Православно-патриотический календарь "Русская Держава"
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 20 июня ( 7 июня )
Мч. Феодота Анкирского (303). Сщмч. Андроника, архиеп. Пермского, Александра, Алексия, Александра, Валентина, Вениамина, Виктора, Александра, Павла, Владимира, Игнатия, Льва, Михаила, Николая, Павла, Александра, Николая пресвитеров, Григория диакона и мчч. Афанасия и Александра (1918). Сщмчч. Николая и Петра пресвитеров (1919).
Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304-310). Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (284-305). Собор Ивановских святых.
Рим., 86 зач., IV, 4-12. Мф., 22 зач., VII, 15-21.
Петров пост
Священномученик архиепископ Андроник (Никольский)
Сегодня Святая Церковь вспоминает почетного председателя Новгородского и Пермского отделов Союза Русского Народа сщмч. Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Соликамского, принявшего мученическую кончину в 1918 г.
Он родился 1 августа 1870 г. в семье диакона Ярославской епархии и в миру звался Владимиром Александровичем. Образование получил в Ярославской духовной семинарии, затем в Московской духовной академии, где был пострижен в монашество. В 1895 г. рукоположен во иеромонаха, служил помощником инспектора Кутаисской семинарии, инспектором Ардонской Александровской миссионерской семинарии. В 1897-99 гг. - член духовной миссии в Японии, по возвращении на родину назначен ректором Уфимской семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1906 г. хиротонисан во епископа Киотосского и назначен помощником просветителя Японии свт. Николая (Касаткина). В марте 1908 г. назначен епископом Тихвинским, первым викарием Новгородской епархии.
В это сложное время, когда только начали стихать революционные страсти, владыка не убоялся травли и согласился стать почетным председателем Новгородского отдела СРН. Но главная его заслуга перед монархическим движением состояла в том, что он издал брошюру "Беседы о Союзе Русского Народа", в которой не только защитил патриотов от необоснованных нападок, но и обосновал с позиций православного вероучения многие постулаты монархической идеологии. Епископ Андроник рассматривал патриотическое движение как общественно-политическую силу, призванную охранить вековые духовные, государственные и национальные традиции русского народа. Как выдающийся деятель монархического движения он был приглашен в Москву на монархический съезд, проходивший осенью 1909 г., но приехать не смог, направив в адрес съезда приветственную телеграмму. В марте 1913 г. владыка был назначен епископом Омским и Павлодарским, а через год его перевели в Пермь. Современный автор его жития пишет: "На обрыве тысячелетней христианской истории России на Пермскую кафедру взошел подвижник и архипастырь-миссионер, подобный св. Стефану Пермскому. Его жизнь была образцом древнего благочестия. Это был подвижник, молитвенник и нестяжатель, всякое материальное благополучие и богатство вменявший ни во что. Все средства владыка жертвовал на помощь беднякам. Одевался он просто, никогда не носил шелковых ряс; и хотя был награжден многими орденами, но наград никогда не надевал. Святитель был ревностным исполнителем иноческих правил и церковных обрядов. Он строго постился: в постные дни питался одними овощами, в скоромные - обходился малым количеством пищи, а в последние дни страстной седмицы употреблял в пищу только просфору и чай. Накануне дня, когда ему должно было совершать литургию, владыка почти не спал, всю ночь простаивая на молитве". Владыка внимательно относился к общественным настроениям во вверенной ему епархии, пытаясь отвратить народ от пагубы безбожия. В 1916 г. его усилиями в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма.
С тяжелым сердцем принял владыка известие об отречении Императора Николая II от престола. Обращаясь к верующим с проповедью, он сказал: "Не стало у нас Царя...Как триста лет тому назад, в лихолетье, разворовали Отечество подлые людишки и ввергли его в погибель, так и ныне до этого довели бесчестные царские слуги". Владыка призывал Русский Народ к молитве и покаянию, ибо только "тогда минует разруха жизни, минует опасность для Отечества, и Господь, как нашим предкам, изведет нам мужа мудра и добра". В 1917-18 гг. он участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви, на котором был избран одним из шести заместителей членов Св. Синода. В это же время он был возведен в сан архиепископа. По окончании Собора владыка вернулся в Пермь, где уже начинались бесчинства большевиков. В годину лютых гонений на Православие владыка мужественно восстал против беззаконников, недаром его прозвали "огнь пылающий". Весной в местных газетах началась травля архиепископа Андроника, у него был произведен обыск. Тучи сгущались, близкие, в страхе за жизнь владыки, уговаривали его скрыться. Но он отказался, заявив, что не оставит паству и готов умереть за Христа. Ожидая ареста, владыка чувствовал себя совершенно спокойно, он ежедневно исповедовался и приобщался Св. Таин, и светлое настроение не покидало его. 4 июня 1918 г. чекисты арестовали архиепископа Андроника. Весьма символично, что накануне был арестован и расстрелян в лесу председатель Пермского отдела СРН П.В.Рябов. Долго перевозили владыку из Перми в Мотовилиху и обратно, боясь народного гнева. Наконец, в ночь на 7 июня чекисты вывезли архиепископа в окрестности Перми и убили.
Незадолго до ареста владыка, вразумляя одного священника, сказал пророческие слова: "Может быть, и меня на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу. Ободряйте всех и примиряйте озлобленных с жизнью, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа... Воскреснет душа народная, воскреснет и тело ее - наша здоровая государственность". Сщмч. Андроник прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г.
Князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов (в иночестве Аникита)
Сегодня мы также вспоминаем писателя и поэта, академика князя С.А.Ширинского-Шихматова, скончавшегося в 1837 году.
Он родился в 1783 г. в Смоленской губернии, брат министра народного просвещения П.А.Ширинского-Шихматова. Получив образование в морском кадетском корпусе, в 1800 г. был произведен в офицеры. С 1804 г. князь трудился в морском корпусе на педагогическом поприще. По оценке современников, князь был человеком высокообразованным, глубоким знатоком славянского языка.
Начав печататься в 23 года, он уже в 26 лет стал членом Российской Академии наук. "Открыл" молодого поэта знаменитый адмирал А.С.Шишков, ставший на долгие годы почитателем и покровителем его таланта. Ширинский-Шихматов писал стихотворения религиозно-нравственного содержания. С самого дня открытия шишковской "Беседы любителей российского слова" князь принимал самое деятельное участие в ее трудах. За свои литературные труды он был награжден большой золотой медалью от Российской Академии наук и пенсией в 1500 р. по повелению Императора Александра I.
Но поэзия никогда не была основным делом жизни князя, со временем он все внимательней и серьезней изучал творения святых отцов Церкви и постигал таинственную красоту православного богослужения. Свое поэтическое творчество он почти целиком направил в русло духовной поэзии и создал в 1824 году обширную поэму "Ночь у Креста", в которой своим возвышенно-усложненным, метафоричным стихом излагал евангельские события. Государь Александр I повелел скупить все экземпляры этого сочинения и разослать их по духовным училищам и семинариям России.
В 1827 г. выйдя в отставку в чине капитана, Ширинский-Шихматов через два года поступил в братство Новгородского Юрьева монастыря и в 1830 г. был пострижен в монашество с именем Аникита и рукоположен в иеромонаха. Его наставником стал широко известный своей ревностью и твердыми православно-монархическими взглядами архимандрит Фотий (Спасский). В 1836 г. о. Аникита был назначен начальником русской духовной миссии в Афинах. В 1837 г. он вышел на покой и намеревался отправиться на Афон достраивать строившийся на его средства храм, но по дороге скончался. Погребен на Афоне в выстроенном им скиту св. Митрофана.
Среди наиболее известных поэтических трудов князя-инока - "Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасенная Россия" (1807), "Песнь российскому слову" (1809); "Песнь сотворившему все" (1817) и "Иисус в Ветхом и Новом Заветах, или Ночь у креста" (1824).