Русская линия

Православно-патриотический календарь "Русская Держава"


ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 

11 июня ( 29 мая )

Неделя 8-я по Пасхе.
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Мц. Феодосии девы, Тирской (307-308). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Обретение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса Анзерского (2000). Сщмч. Иоанна диакона (1938). Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961).
Память I Вселенского Собора (325). Прмц. Феодосии девы (730).
Иконы Божией Матери, именуемой "Споручница грешных".
Утр. - Ин., 65 зач., XX, 19-23. Лит. - Деян., 3 зач., II, 1-11. Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12.

На утрени величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Его же от Отца послал еси Божественным учеником Твоим".

Тропарь, глас 8-й
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8-й
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненыя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.



День Святой Троицы. Пятидесятница.
Святая ТроицаДень Святой Троицы именуется Пятидесятницею потому, что сошествие Святого Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Пятидесятница заключает в себе двойное торжество: во славу Пресвятой Троицы и во славу Пресвятого Духа.
В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на первых учеников Христовых. "При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом их них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян.2,1-4). При этом апостолы получили не только дар языков, но и другие обещанные дары: "Именем Моим будут изгонять бесов", "будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Мк.16,17-18).
Обычно первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно во славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т. е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.
В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, должным посвящением Ему начатков весны.

Падение Константинополя

Святая София (собор)29 мая 1453 г. после почти двухмесячной осады под натиском турок пал Второй Рим, который на Руси называли Царьградом. Осада великого города началась 7 апреля, 18-го турки пошли на приступ, но атака была отбита с большими для них потерями. 21 апреля султан Мехмед приказал по суше перетащить 80 своих кораблей в Золотой Рог. Для этого турки за одну ночь соорудили дощатый настил и перетащили корабли из Мраморного моря в бухту. Генуэзцы, которые могли воспрепятствовать этому, предали греков. Накануне последнего штурма султан предложил Императору Константину XII Палеологу сдаться, обещая выпустить защитников живыми из города. Император ответил наглому варвару: "Если ты желаешь, подобно отцам твоим, жить в мире с нами - благодарение Богу... Владей же несправедливо похищенными у нас укреплениями и землей, - мы признаем это справедливым; отстригай и дани, - такие, какие по нашей силе мы можем ежегодно дать тебе, - и уйди в мире... А отдать тебе город не в моей власти, да и не во власти обитающих в нем. Ибо по общему нашему решению все мы добровольно умрем и не пощадим жизни нашей".
Последний штурм турки начали 27 мая. Это было воскресенье, 1-я Неделя по Пятидесятнице, когда празднуется память Всех святых. Кровопролитное сражение продолжалось днем и ночью. 28 мая в первый день Петрова поста Император Константин собрал военный совет, на котором призвал всех быть достойными славы Константина Великого и не допустить осквернения варварами христианских святынь. Император и многие воины причастились Святых Таин и надели лучшие одежды, готовясь к смерти. Защитники города просили друг у друга прощения, готовясь предстать перед Господом.
Султан Мехмед же 28 мая объехал войска и пообещал на три дня отдать им Константинополь на разграбление. Это вызвало прилив энтузиазма у турок. В полночь они пошли на приступ.
Силы защитников таяли. Император Константин, сражавшийся как рядовой воин в самой гуще битвы, погиб. Столица мира пала.
Султан Мехмед, как и обещал, отдал город на три дня на разграбление своим головорезам. Потоки крови на улицах доставали до колен, а в Золотом Роге из-за тел не было видно воды.
В православной традиции главную причину падения Константинополя видели в отступничестве от Православия, выразившемся в подписании Флорентийской унии. Второй Рим пал в ереси. Надеясь на военную помощь Папы, Император разрешил кардиналу Исидору совершить 12 декабря 1452 г. в храме св. Софии литургию по католическому обряду. Это вызвало бурю негодования со стороны православных горожан, которые в гневе кричали: "Не нужно нам ни помощи латинян, ни единения с ними!" Как и следовало ожидать, помощь с Запада не пришла.
Падение Второго Рима привело к возвышению Москвы. Русскому государству Господь судил стать Третьим и, по пророчеству старца Филофея, последним Римом ("яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии").

Святая София

Пять столетий изнывала райя,
Османлисов попрана пятой,
Пять столетий над крестом сверкая,
Полумесяц высился златой.
Пять столетий горестно молчали
Голоса святых колоколов
И собора своды оглашали
Из Корана звуки чуждых слов.
Пять столетий... Но на подвиг бранный
Небом наш поход благословлен,
Нам видны уже в дали туманной
Очертанья Византийских стен.
Уже воды синего Босфора
Шлют навстречу нам призывный шум,
Близок бой последний, скоро, скоро
Мы достигнем цели давних дум.
Подойдет к воротам тем дружина,
Где блистал Олега древний щит,
И земля во граде Константина
Под ее шагами задрожит.
Распахнутся двери запертые,
Зазвучит кругом хвала Христу
И тебя, плененная София,
Мы вернем победному кресту.


Лидия Кологривова (1912)

Святая Царевна-Мученица Татьяна Николаевна

В этот день, 29 мая 1897 года, родилась святая Царевна-Мученица Татьяна Николаевна (день памяти 17 июля).
Святая Царевна-Мученица Татьяна НиколаевнаОна была вторым ребенком в Царской Семье. "Очень высокая, тонкая, как тростинка, она была наделена изящным профилем камеи, синими глазами и каштановыми волосами", вспоминали о ней. Царь-Мученик Николай II Александрович всегда отмечал, что Татьяна напоминает ему его венценосную супругу - Императрицу Александру Федоровну. В годы Первой мировой войны Великая Княжна трудилась сестрой милосердия в лазарете, нежно и бесстрашно перевязывая уверенной рукой страшные раны русских воинов. Она также возглавляла благотворительный комитет, призванный помогать раненным воинам, вместе с сестрами и Государыней развозила раненным солдатам теплые вещи, сшитые собственными руками.
"Направо от меня сидит Великая Княжна Татьяна Николаевна. Она Великая Княжна с головы до ног, так Она аристократична и царственна. Лицо Ее матово-бледно, только чуть-чуть розовеют щеки, точно из-под Ее тонкой кожи пробивается розовый атлас. Профиль Ее безупречно красив, он словно выточен из мрамора резцом большого художника. Своеобразность и оригинальность придают Ее лицу далеко расставленные друг от друга глаза. Ей больше, чем сестрам, идут косынка сестры милосердия и красный крест на груди. Она реже смеется, чем сестры. Лицо Ее иногда имеет сосредоточенное и строгое выражение. В эти минуты Она похожа на Мать. На бледных чертах Ее лица - следы напряженной мысли и подчас даже грусти. Я без слов чувствую, что Она какая-то особенная, иная, чем сестры, несмотря на общую с ними доброту и приветливость. Я чувствую, что в ней - Свой целый замкнутый и своеобразный мир", - вспоминал С.Я.Офросимов.
В годы страшных испытаний, выпавших на долю Царской Семьи после революционной катастрофы 1917 года, находясь в екатеринбургском заточении, Великая княжна писала: "Так больно и грустно все, что делают с нашей бедной Родиной, но одна надежда, что Бог так не оставит и вразумит безумцев".
После злодейского убийства Царской Семьи среди ее вещей было найдено переписанное ее рукой стихотворение известного поэта-монархиста Сергея Бехтеева "Молитва", посвященное Их Императорским Высочества Великим Княжнам Ольге и Татьяне Николаевне:

Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных, мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать,
И крест тяжелый и кровавый
С твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья,
Христос, Спаситель, помоги.

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас:
И дай покой душе смиренной
В невыносимый смертный час.

И у преддверия могилы
Вдохни в уста твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.



Николай Дмитриевич Тальберг

Сегодня также день памяти церковного историка и видного монархического деятеля Н.Д.Тальберга, скончавшегося на чужбине в 1967 г.
Он родился 10 июля 1886 г., недалеко от Киева и принадлежал к обрусевшему шведскому дворянскому роду. В 1907 с золотой медалью он окончил Императорское училище правоведения и поступил на службу в один из департаментов Министерства внутренних дел. С молодых лет Тальберг проявил себя как убежденный монархист, был членом элитарного клуба правых - Русского Собрания. Февральский переворот 1917 г. Тальберг не принял, аттестовав виновников "февраля" как "недоумков и предателей" и отказался служить новой власти. Вскоре он вступил в тайную организацию известного монархического деятеля Н.Е.Маркова, ставившую целью освобождение Царской Семьи; выполнял различные ее поручения. В 1920 Тальберг эмигрировал в Германию, где принял активное участие в подготовке монархического съезда в Рейхенгалле, который избрал его управляющим делами Высшего Монархического Совета. С первых лет эмиграции Тальберг приобрел широкую известность, постоянно выступая с лекциями и докладами на исторические, историко-церковные, религиозные и политические темы и печатаясь в патриотической периодике.
Тальберг является автором целого ряда историко-публицистических трудов, проникнутых неподдельной любовью к России, к ее вековым устоям, сыновней верностью к Православной Церкви. Характерной чертой работ Тальберга является раскрытие духовных корней российской истории, защита принципа симфонии духовной и светской власти, искренняя апологетика принципа самодержавной монархии, целостное христианское мировоззрение и вера в конечное торжество идеалов Святой Руси, без которых немыслимо для него подлинное Русское государство.
С 1950 Тальберг проживал в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США), работая преподавателем исторических предметов, воспитателем и наставником семинарии, находящейся при монастыре. Скончался на 81-м году жизни, похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru