Когда я прочел в «патриотической» газете «Дуэль» статью «Работал ли на гестапо Патриарх Алексий II?», то подумал, что с такими патриотами, никаких врагов не надо. Мыслимое ли дело, чтобы мусульмане написали такое о своем муфтии или евреи о своем верховном раввине?
Салман Ружди опубликовал «Сатанинские стихи», в которых мусульмане увидели оскорбление ислама, — и до сих пор прячется, А у нас — пожалуйста! Клевещи сколько угодно! Не в первый раз в средствах массовой информации оскорбляют и клевещут на Предстоятеля Русской Православной Церкви — и православные молчат.
Понятно, что Первоиерарху не пристало выступать с опровержениями бредовой клеветы. Но мы-то — «верные чада» почему молчим? Вместе с Патриархом оскорбили Церковь. И никто не возвысил голос, не одернул клеветников, не призвал к ответу.
В последнее время нападки на Церковь стали регулярными и ведутся по всем направлениям.
Либералы и христоненавистники устроили вакханалью по поводу введения в школьную программу факультативного изучения основ православной культуры и кощунственную выходку в «сахаровском центре». «Патриоты» решили перещеголять либералов и ударили по Главе Церкви.
Либо это русские люди с расцерковленным сознанием, которые не понимают, что такое Церковь. Либо это совсем не русские люди, спрятавшиеся за княжеской фамилией «Щербатов», которые наоборот — слишком хорошо понимают в чем сила Церкви и поэтому ведут с ней беспощадную войну.
С первых строк статьи становится понятно, что это «заказуха». Автор обвиняет Патриарха в «самовосхвалении и кумиротворении», поскольку его величают «святейшеством». Автору не ведомо, что это не новация нынешнего Патриарха, а официальный титул, установившийся с древних времен. Возмущаться этим — все равно, что требовать, от генералиссимуса чтобы его перестали называть по званию из-за того, что прочим генералам обидно
Сам по себе титул «Святейший» не означает личной святости Патриарха. Не он свят, а его служение.
Щербатов пишет, что Патриарх «взял на себя практически монопольную миссию освещать путь духовного постижения нашему народу». При всей невразумительности этой фразы совершенно очевидно, что автор пишет от имени тех кто потерял эту самую «монополию» Правда, эта монополия использовалась не столько на «духовное постижение», сколько на физическое уничтожение тех, кто имел дерзость помышлять о духовном. Патриарху нет нужды ни на что посягать. Он является законным, каноническим Первоиерархом Русской Православной Церкви. И забота о духовном состоянии народа его прямая обязанность.
. Дальше начинается просто горячечный бред. Оказывается, Патриарх повелел называть себя «святейшим», чтобы скрыть страшную тайну — сотрудничество во время войны с гестапо.
Эта нелепость размазывается почти на целую полосу. Ложь подается вперемешку с действительными фактами и настоящими фамилиями, но она от этого не становится правдоподобной. Сочинитель пишет: «Существует еще один слух…который вполне может иметь подтверждение». И потом этот слух больная фантазия доводит до фантасмагории. Щербатов выводит, как он выразился, «цепочку связей» от Гиммлера с Мюллером до двенадцатилетнего Алеши Ридигера. Не понятно почему Щербатов остановился на Гиммлере. Следуя его логике можно было спокойно продолжать до Гитлера. Вина нынешнего Патриарха заключается в том, что он в оккупированном Таллине со своим отцом — протоиереем Михаилом — имел мужество навещать в лагере угнанных немцами русских людей.
Способность выстраивать подобные цепочки напомнила мне об одном случае, рассказанном моим приятелем психиатром — профессором института имени Бехтерева. У него был один пациент, который считал себя американским шпионом. Сведения в ЦРУ он передавал в душе — бубукал что-то в струи воды, а дальше вода по канализации попадала в Неву, потом в Финский залив, Балтийское море, Атлантический океан, а на американской стороне специалисты считывали посланные им донесения. Он знал, что вода обладает способностью нести информацию. Поэтому в его цепочке была своя логика. Подобные цепочки любили выстраивать человеколюбивые коммунисты, когда «профильтровывали» освобожденных из плена наших сограждан. Счастливое возвращение на Родину для многих пленных означало новый срок в советских лагерях. А для некоторых, если у следователей была фантазия, подобная щербатовской, «плетение цепочек» заканчивалось высшей мерой.
По правде говоря, я впервые сталкиваюсь со случаем, когда автор признается в том, что строит свои обвинения на слухах. Приличные люди слухи не передают. А приличные газеты — не печатают. Если бы автор действительно преследовал цель выяснить истину, то он бы мог это сделать без труда. Один из упоминаемых героев этого опуса жив и здоров. Это протоиерей Василий Ермаков. Приписывать ему мелкие злобные чувства, которые он, якобы, испытывал к своему благодетелю — нынешнему Патриарху, по меньшей мере не осторожно. Ведь так легко проверить, поговорив с ним лично. Я это сделал за автора. И вот, что услышал…
— Больно читать такую гадость. Все ложь. При чем подлая. Тут и говорить не о чем. Но говорить нужно, так, как люди у нас наивные. Думают — если в газете написано, значит, правда. Или, в основном, правда.
А тут одна ложь. Ну какое сотрудничество с гестапо? Лагерь, в котором я сидел, охраняла армейская часть. Никакого гестапо и близко не было. Чтобы попасть священникам к нам в лагерь, нужно было только получить разрешение коменданта. И он его давал. У нас умирало по 20 -25 человек в день. Кормежка была никакая. Отец Михаил проявил любовь к нам, обреченным на голодную смерть. Он обратился к своим прихожанам, чтобы они помогли русским братьям. А у них были только карточки при немцах. Сами не доедали, но все равно с нами делились. Отец Михаил привозил мешочек крупы, сухари. Мы варили кашу на всех. А ведь он мог этого не делать. Ну кто мы были для него? Незнакомые люди. А ведь это было хлопотно и опасно. Нужно было ехать на поезде. Мало ли что какому немцу пришло бы в голову?!.
Он служил литургию в углу барака под дырявой крышей для тех, кто хотел. Алеша прислуживал отцу. Какая там вербовка? Кого вербовать? Никаких генералов или офицеров у нас не было. Одни доходяги никому ни немцам, ни советам не нужные. Да священников вообще бесполезно было вербовать. Советские начальники их ненавидели: церкви взрывали, а те, что не успели до войны взорвать, были закрыты. Кого не расстреляли, тот сидел в тюрьме. Да они к попу и за версту бы не подошли. А если бы кто-нибудь и раскаялся. то уж священник точно не побежал бы в гестапо жаловаться. Зато сами коммунисты друг друга предавали за милую душу. У них немцы даже партбилеты не отбирали. Ставили в них свастику — и гуляй, стучи по превычке. Если такие ребята к смершевцам попадали, их сразу вешали.
И про отца Александра Киселева напраслина. Не был он никаким духовником у Власова. Один раз с ним поговорил, на том их знакомство и закончилось. Власов был к вопросам веры равнодушен. И никакого духовного управления у него не было. Все это клевета. А если солдаты просили послужить, так — это обязанность священника быть с теми, кому он нужен.
И покрестить, и отпеть покойника обязан. И в какой партии покойник состоял не спрашиваем.
Душа Богу принадлежит, а не человеческим устроениям. А у Власова лозунг был — против Сталина и против Гитлера, но за Россию. Потому Гитлер и не доверял ему. И оружия у них не было. Единственная крупная битва власовцев — это освобождение от немцев Праги. Но тогда мы этого ничего не знали.
Зато мы видели на орловщине, как отступала Красная армия, а потом народ мучили за то, что они под немцем оказались. Вот такие, как этот Щербатов, с такой же логикой выдумывали для безвинных людей преступления. Если сейчас выстраивать такие «цепочки», так нужно всех советских людей объявить виновными в преступлениях Троцкого, Ягоды, Берии и всех прочих.
Надо же написать такую чушь, что Патриарх со своим отцом немецкие пушки освящал, которые по Питеру стреляли. Да нас и близко к пушкам не подпускали. И для чего сатанистам приглашать православных пушки святой водой кропить? Вот уж бред, так бред. Мог бы чего-нибудь и посмешнее придумать. Верхушка гитлеровская была сатанистами, а простые солдаты или полевые офицеры были такими же безбожниками, как наши. А те, кто в протестантских или католических семьях воспитывались все же с уважением к Церкви относились. Душа страх имеет, как ее ни убивай приказным атеизмом. В Орле немцы возвращали святыни, которые коммунисты поместили из разоренных церквей в музеи, — это правда. Я сам видел. И иконы возвращали хозяевам, и мощи Тихона Задонского из музея в Богоявленский собор отдали…
Откуда он взял, что немцы не разрешали священникам служить? Из каких архивов? Может и был какой приказ, только церкви везде при немцах открывались… А про логику, да еще во время войны говорить — пустое дело. Приказов много было, а исполняли их люди. Да мало ли что приказывали. Гитлер приказал Москву взять… И что, взял? А тетя моя пешком прошла от Харькова до Болхова. А везде немецкие посты. Везде документы требуют и разрешения. А как прошла? Для меня ответ ясен — Бог помог. А скажи безбожнику о Боге — для него это не аргумент.
Пусть этот Щербатов лучше расскажет, кто ему в немецких архивах этот приказ нашел, да кто про меня рассказал, да кто заказал эту гнусную статью. Пусть расскажет зачем он факты подтасовывает
и зачем народ дурачит. Мало нас расстреливали и мучили? Так теперь надо еще и грязью облить
Да и о чем толковать?! Если человек ненавидит Церковь, он такое напишет… Один клеветник напишет, а потом тысячи свидетелей не смогут опровергнуть. Только пусть он знает, что ему эти тридцать серебрянников, которые он за клевету получил, впрок не пойдут.
Я могу сказать одно, что в такое трудное время нам с Патриархом повезло. Я знаю его замечательные личные качества, а что касается его служения… поди удержи корабль, когда волны бьют со всех сторон.
Общество расколото. Что ни сделай — кто-нибудь останется недовольным. А он ведет корабль мудро, осторожно. Ведь все пассажиры на российском корабле — его дети. Даже если они и не признают родства. И никого за борт не выбросишь. Большинство наших людей не имеют представления о том, что такое Церковь и кто такой Ее глава. Церковный корабль ведет сам Господь. А Патриарх его первый помощник. Все делается промыслом Божиим. А наши сограждане относятся к Патриарху, как к политику. Они устроили бунт на корабле и ждут, что капитан будет действовать по их схеме. Нет, не будет. Он в ответе перед самим Богом и православным народом, а не перед провокаторами и интриганами.
Народу нужно воцерковляться и каяться. Может быть тихая гавань впереди, а может быть страшный шторм, в котором уцелеет лишь малое стадо. Дерзким клеветникам нужно помнить, что
Суд Божий будет страшен. И тем, кто хулит Церковь, не удастся свалить вину на березовских- гусинских или кого другого, кто заказывает мерзкие статьи. Написал — ответишь. Прости нас, Господи, умудри и даруй нам зрети наши прегрешения!
Тов. гл. редактор «Дуэли»!
Я, протоиерей Василий Ермаков, по законам поединка имею право на ответный выстрел (если это дуэль, а не подлый выстрел из-за угла).
В качестве такового требую опубликовать мою беседу с Александром Богатыревым.
Если вы уклонитесь от дуэли, (а этого стоит ожидать, поскольку с понятием «чести» у вас большие недоразумения) оставляю за собой право обратиться в суд. Сумма компенсации за оскорбление чести и достоинства Патриарха и меня намного превзойдет «тридцать серебренников», которые вы получили за публикацию клеветнической статьи.
Без уважения и с великой скорбью о русских людях, позволяющих себе, добивая Отечество, мнить себя патриотами.
Протоиерей Василий Ермаков — настоятель церкви преподобного Серафима Саровского Санкт-Петербург