Русская линия | Священник Дионисий Дунаев | 04.03.2003 |
А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего? (1 Кор. 8:8−13). Из сказанного видно, что все дело не в пище, а в отношении к ней. Христианство лишено примитивных магических представлений, единственным субъектом этической жизни личности является совесть. Те же священнослужители, которые позволяют вывешивать у своих храмов вышеупомянутые листовки, не ободряют совесть людей, не воспитывают ее, а делают еще более немощной. Поэтому вкушать можно любую пищу, но при условии отношения к последней как к просто пище и не более. И надо следить, чтобы это не давало окружающим повода к соблазну. ?Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Эллинам, ни церкви Божией? (1 Кор. 10:25−32).
Господь Иисус Христос Своим учением указал людям приоритет внутренней духовно-душевной жизни человека перед внешними объектами, которые сами по себе, взятые отдельно, по своей сути нейтральны; и только лишь сам человек делает их для себя либо вредными, либо полезными.
Теперь перейдем непосредственно к сути вопроса. Здесь сразу же следует сделать несколько оговорок.
Во-первых, после разрушения Иерусалима в 70 году I века Титом, сыном Веспасиана, кровавые жертвы прекратились, так как они могли приноситься только в Иерусалимском храме. В синагогах же жертвы не совершаются; иудейское священство исчезло, а сегодняшние раввины выполняют функции законоучителей и совершают лишь некоторые обряды.
Абсурдно думать, что по цеху завода «Куяльник» или «Оболонь» ходит раввин с ведром крови жертвенного животного и кропилом окропляет всю продукцию. Это сколько же потребуется крови, чтобы всю продукцию окропить? А бутылки-то продают чистыми! Что: потом смывают кровь?
Нужно понимать, что «кошерное» — это значит дозволенное в употребление для евреев, которые могут употреблять исключительно такую пищу. Сама синагога, исходя из принципов Синайского законодательства, вошедшего в Талмуд, определяет — какую именно пищу дозволяется употреблять евреям. Почему же нельзя христианам употреблять «кошерную» пищу вместе с «трефной» (запрещенной для иудеев)? Даже если предположить, что какой-то раввин совершил жертвоприношение и окропил определенную продукцию кровью — стала эта продукция запретной для христиан?
Нисколько! Ведь эту продукцию не назовешь даже идоложертвенной! Евреи не поклоняются идолам. У них, безусловно, не спасительная религия и искаженное представление о Боге, но ведь продукция эта не станет идоложертвенной (посвященной языческим богам, т. е. демонам).
Во-вторых, неужели молитва перед едой или, для немощных совестью, окропление святой водой, не сделает любую пищу пригодной для христиан? Откуда мы знаем, какого вероисповедания другие производители и реализаторы продукции? Что тогда — всех нужно проверять на «православность»? А вдруг батон, который православная бабушка покупает в магазине, выпек сектант-еретик? А батюшка в машину заливает бензин из какой-нибудь мусульманской страны?
Поэтому всегда необходимо правильно размышлять, видя подобные объявления. И чтобы это делать правильно, нужно чаще читать Новый Завет, где среди прочего написано: «Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека..» (Мф. 15:17−20).
Кроме того, следует помнить, что пометка? кошерный продукт? стоит не потому, что продукт этот окроплен жертвенной кровью, а из коммерческих соображений. Любая солидная компания хочет привлечь к своей продукции максимальное число покупателей, и с этой целью, возможно, даже платит синагоге, чтобы та признала упоминаемую продукцию пригодной в употребление иудеям, так как они — также определенный процент потенциальных потребителей.
Впервые опубликовано «Киевская Русь», N16
http://rusk.ru/st.php?idar=1000005
Страницы: | 1 | 2 | Следующая >> |