Автор (или авторы) публикации «Как писарчук Щербаков хотел меня обмануть» обвиняют меня во лжи, в непонимании мною Православия. Ни одного аргумента, подтверждающего эти обвинения, нет, зато есть оскорбления: «писарчук», «пройдоха». и всяческие восхваления депутата А.Н.Грешневикова. Метод этот неблагородный и безнравственный.
В очерке «Дорога в рай» не придумано ни одного слова, ни одного факта. Просто честный рассказ о том, как война депутата А.Н.Грешневикова против монастыря проявляется в многочисленных клеветнических и очернительских публикациях. Все они у меня есть, и каждый желающий, в том числе и Василий Иванович, может с ними ознакомиться.
Еще я писал о том, как по запросам депутата Грешневикова прокуратура затаскала наместника монастыря. Доказали ли авторы письма, что этого не было" Нет. Копии этих запросов также имеются и могут быть обнародованы.
Много места уделено в моем очерке тому, как депутат «защищал доброе имя» тех, кого игумен Иоанн, основываясь на догматах Православия, назвал сатанистами. И в этом случае есть документальное подтверждение правдивости моего очерка — запрос депутата Грешневикова в прокуратуру, в котором он пытается доказать правосудию, что люди, носящие православные кресты в перевернутом виде, прикрепляющие к одежде сатанинскую символику, не являются сатанистами и потому наместник монастыря должен ответить за свои слова по всей строгости закона. При этом депутат обходит тот факт, что сатанисты зашли в храм в пьяном виде и с бутылкой пива в руках, нахамили наместнику; даже пришлось вызывать начальника милиции, поскольку один из сатанистов оказался капитаном юстиции. Не говорит депутат и о том, что сатанисты также ведут войну против монастыря: расклеивают на монастырских вратах листовки с угрозами монахам, распинают кошек вблизи кельи преподобного Иринарха.
И монахи бывают разные, — подумает иной читатель. — Быть может, депутат Грешневиков прав в своих нападках на монастырь"
Будь это так, не приезжали бы, как на долгожданный праздник, на ежегодный трехдневный крестный ход более тысячи человек со всех концов матушки России! Людей не обманешь: они чувствуют, где благодать. А скольких православных духовно окормляет игумен Иоанн! Едут к нему из самого далека. Оправданий у Грешневикова, мол, он борется со злом, воплощенным в лице игумена Иоанна, нет и быть не может.
У наместника монастыря одна «вина» — он выселил из монастырских помещений реставрационную мастерскую Рыбникова, самого близкого друга депутата, не пожелавшего добросовестно сотрудничать. И с тех пор знаток информационной войны А. Грешневиков (смотри его книгу «Информационная война») через прессу области, а она почти вся в его руках, воюет с Борисо-Глебским монастырем. Конечно, больше всех старается Борисоглебская газета «Новое время», редактируемая женой депутата Г. Б.Грешневиковой. Не очень отстает и ярославская газета «Золотое кольцо», растлевающая души людей грязью своих публикаций.
Приведу содержание одной статейки этой газеты против Борисо-Глебского монастыря. В конце июля прошлого года, в ночь перед началом крестного хода к святому колодчику преподобного Иринарха, в Борисоглебе сгорели сразу два двухэтажных дома. Расследование причин пожара до сих пор не завершено, а газета «Золотое кольцо» буквально по горячим следам (2 августа 2002 года) опубликовала статью с броским названием «Кто сжег дом Стекольщиковых». Да, внимательный читатель не ошибся — никакого знака вопроса в конце названия нет. То есть газета знает, кто сжег! И она рассказывает, как для поджога дома помощника депутата Грешневикова В.П.Рычкова один борисоглебский пьяница был подкуплен паломниками, приехавшими на крестный ход. Но с пьяных глаз поджигатель вместо заказного поджег соседний дом Михаила Степанова, благочестивого прихожанина Борисо-Глебского монастыря. Затем огонь перекинулся на дачу художников Стекольщиковых, больших друзей депутата Грешневикова. Читает читатель этот материал о том, как злодеи паломники организовали неудачный поджог, и. вдруг в конце статьи узнает, что это всего лишь версия корреспондента. Зачем же так торопиться" А по принципу: говори, говори, глядишь, что-нибудь у людей в голове да засядет. И хотя никто до сих пор не знает, как было дело, безсовестный корреспондент пишет: «Но ведь довольно мерзопакостно паломникам (кстати, прибывшим на ежегодный крестный ход от Борисоглебского монастыря до Иринархова ключа), исполняя чей-то заказ, вовлекать в преступление душевнобольного человека. Почему они подговорили его поджечь дом Рычкова»"
Не буду возмущаться, не буду доказывать непричастность игумена Иоанна, на которого, как на заказчика, довольно прозрачно намекает корреспондент. Автору, явно выполняющему депутатский заказ и, во всяком случае, старающемуся услужить благодетелю газеты, доказывать что-либо безполезно. Но читателям, желающим знать правду, я лучше дорасскажу историю о сатанистах, имевшую неожиданное, как может показаться, продолжение.
Волею Божьего Промысла накануне Нового года игумен Иоанн подвез на машине из Ростова того капитана сатаниста. И неожиданно офицер откровенно рассказал, как руководил сатанинской организацией из 18 человек, вот только кошек возле кельи преподобного Иринарха распяли не они, а их гости из Москвы. Их же организация почитает кошку едва ли не священным животным, а в жертву разрешает приносить только голубей (на территории монастыря монахи не раз находили еще живых голубей с ритуально срезанной на голове кожей) или людей.
Видя, что у них идет открытый разговор, наместник монастыря прямо спросил: «А что же ты, капитан, побежал к депутату, стал все отрицать» Ведь настоящие мужчины так не поступают". Тот честно признался, что им казалось, будто наместник почти побежден депутатом и если еще немножко нажать вместе, то ему будет крышка.
И в конце офицер сообщил, что организацию свою распустил. Конечно, проверить это непросто, но ведь за язык его не тянули. Так дай Бог, чтоб этот разговор с наместником монастыря стал для него началом истинного покаяния.
Уличить меня во лжи авторы публикации «Как писарчук Щербаков хотел меня обмануть» не смогли и не смогут. А в их пресловутом письме есть, мягко говоря, неточности. Они пишут: «А в каких мы с Толей Грешневиковым передрягах только не были вместе — и защищали расстрелянный „Верховный Совет“, и ездили под пули в Сербию. В общем, таким депутатам только и место в Думе».
Ну, во-первых, насколько я знаю Василия Ивановича Белова, подобное хвастовство ему не присуще. Да ведь и не совсем под пули, ведь не добровольцами на фронт, а в составе думской делегации ездили они в Сербию.
А во-вторых, «Верховный Совет» депутат А.Н.Грешневиков не защищал. Он вышел оттуда до начала военных действий и был во время его расстрела в Борисоглебе (свидетелей тому немало). Хотя я не верю, что злополучное письмо писал Василий Белов, но представим непредставимое, что написал его все же он сам. Зная Грешневикова почти двадцать лет, я убежден, что он читал это письмо до его публикации.
Сразу обращаю внимание читателей: я не говорю, что Грешневиков плохой человек, раз не был в «Верховном Совете» во время его расстрела; я привожу пример, так скажем, преувеличения геройства депутата. Ведь мог Грешневиков исправить это место в тексте, но он уже так запутался, что и сам перестал отличать вымысел от реальности. Бывает с людьми такое. Особенно, когда часто приходится говорить о себе, когда в голове постоянно бьется только одно: выберут или не выберут в депутаты. Тут уж не до всяких разборчивостей: потому и не жалко тащить в свою грязь выдающегося русского писателя Василия Белова. Главное, чтобы снова выбрали и продолжать дальше жировать, безнаказанно попирать людей, вести войну с православным монастырем, чтобы после победы быть полновластным хозяином в районе.
Сейчас идет настоящая травля прихожанки Борисо-Глебского монастыря заведующей отделом образования И.П.Ригиной, разрешавшей монастырю, вопреки воле Грешневикова, проводить Всероссийские Иринарховские чтения в Борисоглебской школе!.. В этом году в результате неустанной «работы» депутат с заединщиками наконец-то добились своего — выжили Чтения, благословленные самим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, из Борисоглеба и их пришлось проводить в Ростове Великом.
Многоуважаемый Василий Иванович, сотрудники газеты «Время», что же вы так всполошились после моего очерка" Вы прочитайте его внимательнее, попросите прочитать воцерковленных людей из вашего окружения. И увидите, что никто не собирается сажать за решетку депутата А.Н.Грешневикова (более того, я даже говорю о его заслугах). Присоединяюсь к вашим похвалам Грешневикову, что он помогает балалаечнику Юрию Клепалову, актеру Николаю Бурляеву, да и, насколько мне известно, немало помогает и самому Василию Ивановичу Белову. Зная, в каком положении сегодня находятся в нашей стране русские художники, разве я могу осуждать человека, помогающего им"! Конечно нет.
Но каким бы прекрасным людям Грешневиков ни помогал, войну-то против православного монастыря он ведет, и не сказать об этом я не мог.
В своем очерке я не призываю казнить депутата А.Н.Грешневикова, а рассказываю о том, как он впал в один из самых страшных грехов — вступил в борьбу с православным монастырем и потому его, Грешневикова, надо срочно спасать. Я хотел привлечь внимание православной патриотической общественности, чтобы она помогла образумить депутата с реставратором.
Когда писал «Дорогу в рай», часто вспоминал святого Симеона столпника. «Святые отцы, жившие в пустынях, удивлялись его необычайным подвигам: ибо никто еще не изобретал себе такого жития, чтобы стоять на столпе. Желая испытать его, послали сказать ему: „Отчего не идешь ты путем отцов наших, но изобрел другой — новый“ Сойди со столпа и последуй житию древних пустынников». При этом научили посланных, чтобы они, если Симеон не послушается, силою заставили его сойти со столпа; если же послушает и пожелает сойти, то оставить его так стоять, как начал: ибо тогда, сказали они, ясно будет, что новый образ жития его — от Бога. Услыхав решение собора святых отцов-пустынников, Симеон тотчас ступил ногою на лествицу, желая сойти вниз. Видя сие, посланные закричали: «Нет, не сходи, святый отче, но пребывай на столпе: теперь мы знаем, что начатое тобою дело — от Бога. Да будет же Он тебе помощник до конца»".
Признаюсь, надеялся я, что такие заслуженные многоопытные люди, как Василий Белов, Сергей Бабурин (Грешневиков является членом его партии), услыхав про войну своего товарища против православного монастыря, попробуют честно разобраться и скажут: друг, прекрати боевые действия. А если он и их не послушает, тогда уже всем вместе «стащить его вниз».
К великой печали (сколько же еще нам, русским, мучений впереди предстоит!), никто разбираться не стал. Узнав, что Василий Иванович Белов был в Борисоглебе, даже сфотографировался вместе с депутатом Грешневиковым на фоне кельи преподобного Иринарха затворника (эта фотография уже напечатана вместе с пасквилем в газете «Время» — об умении Грешневикова использовать свои фотографии со знаменитыми людьми в целях предвыборной кампании и в борьбе с монастырем читайте в моем очерке «Дорога в рай»), я невольно вспомнил, как Василий Белов, дал отповедь критикам, посчитавшим его роман «Все впереди» неудачным, потому что Белов взялся не за свою тему, дескать, он «деревенщик», а в романе описывается городская жизнь. Писатель заявил, что он не телок, которого водят на веревке, и он, о чем захочет, о том и будет писать. В те годы меня восхитили эти слова. Что же вы, Василий Иванович, теперь-то так послушно ходили по Борисоглебу вслед за Грешневиковым" Не зашли к наместнику монастыря, не поговорили по душам; не постояли в храме, не приложились к раке преподобного Иринарха затворника, преподобных первостроителей обители Федора и Павла, не подкрепили дух и плоть возложением вериг преподобного. А потом и разговор с прихожанами состоялся бы.
К сожалению, Василий Иванович, так не случилось. Сфотографировались Вы с депутатом и ушли из монастыря. А поговорили бы с наместником, с прихожанами, приложились к раке, глядишь, и не подписали бы письмо против меня. Один поступок тянет за собой другой.
Братья православные патриоты, хотя бы в малом попробуем последовать святым нашим, скажем дружно депутату А.Н.Грешневикову: прекрати войну против православного монастыря. и тогда увидим, кто он есть на самом деле — православный патриот или же волк в овечьей шкуре.
Этот шаг, в любом случае, будет большой нашей победой над врагом, значение которой до конца мы узнаем только в будущем.
Сергей Щербаков март 2003 года Москва — Старово-Смолино — Борисоглеб
+ + +
Открытое письмо писателю Василию Ивановичу Белову
Глубокоуважаемый Василий Иванович!
Пишут Вам жители поселка Борисоглебский и одноименного района, что в Ярославской глубинке. Недавно Вы оказали нам честь своим посещением — большое спасибо Вам!
Но вот до нас дошла газета под названием «Время», в которой за Вашей подписью была опубликована статья «Как писарчук Щербаков хотел меня обмануть». Ваша фотография и факсимиле Вашей записки должны были, видимо, удостоверить Ваше авторство.
И все-таки, мы уверены, что статью писал другой человек, а Вы, полностью доверяя ему, не читая, согласились поставить свою подпись. Так предполагать у нас есть достаточные основания.
Во-первых, нам очень хорошо известен стиль подлинного автора.
Во-вторых, мы полагаем, что такой серьезный писатель, как Вы, Василий Иванович, не может опуститься в публичной полемике до почти площадной брани («пройдоха», «лжец», «клеветник» и пр.) — с Вами это совсем не вяжется.
В-третьих, очерка Щербакова «Дорога в рай» Вы явно не читали. Возможно, Вам его просто прокомментировали.
В-четвертых, название «Вашей» статьи какое-то нелепое: якобы «писарчук Щербаков хотел меня (то есть, Вас, Василия Ивановича Белова) обмануть», что очень напоминает излюбленный штамп одного известного и нам и Вам журналиста, о котором речь пойдет ниже: «заезжий московский писака», «.и она пыталась обмануть меня». Можно привести и другие примеры.
Мы все являемся прихожанами того самого Борисо-Глебского монастыря, о котором вскользь упоминается в «Вашей» статье, и о происходящем в нем и вокруг него нам известно, как говорится, из первых рук. И тем более, нам прекрасно известны главные герои не-Вашей статьи — депутат Госдумы Грешневиков и его лучший друг Рыбников. Поверьте, Василий Иванович, что они нам действительно известны, причем — с самых разных сторон.
Сразу скажем, все, что написал в своем очерке «Дорога в рай» Сергей Антонович Щербаков — правда! И написано, кстати, на наш, пусть и провинциальный, взгляд — неплохо. Во всяком случае, с содержанием этого очерка мы полностью согласны и очень благодарны Сергею Антоновичу.
А вот то, что написано от Вашего имени -. уж, и не знаем, как назвать.
Да, действительно, А. Грешневиков, который для многих из нас еще недавно был просто Толя, четырежды избирался в высший законодательный орган страны. Это — правда. Но, это вовсе не означает, что Анатолий Николаевич выдержал самое трудное испытание — славой и властью.
Правда и то, что Грешневиков с Рыбниковым получили высокие церковные награды, но из этого факта вовсе не следует, что награжденные являются православными. В той же самой газете «Время», только годом раньше (N3 от 24 января 2002 года) в заметке некоего Алексея Рыжова написано следующее: «.Патриарх Всея Руси Алексий II справедливо наградил писателя-богоборца А.Н.Грешневикова (выделено нами) ОРДЕНОМ СВЯТОГО ДАНИИЛА Московского III степени.» И это вовсе не описка, потому что не существует замены слову «богоборец», а писавший был уверен, что «богоборец» — это «борец за Бога». Это тот самый случай, когда «Бог шельму метит»!
Что касается великих трудов господина Грешневикова («не себя ради, а для народа, для России»), то здесь, мягко говоря, есть некоторое преувеличение. Разве все то, что он делает как депутат, не является его долгом" Разве за это он не получает зарплату" К тому же, все благодеяния А.Н.Грешневикова осуществляются отнюдь не за его собственный счет.
Про то КАК «Великий Реставратор» (так пишет о нем Грешневиков) спасает памятники архитектуры нам тоже известно не понаслышке — это, простите, самая настоящая халтура, если не умысел.
Нас уже давно не удивляет тот пафос, с каким пишет о себе, «любимом», наш депутат, причем часто о себе самом в третьем лице. Таких статеек, как та, что опубликована в газете «Время» от Вашего, Василий Иванович, имени, мы видели за последние пять лет немало. Главным образом, в местной газете «Новое время», учредителями которой являются коллектив редакции, во главе с супругой депутата, и администрация округа, во главе со свояком депутата. Тут уж господин депутат не стесняется, благо ответить ему здесь (или, как сказано в «Вашем» письме, «дать сдачи») невозможно. Иногда эти статьи подписываются собственным именем депутата, некоторые — другими именами, но написаны они тем же знакомым стилем. Одна вообще была подписана несуществующим в природе человеком.
Но с еще большим пафосом пишет наш депутат о Борисо-Глебском монастыре, вернее о наместнике монастыря, игумене Иоанне. Такая «любовь» к священнослужителю Русской Православной Церкви у «старообрядца» Грешневикова возникла еще в 1999 году, когда в перерыве пленарного заседания Вторых Всероссийских Иринарховских Чтений он заявил игумену Иоанну, что «.Рыбников — мой друг, я о нем книгу пишу, и в обиду его не дам»! Под «обидой» имелись ввиду настойчивые, в течение трех лет, просьбы наместника освободить занимаемые реставраторами помещения, в том числе, храм, в котором была устроена бытовка для рабочих, деревообрабатывающая мастерская и сушилка для пиломатериалов. На следующий год, после того как реставраторами было проигнорировано уже письменное требование архиепископа Михея — правящего архиерея Ярославской епархии, в феврале 2000 года, во время Третьих Иринарховских Чтений игумен Иоанн был вынужден открыто сказать о сути и смысле происходящего:
«Братья и сестры. «Вера без дел мертва есть», — провозгласил апостол. Но дело делу — рознь. Есть дела веры — во славу Божию, а есть дела ради славы мира сего, лишь прикрывающиеся видимостью веры. Пять лет назад, когда монастырь только открылся, мало кто знал имя преподобного Иринарха, святого, трудам веры которого наше Отечество столь многим обязано, духовного вождя русского народа в Смутное время. И вот теперь — снова смута на Руси. И подвиг преподобного Иринарха-затворника снова востребован — именно как образец единства веры и делания. На него мы и должны взирать, оценивая свои и чужие дела. И вот при таком подходе некоторые дела, выдаваемые за дела веры, представляют собой антидела, то есть дела, направленные против веры. Об этом я не только не могу, но и не вправе больше молчать.
Мне жаль, что здесь нет, например, реставратора Александра Станиславовича Рыбникова, которому приписывают — и он сам себе приписывает — восстановление обители чуть ли не из руин (хотя такого не было и нет), и это восстановление объявляют делом веры. Как может быть делом веры то, чего не было" И дело ли веры — утверждать ради самопрославления то, чего не было"
Мне жаль, что отсутствует Анатолий Николаевич Грешневиков, депутат Государственной Думы, который, провозгласив себя поборником веры православной и не раз благодаря этому побеждавший на выборах, всячески поддерживает и прославляет А.С.Рыбникова как великого реставратора и радетеля Борисо-Глебского монастыря — да и не только. Его речи о православности — лишь декларации, за ними нет именно конкретных дел веры, конкретного православного жития. Когда избиратели, желавшие убедиться в православности своего кандидата, интересовались, часто ли он причащался, я мог ответить только одно: причащающимся его ни разу не видел.
Разве могут называть себя действующими по вере люди, без конца рассуждающие о святынях — о возрождении обители, о прославлении имени преподобного Иринарха, — но их совершенно не чтущие" Того же А.Н.Грешневикова, повсюду рассуждающего о реставрации кельи преподобного Иринарха А.С.Рыбниковым, я также за все время существования возрожденной обители ни разу не видел преклонившим колени у раки святого. За те полгода, как были обретены честные вериги преподобного Иринарха-затворника, он опять-таки ни разу не приложился к ним, хотя не устает говорить о святынях обители на всех своих встречах. Разве может называть себя православным и совершающим дела веры реставратор А.С.Рыбников, если и он не имеет никакого молитвенного отношения к святыням — монастырю, мощам, веригам, ради которых он якобы старается.
Вера без дел мертва — тем более мертвы дела без веры!"
И еще было сказано о «трудах» лучшего друга депутата Грешневикова: «После подобной реставрации ничего не останется. Потому что не останется духа. Мало того, что Рыбников находится в монастыре, не имея на то ни юридического права, ни настоятельского благословения, что само по себе уже приравнивается к татьбе и разбою. Он беззастенчиво эксплуатирует не только материальную базу монастыря, но и духовность этого места, будучи чужд этой духовности. Рыбников живет в келье, на двери которой вместо православного креста — циркуль-измеритель. Всякий, кто воцерковлен, наверняка знает, что это за символ. А на стене — портрет Джона Леннона, автора сатанинского „Белого альбома“. На все мои увещевания Рыбников год за годом отвечает: не он повесил — не ему и снимать. Как я могу считать этого человека православным и благословить его пребывание в обители» Я свидетельствую: этот человек — не православный и даже не старообрядец, каковым он себя недавно объявил. Тут другое. И показывают это не его слова, а именно дела. Это — не дела веры, не дела во славу Божию, а дела ради мамоны и славы мирской. «
[Подробнее о происходившем на Третьих Всероссийских Иринарховских Чтениях можно узнать из статьи Александра Белая, ответственного секретаря «Московского журнала „История Государства Российского“», опубликованной в N4 за 2000 год. За эту статью Александр Белай получил от писателя-журналиста-депутата и «православного патриота» звание — «заезжий писака» (см. название письма «В.Белова») и ряд других красноречивых эпитетов].
Вы, Василий Иванович, прекрасно понимаете, что слова священника, монаха, игумена святой обители, сказанные не в кулуарах, а официально, прилюдно — это не словесный мусор газетных публикаций. За каждое слово, каждую букву предстоит держать ответ перед Господом. И относиться к этим словам мы, люди верующие, православные, должны соответственно — с уважением, даже если нам поначалу не вполне ясен их смысл.
Слова игумена Иоанна, сказанные три года назад, к сожалению, полностью подтвердились в дальнейшем. «Православный патриот» Грешневиков открыл против наместника монастыря настоящие боевые действия с использованием самых грязных методов, которые он же обличает в собственной книжке «Информационная война». Травит он и директоров школ, и заведующую РОНО, которые осмелились предоставить школьные помещения для проведения Всероссийских Иринарховских Чтений. В этом году руками своего родственника и ставленника — главы администрации округа, он добился перенесения заседаний Чтений в Ростов Великий (якобы из-за эпидемии гриппа, которой на самом деле не было).
Словом, даже для тех, кто три года назад еще сомневался в справедливости сказанного отцом Иоанном — сегодня все стало абсолютно ясно.
Так что, Василий Иванович, если уж Вы действительно считаете себя другом А. Грешневикова, посоветуйте ему, а не С. Щербакову покаяться перед Господом. Сергей Антонович в своих грехах кается. Мы это видим.
С уважением,
Баканов Михаил Павлович — прихожанин Борисо-Глебского мужского монастыря, бывший товарищ А. Грешневикова (мой телефон в Борисоглебе: 8-(8 539)-2−18−28);
ілкина Людмила Михайловна — бывшая учительница Толи Грешневикова;
Кунаев Николай Николаевич — бывший учитель Ивановской школы, где учился Толя Грешневиков;
Кунаева Елена Васильевна — учитель Ивановской средней школы;
Лаврова Валентина Ивановна — учитель, ветеран, Борисоглебская средняя школа N 2;
Лапшина Светлана Алексеевна — научный сотрудник Борисоглебского филиала Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»;
Морозова Галина Евгеньевна — Заслуженный учитель Российской Федерации, Борисоглебская средняя школа N1;
Сущикова Светлана Николаевна — завуч Ивановской средней школы;
Сайдаш Ирина Анатольевна — воспитатель Ивановской средней школы;
Федянин Юрий Петрович — член союзов кинематографистов и журналистов России, помощник главы Борисоглебского муниципального округа;
Федянина Тамара Николаевна — прихожанка Борисо-Глебского монастыря.
|