Православно-патриотический календарь "Русская Держава"
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 10 марта ( 26 февраля )
Седмица 1-я Великого поста. Свт. Порфирия, архиеп. Газского (420). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Сергия пресвитера (1933). Прмц. Анны (1937). Сщмчч. Иоанна, еп. Рыльского, и Иоанна пресвитера (1938).
Прп. Севастиана Пошехонского (ок. 1500). Мч. Севастиана (ок. 66).
На 6-м часе: Ис. I, 1-20. На веч.: Быт. I, 1-13. Притч. I, 1-20.
На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского.
Сегодня день рождения Государя Императора Александра III Александровича, родившегося 26 февраля 1845 г.
Не шумом громких битв, не пролитою кровью
Он память вечную народа заслужил,
А тем, что Русь любил великою любовью
И сердце Царское с ней воедино слил.
За честь родной земли всю жизнь стоя дозором
Себе он не искал ни лавров, ни наград,
Булатом не бряцал, но пред спокойным взором
Смущался хитрый враг и отступал назад.
Встревоженным страстям неся успокоенье
Крамольную борьбу Он в крае прекратил,
И отдых дал ему в безбурном обновленьи,
И дал ему расцвет в сознаньи мирных сил.
Промчались кратким сном года Его державы,
От суетной земли ушел Он в лучший мир,
Запечатлев на век свой облик величавый
Тем, что принес Руси не меч, а светлый мир
Лидия Кологривова
Архимандрит Фотий (Спасский)
Сегодня день памяти выдающего церковного и общественного деятеля, одного из лидеров "Русской партии" начала XIX в. архимандрита Фотия, скончавшегося 26 февраля 1838 года.
Он родился 6 июня 1792 г. в семье чтеца в Новгородской губернии и в миру звался Петр Никитич. Получив домашнее образование, Петр стал чтецом в церкви, затем певчим в Казанском соборе С.-Петербурга. В 1803 г. Петр поступил в Новгородскую семинарию, где вскоре стал первым учеником. В связи с успехами в образовании в 1814 г. он был направлен в Петербургскую Духовную академию, но уже через год был вынужден оставить ее по болезни.
Служа с этого времени преподавателем в Александровском духовном училище, Петр Спасский начал изучать книги масонов и протестантских мистиков, с тем, чтобы уметь опровергать антиправославные мысли, которые в них содержались. В 1817 г. он был пострижен в монахи с именем Фотия и рукоположен во иеромонаха. Фотий отличался крайней аскезой: постоянно пребывал в воздержании и посте, облекся во власяницу, носил вериги. В 1818 г. он был зачислен в соборные иеромонахи Александро-Невской лавры.
Фотий резко выступал "против масонов, иллюминатов, методистов, Лабзина, Сионского Вестника и прочих". Сам монах свидетельствовал, что он получил "изведение свыше во сне и разных откровениях, что подобает ему изыти на подвиг против тайных всех обществ". Всю жизнь он собирал информацию о деятельности масонских лож, составлял список книг, разделенные им на "бесовские", "еретические и антихристианские", "революционные" и "масонские".
Кроме того, Фотий выступил с резкими обличениями антиправославной деятельности Российского Библейского общества, которое распространяло под видом введения универсальной религии протестантскую и масонскую литературу, переводило Библию на литературный язык. Вскоре Фотий стал одной из самых ярких представителей православной оппозиции. "Против Православия явно была брань словом, делом, писанием и всякими образами и готовили враги новую, какую-то библейскую религию ввести, смесь веры сделать, а Православную веру Христову искоренить", - писал монах о своем времени. Встав на путь борьбы с масонством и сектантством, он нажил себе многочисленных влиятельных врагов.
В 1822 Фотий был возведен в архимандриты. В том же году произошла и встреча архимандрита с Государем Александром I, после которой Император издал рескрипт о запрещении масонских лож и тайных обществ на территории Российской Империи. Влияние архимандрита Фотия на Царя продолжалось и дальше. "Бог любит Церковь нашу, Тебя - Царя и народ <...>, а поэтому <...> открываю: можно весь план (составленный для свержения Самодержавия и уничтожения Православной Церкви) разрушить. <...> Гр. Аракчеев все может исполнить, он верен, - и об нем мне открыто в видении", - писал архимандрит Государю. Фотий был первым, кто отправил Государю послания, в которых обличалась неверная политика в религиозной сфере, которую Александр I проводил в течение почти всего своего царствования - и Царь прислушался к архимандриту.
Скончался архимандрит Фотий в Юрьевом монастыре, где и был погребен.