Православно-патриотический календарь "Русская Держава"
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 7 января ( 25 декабря )
Седмица 33-я по Пятидесятнице.
РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
Сщмч. Михаила пресвитера (1930).
Литургия св. Василия Великого.
Утр. - Мф., 2 зач., I, 18-25. Лит. - Гал., 209 зач., IV, 4-7. Мф., 3 зач., II, 1-12.
От 25 декабря до 5 января - Святки (святые дни). Нет поста в среду и пятницу.
На утрени величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и пречистыя Девы Марии".
Тропарь, глас 4-й
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды и, Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Кондак, глас 3-й
Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.
Рождество Христово
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Святые отцы в своих писаниях именуют его началом и основанием для прочих праздников. Начало его относится ко временам апостольским. В Апостольских Постановлениях говорится:
"Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца" (от марта). Там же, в другом месте сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру". Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним.
В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана - в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII - Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII - святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX - преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.
К достойной встрече этого великого события верующие приготовляются сорокадневным постом, с 15 ноября по 24 декабря, известным под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте. Этот день называется сочельником, так как в этот день по уставу церковному, полагается употреблять в пищу сочиво, или пшеницу с медом.
В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия. В самый день праздника Рождества верующие разговляются. Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки - это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: "Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Лк. 6, 36).
Рождественская ночь
Мерцая в синеве воздушной
Взошла полночная звезда,
Пустыня спит, толпой послушной
Пасутся мирные стада,
Их пастухи, усевшись рядом
Беседу у костра ведут,
И табуны прилежным взглядом
В ночном безмолвье стерегут.
Но вдруг лучами озарился
Во мраке тонущий простор
И светлый Ангел им явился
Сияньем ослепляя взор.
"Не бойтесь, молвил небожитель,
Я радость возвещаю всем,
Сегодня родился Спаситель
К нему спешите в Вифлеем!
Найдете в яслях там убогих
Младенца Господа Христа!"
И при созвучьи хоров многих
Небес разверзлась высота.
Слетают райские виденья
Небесной радости полны,
Хвалебных сонмов псалмопенья
Волною льются с вышины.
И пастухи, смиря тревогу,
На небо очи возвели
И слышат: "Слава в вышних Богу
Мир человекам на земли"!
Лидия Кологривова
Императрица Елизавета Петровна
Сегодня мы также вспоминаем Императрицу Елизавету Петровну, скончавшуюся 25 декабря 1761 г.
Дщерь Петрова родилась 18 декабря 1709 г., с 1722 г. стала цесаревной. На престол вступила 25 ноября 1741 г. в результате гвардейского переворота, отстранившего от власти "немецкую партию". Младенец Иоанн Антонович, объявленный Императрицей Анной Иоанновной наследником престола, его мать правительница Анна Леопольдовна и все семейство Брауншвейгских были отправлены в ссылку. Переворот был осуществлен без кровопролития, такое условие поставила Елизавета Петровна, дав согласие участвовать в нем. Короновалась в Москве 25 апреля 1742 г. Придя к власти, Императрица провозгласила возрождение и продолжение дел своего отца Императора Петра Великого. В системе управления Сенату была возвращена и даже усилена его былая роль; были проведены реформы в экономической, военной и административной жизни, которые привели к подъему промышленности и торговли (отмена внутренних таможенных пошлин, увеличение пошлин на ввозимые товары и др.); курс внешней политики приобрел более последовательный характер.
Царствование Елизаветы Петровны памятно победоносной войной со Швецией (1743), блестящими победами русского оружия в Семилетней войне (1756-1762) и взятием Берлина (1760). Ею были основаны Московский университет (1755) и Академия художеств в Санкт-Петербурге (1757), открыты гимназии в Москве и Казани, построен Зимний дворец (1754-1762), учрежден русский театр. В ее царствование выдвинулись такие выдающиеся государственные деятели, как П.И. и И.И.Шуваловы, А.П.Бестужев-Рюмин, М.И.Воронцов.
В 1742 г. Императрица издала указ о высылке из России лиц иудейского вероисповедания ("От врагов Христовых не желаю интересной прибыли"), она закрывала и сносила армянские церкви и мусульманские мечети. Дав обет перед восшествием на престол "никого не казнить смертию" (прежде чем согласиться возглавить выступление гвардейцев, Елизавета долго молилась перед образом Спасителя), Государыня не санкционировала ни одного смертного приговора, а в 1743 г. отменила смертную казнь.
Наследником престола она провозгласила своего племянника сына герцога Голштейн-Готторпского и цесаревны Анны Петровны Петра Федоровича (Император Петр III), которого женила принцессе Ангальт-Цербстской Софии-Фридерике-Августе (после принятия Православия Екатерина Алексеевна, Императрица Екатерина II). Скончалась в 1761 г. в день праздника Рождества Христова.
Торжество Праздника Рождества Христова усугубляется для Русской Церкви воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году. Именно 25 декабря 1812 г. Император Александр I Благословенный издал Манифест, извещающий об изгнании армии Наполеона из пределов Отечества.