Верующим и «смертоносное» не вредит. Диалог при свете лампады
Читателям «Труда» отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
— Уважаемый Владыко! Почему наш многострадальный народ давно лишен практической (подчеркиваю) Божией помощи? Поучение, будто Господь наказывает сильнее того, кого больше любит, не выдерживает критики. Ведь если Бог есть Любовь и Всепрощение, то как Он может кого-то любить больше, а кого-то меньше? И что значит «наказывает»? Россию-то за что? Валентина Сергеевна, (Тамбовская обл). — Уважаемая Валентина Сергеевна! Вы несколько неверно понимаете смысл слова «наказание». В контексте цитаты из Священного Писания, которую вы приводите, наказание — это научение, наставление, вразумление. В вашем же представлении наказание — это только кара. Бог не карает нас, но терпит наши беззакония, надеясь на исправление и обращение к Нему. Он долготерпит нас. Он всех призывает к Себе, нужно только вовремя услышать Его призыв и увидеть Его в чистоте сердца. И Бог реально, практически, как вы говорите, помогает нам в этом, в том числе и наставляя, вразумляя разными средствами. Разве само возрождение Церкви в нашей стране могло совершиться без чудесной помощи Божией? Западное общество объявило себя «постхристианским», то есть эпоху христианства миновавшим, пережившим. Мы же возвращаемся ко Христу после десятилетий богоотступничества, и Он принимает нас. Так с кем же Бог? Нашему народу просто нужно понять свое истинное предназначение — стать исполнителем Воли Божией о нем, а не ставить свою волю превыше всего. Тогда-то, если народ пойдет путем, предназначенным ему Промыслом, не то что карать, а и вразумлять его будет незачем. — Часто первые шаги молодых христиан в Церкви бывают невероятно трудны. Одна из проблем — как уверовавшему молодому человеку строить отношения со старыми друзьями и привычным кругом общения? Анатолий Бондарь, (Ставропольский кр.). — Понимаю, как непросто дается порой решение возникающих перед молодыми вопросов. С одной стороны, круг неверующих или нево-церковленных друзей — самая естественная среда для проповеди, для свидетельства о Христе и Его Церкви. А подобное свидетельство может быть действенным только тогда, когда жизнь этих людей и их судьба тебе небезразличны, когда ты испытываешь к ним живой личный интерес. Фарисейское чувство превосходства: «Этот народ невежда в законе, проклятом» (Ии. 7.49), — перечеркивает всякую возможность послужить спасению окружающих. Дружеское общение с теми, кто во многом не похожи на тебя, может, кроме всего прочего, стать хорошей школой будущего пастырства. Как можно идти по всему миру и проповедовать Евангелие (Мк. 16.15), если ты не в состоянии найти нужные слова для просвещения тех, кого давно знаешь? С другой стороны, инерция прежнего круга общения на каком-то этапе жизни иногда бывает непреодолимым искушением для человека, еще не утвердившегося в своей вере. Может случиться, что не юноша, пришедший в Церковь, помогает близким людям идти вперед, а они тянут его назад. Иногда всякая основа для дружбы утрачивается — например, когда объединяющим началом была приверженность общему греху. Тогда уж «бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою» (Иер. 51.6). В таких случаях продолжение прежних отношений может стать той самой дружбой с миром, которая, по слову апостольскому, «есть вражда против Бога» (Иак. 4.4.). Новообращенным юноше или девушке таких людей чаще всего обратить не под силу, а вот своей душе повредить они могут. — Знаю немало верующих, которые считают телевидение душевредным, поскольку оно насильственно воздействует извне на человеческое сознание, преследуя вполне определенные цели. Так ли это? Татьяна Кротова, (Санкт-Петербург). — По слову Отцов Церкви, верующий всегда должен «хранить свои чувства» от всего того, что может лишить душу христианского расположения, внутреннего мира. Поэтому нужно придерживаться принципа воздержания и умеренности, трезвого, разумного и рассудительного отношения к той информации, которую мы получаем посредством телевидения. Тогда она не станет источником заблуждения и соблазна. Озабоченность возможностью использования в СМИ, особенно на телевидении, психотехнологий для навязывания тех или иных идей, настроений и тому подобного существует в обществе давно. И здесь, я думаю, христиане должны обращаться к словам Спасителя, которыми Он напутствовал Своих учеников перед Вознесением: «Уверовавших… будут сопровождать сии знамения:., будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16.17−18). Что это означает? То, что человек стал подвластен стихиям мира сего только по причине греха и что эти стихии не имеют власти над человеком, с помощью Божией побеждающим грех. Это мы называем чудом и видим в святых людях, силой Божией и силой своего духа удалившихся от недолжного пристрастия к материальному… А различные психотропные методы воздействия на человека — это именно стихии мира сего, это в чистом виде материальное воздействие. Это именно то «смертоносное», которое, по обещанию Спасителя, не вредит уверовавшим в Него. Поэтому христиане должны отогнать от себя всякий страх, всякую боязнь, кроме опасения преступить заповеди Божий.