Русская линия
Русская линияИеромонах Макарий (Маркиш)21.03.2003 

Разговор про Распутина: человек под перекрестным огнем

p>— Слышал, что при канонизации императора Николая II и его семьи было много сомнительно и неясного- Хуже всего, конечно, это история с Распутиным. Если Церковь считатет царя и особенно царицу святыми, то как она объяснит их близость с таким выродком?

— Говорить о сомнениях и неясностях можно лишь в том случае, если у вас хоть какие-то знания о предмете. На каких основаниях вы называете Распутина «выродком»?

— Знаний у меня достаточно, о Распутине все говорят в один голос. У него только фамилия чего стоит! Царь, кстати, дал ему другую фамилию, Новых, чтобы прикрыть его распутство. Но шила в мешке не утаишь.

— Что говорят в один голос, это не удивительно. Еще совсем недавно все в один голос пели про Ленина, Сталина, Троцкого, про коммунизм, интернационализм- пора бы и привыкнуть. А раз зашла речь о фамилии, давайте разберемся, в чем тут дело. Фамилия эта довольно старинная и распространенная, с «распутством» ничего общего не имеет: она происходит от слова «распутье», то есть перекресток. В 1906 г., задолго до каких-либо скандалов, Григорий Ефимович в своем прошении об изменении фамилии указывал: «Проживая в селе Покровском, я ношу фамилию Распутин, в то время как многие односельчане носят ту же фамилию, от чего могут возникнуть всевозможные недоразумения». И действительно, по документам того времени установлено, что не менее шести семейств в Покровском были его однофамильцами.

Итак, все в один голос говорят одно, а на деле выходит совсем другое — не так ли?

— Фамилия — это мелочь. Но еще в молодости он славился у себя в селе как пьяница и вор, и по общему мнению всех, кто его знал, он был отвратительным субъектом!

— Вот видите, фамилия уже стала «мелочью», а ведь именно с нее вы начали ваше обвинение. Но из таких мелочей складывается человеческая жизнь, и мы, если хотим знать правду, обязаны в них разобраться, а не повторять как попугаи в один голос. Сейчас вы увидите еще одну мелочь того же сорта.

Единственное обвинение Распутина в воровстве — это показание его бывшего соседа Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства в 1917 г. Относилось оно к молодым годам Григория, то есть к событиям почти сорокалетней давности, о которых — почему-то! — раньше никто не знал. С этим еще можно было бы смириться, если бы не одно обстоятельство: за 10 лет до того, в 1907 году, властями проводилось следствие по обвинению Распутина в неправославии — принадлежности к секте хлыстов. Обвинение оказалось ложным, но в процессе следствия были выполнены тщательные допросы односельчан, и все сведения, которые могли бы хоть как-то бросить тень на Распутина, стали известны публике. О пьянстве и воровстве, однако, никто даже не заикался.

Что же касается «общего мнения», то картинка «отвратительного субъекта» — лицемерного, жадного, лживого, низкого, грязного, пошлого — в наше время слишком хорошо известна. А между тем архимандрит Феофан (будущий архиепископ Полтавский) говорил про Распутина так: «Он доходил до такого глубокого молитвенного настроения, какое я лишь в редких случаях встречал среди наиболее выдающихся представитеелй нашего монашества». Автора этих слов, архиерея высочайшей репутации, нельзя назвать восторженным почитателем Распутина: позже он стал одним из самых строгих его критиков.

О духовной беседе с Распутиным вспоминает и мирянин, знатный вельможа, князь Н.Д. Жевахов: «-Я слышал много разных проповедей, очень содержательных и глубоких, но ни одна из них не сохранилась в моей памяти; речь же Распутина, признесенную 15 лет назад, помню и до сих пор». А вот каким запомнился Распутин случайной попутчице, девятилетней девочке: «-Мы с бабушкой сидели вытянувшись, в неловких позах, стараясь не упустить ни слова- Ни гувернантка, ни учитель, ни отец, ни мать никогда не описывали природу так красиво, как это делал так называемый простой мужик из сибирского села».

Те случаи, когда поведение Г. Е. Распутина представлялось грубым, безцеремонным или безтактным, легко объясняются тем, что ему, крестьянину из далекой Сибири, неизвестны и чужды были правила придворного этикета; окружавшие его зложелатели с удовольствием раздували любую неловкость до масштабов крупного скандала.

Заметим, что и те, кто был недоволен Распутиным и его влиянием при дворе, находили нужным сказать о нем правду и защитить его от дикой, всепроникающей клеветы. К их числу относится, например, великая княгиня Ольга Александровна, родная сестра Государя: «-Какие гадости были написаны о Распутине и моих племянницах!… Малейший признак того, что называется вольностью со стороны Распутина, привел бы их в полнейшее замешательство. Ничего этого не было. Девушки всегда были рады видеть его, потому что они знали, какую огромную помощь он оказывал их маленькому брату» (больному гемофилией Цесаревичу Алексею, чудесная помощь которому в безнадежных ситуациях по молитве Г. Е. Распутина неоднократно засвидетельствована врачами).

В 1917 г. упомянутая выше Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства провела так называемое «обследование деятельности темных сил» при императорском дворе, куда входили всевозможные обвинения в коррупции и государственной измене. После смерти Распутину повезло: следствие возглавил В.М. Руднев, либерал, анти-монархист, личный ставленник Керенского, — но честный и достойный человек. Вопреки оказанному на него давлению, Руднев не обнаружил никаких признаков сознательного участия Распутина в «деятельности темных сил»; докладная записка Руднева, написанная сухим, четким языком следователя-профессионала, служит превосходным контрастом для вздорных слухов «общего мнения».

И последняя деталь: окружавшая русский трон свора жадных дармоедов естественно стремилась заручиться благосклонностью Г. Е. Распутина и не жалела на это средств. Через его руки проходили крупные суммы; Распутина было принято считать весьма состоятельным человеком. Однако, как свидетельствует великая княгиня Ольга Александровна, «-на смертном одре все его имущество состояло лишь из Библии, какой-то одежды, и нескольких вещей, данных ему Императрицей для личных нужд. Даже мебель в его комнате на Гороховой улице в Петербурге не принажлежала ему. Он действительно получал большие суммы денег, но все раздавал».

— Вы сказали, что сведения о пьянстве Распутина тоже опровергнуты?…

— Речь шла о его молодых годах. К сожелению, позже, когда в Петербурге он оказался в фокусе темных сил, которые пытались через него добраться до Царской семьи, Распутин стал сильно пить. Поэтому, в частности, такие люди как архимандрит Феофан считали нужным порвать с ним всякие отношения. Однако и здесь ясно видна все та же техника: на реальные инциденты, о которых сохранились документированные свидетельства, усилиями послушной прессы навешивались «подробности» одна другой омерзительнее — а «общему мнению» только того и было надо-

— По-вашему получается, что знакомый всем образ Распутина от начала до конца лжив. Но вот передо мной книга воспоминаний, написанная еще в 1914 г., под названием «Святой черт». Там приводятся свидетельства совсем другого рода, в том числе и об отношениях Распутина с лицами высшего круга и даже Царской семьи- Книга, кстати, очень популярная; ее не раз переиздавали, а сейчас западные благотворители распространяют ее в России в качестве гуманитарной помощи. Так что, наверное, не все так просто-

— Верно, в жизни Распутина, его гибели и последовавшей тотчас за нею гибели России все далеко не просто. Но и не так сложно, чтобы в недоумении разводить руками: «с одной стороны-с другой стороны-» Правда обладает удивительным свойством пробиваться к свету, какую бы кипу лжи на нее ни навалили.

Автор «Святого черта», Сергей Михайлович Труфанов, в те годы был известен под именем иеромонаха Илиодора. Когда-то друживший с Распутиным, о. Илиодор проникся ненавистью как к нему, так и в особенности к св. Императрице Александре Федоровне за то, что та была немкой. «Прогрессивные силы» того времени горячо приветствовали писательские намерения о. Илиодора. Максим Горький сообщал по этому поводу журналисту Кондурушкину: «Я уверен, что книга Илиодора о Распутине была бы весьма своевременна, необходима, что она может принести многим людям несомненную пользу- Устроить ее за границу я берусь».

Содержание книги лучше всего иллюстрирует лозунг пропагандиста следующего поколения, но той же идейной закалки, д-ра Геббельса: «Чтобы лжи поверили, она должна быть чудовищной». Но таланту о. Илиодора недоставало геббельсовского блеску, поэтому он был вынужден частично заимствовать свои бредни из посторонних источников. Так, например, одна из самых «пахучих» историй из книги о. Илиодора восходит напрямую к безумной сифилитичке Хионии Гусевой, которая едва не убила Распутина ударом кинжала в живот, и к репортеру «Петербургского Курьера» В. Дувидсону, мечтавшему сделать себе карьеру на этом покушении.

Уместно будет в двух словах проследить дальнейшую историю автора. В 1912 г., еще до публикации своего опуса, он был лишен сана и монашеского звания, чему, впрочем, не особенно огорчился. В своем послании в Синод он писал: «Отрекаюсь от вашего Бога. Отрекаюсь от вашей веры. Отрекаюсь от вашей Церкви-» Не без оснований опасаясь уголовного преследования за клевету, Труфанов в женской одежде бежал в Норвегию. Революция открыла ему дорогу назад. Вернувшись в Россию, он пытался завязать деловые контакты с большевиками, дабы те провозгласили его «русским папой». По словам его помощника И. Синицына, «Труфанов создает другую религию, отринув из Православия все лишнее- Богом предопределено, что явится он, Илиодор, который создаст новую религию». Затем, разочаровавшись в своих планах, Труфанов уехал в Америку, где перешел в баптизм, работал уборщиком конторских помещений и умер в 1951 г.

Остается вопрос, кто, почему и за чей счет посылает нам десятки тысяч экземпларов Труфанова — а не, скажем, Пушкина или Достоевского — в качестве «гуманитарной помощи». Очевидно, по их мнению, книга эта своевременна, необходима, она может принести многим людям несомненную пользу в сегодняшней России. А мы, в свою очередь, лишний раз убеждаемся в том, какого рода «пользу» предусматривают для нашего народа «западные благотворители».

— В чем же дело? Почему Г. Е. Распутину выпала такая страшная судьба, что и в жизни, и по смерти, его непрестанно, со всех сторон, поливали грязью? Должна же быть для этого какая-то причина?

— Причину указать несложно. Разсмотрим по очереди все «заинтересованные стороны». Для разрушителей России Распутин был идеальной мишенью, позволявшей безнаказанно поносить и безчестить Царскую семью и русскую монархию, постепенно заражая народное сознание отравой цинизма и ненависти. От них эстафету лжи приняли и пронесли вплоть до последних дней, с одной стороны, официальная большевицкая пропаганда, а с другой — западная русофобская «массовая культура». Что же касается русских патриотов, включая и тех, кто искренне любил и почитал Царя-мученика и его семью, то и они рады были свалить всю вину на «грязного мужика» и простодушие Императрицы, выгораживая тем самым — осознанно или нет — себя самих или своих знатных предков, к которым были обращены горькие слова Государя: «Кругом измена, трусость и обман».

Итак, Григорий Распутин оказался под перекрестным огнем исторической лжи по той простой причине, что практически все действующие лица мировой трагедии либо видели в нем своего врага, либо равнодушно отвернулись от него. Воистину страшная судьба! И заметьте: малограмотный сибирский крестьянин, спущенный под лед декабрьской ночью 1916 года, разделил эту судьбу не с кем-нибудь, а со всем русским народом в целом- Но это уже тема для особого разговора.


Из переписки с читателями:

«Я не совсем понимаю истоки интереса к Распутину, почему книгу о нем привозят в Россию?»

Я тоже не совсем понимаю — но немножко понимаю. Материал этот подготовлен по запросу нашей тюремной миссии: к нам в монастырь обратились за разъяснениями по поводу книжки «Святой черт», которая усилиями «западных благотворителей» вагонами поступает для духовного просвещения заключенных…

«Эта книга не может бросить тень на царскую семью-«

Разумеется, может, и очень успешно бросает: доказательство тому v абсурдная убежденность некоторых верующих, что Царь и его семья канонизированы «не как люди святой жизни».

«Распутин все же никак не может считаться святым!»

Не могу сказать ни «да», ни «нет»; но могу сказать с полной уверенностью, что есть принципиальная разница (количество-качество, помните?) между Распутиным историческим и Распутиным популярным.

«История отношений Распутина с царской семьей — это составная часть русской трагедии ХХ века».

Согласен с этим. Но учтите, что произнося эту фразу, действующие лица трагедии v «образованный класс» и аристократия v на цыпочках уходят за кулисы. Примерно как бы вывести Яго вон, и разсуждать об отношениях Отелло с Дездемоной.

«Распутин оклеветан — и что же из этого следует?»

Что мы v живущие уже в следующем веке, уже вроде как вернувшись из «вавилонского плена» v все еще питаемся и дышим этой отравой, и не способны в результате увидеть правду и смысл произшедшего.

http://rusk.ru/st.php?idar=1000017

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Соломон Иоффе    18.09.2007 22:46
В книге Кузьмина о Сталине, "Возмездие", говорится о том, что Горький, будучи в Италии, разыскал Илиодора, который тоже был в Европе, и предлагал ему помощь в издании книги о Распутине. Откуда у него эта информация. Когда это было?
С уважением Соломон Иоффе.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика