Православно-патриотический календарь "Русская Держава"
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 20 апреля ( 7 апреля )
Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. Прп. Георгия, исп., митр. Митиленского (после 820).
Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.
Утр. - Лк., 108 зач. (от полу'), XXII, 1-39. Лит. - 1 Кор., 149 зач., XI, 23-32. Ев. составное: Мф., 107 зач., XXVI, 1-20. Ин., 44 зач., XIII, 3-17. Мф., 108 зач. (от полу'), XXVI, 21-39. Лк., 109 зач., XXII, 43-45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 - XXVII, 2. На умовении ног: Ин., 44 зач., XIII, 1-11. По умовении ног: Ин., 45 зач., XIII, 12-17.
Чистый Четверг
Пятый день после входа Господа в Иерусалим или четвертый день Страстной седмицы называется в церковной традиции Чистым Четвергом. В этот день Церковь вспоминает умовение Иисусом Христом ног своих учеников и установление Тайной Вечери. Великий или Чистый Четверг - это один из самых важных дней для спасения человечества - именно в этот день Господь Иисус Христос оставил себя Церкви на все времена, сказав "ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем".
Спасительные дни в Страстную седмицу начинаются именно с Четверга. На Тайной Вечери, где Господом было установлено Таинство Евхаристии, Господь остался на прощальную, самую большую беседу со своими учениками, которых наставлял. Потом Господь пошел в Гефсиманию молиться со своими учениками. Уже поздно в четверг Его в Гефсимании предал Иуда.
Богослужение в этот день начинается с утрени, во время которой после шестопсалмия и "Аллилуия" поется тропарь: "Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся..." Совершается Литургия Св. Василия Великого и соединяется с вечернею в память того, что Господь установил вечером Таинство Причащения. Вместо Херувимской песни, причастного стиха и песни: "Да исполнятся уста наша...", поется одна и та же песнь: "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими..." В этот день Святейший Патриарх совершает освящение мира, употребляемого для совершения Таинства Миропомазания, при освящении храмов и антиминсов.
Вечером Великого Четверга опять самая длинная служба в году - утреня с чтением 12-ти Евангелий, в которых час за часом рассказывается о событиях Страстей Христовых - от предательства до смерти и погребения.
Во все времена к Великому Четвергу верующие готовились особенно, а в Российской империи этот был выходным. Начиная с Чистого четверга можно готовиться к праздничному пасхальному столу. Прежде всего - красить и расписывать яйца.
Великая Княгиня Софья Фоминична Палеолог
Сегодня день памяти супруги Великого Князя Иоанна III Софьи (Зои) Палеолог, отошедшей ко Господу в 1503 году.
Софья Фоминична была племянницей последнего византийского императора Константина Палеолога, убитого при взятии Константинополя турками. В 1467 г., когда Великий Князь Иоанн III овдовел, Софья жила в Риме. Папа, уверенный, что свадьба русского Великого Князя и Софьи поспособствует приобщению Московского государства к унии, решил посватать ее за Иоанна.
Однако брак этот имел совершенно иные последствия. Новая русская Великая Княгиня принесла с собой на Русь заветы и предания Византийского царства, некогда славного своей православной верой и мудрым государственным устройством - симфонией светской и церковной властью. Кроме того, после падения Второго Рима от неверных, Софья передала права византийских государей, равно как и мессианское служение своему православному супругу - московскому Великому Князю и его будущим потомкам, создавшим новую твердыню Православия - Третий Рим.
Это наследие Византии имело огромное значение как в деле собирания русских земель, так и выработки русской национальной идеологии Третьего Рима. Видимым знаком преемственности Московской Руси от Византии было принятие в качестве государственного герба Русского государства византийского двуглавого орла.
Петр Евгеньевич Астафьев
Сегодня мы также вспоминаем философа и публициста, одного из идеологов русского консерватизма П.Е.Астафьева, скончавшегося 7 апреля 1893 г.
Он родился 7 декабря 1846 г. в старинной дворянской семье. Образование получил на юридическом факультете Московского университета. Преподавал философию права в Ярославском Демидовском лицее, затем служил мировым посредником в Подольской губернии. В 1881 г. Астафьев получил место заведующего университетским отделением Лицея Цесаревича Николая в Москве и занял в нем кафедру философии (Лицей был организован М.Н.Катковым, большое внимание в нем уделялось патриотическому воспитанию молодежи, в Лицее учились многие видные деятели монархического движения). Позже Астафьев был цензором в Москве, а в последние годы жизни - приват-доцентом Московского университета.
Астафьев принимал активное участие в русских консервативных изданиях - журналах "Русский вестник" и "Русское обозрение". Из его трудов стоит особо отметить "Смысл истории и идеалы прогресса" (М., 1886); "Национальное самосознание и общечеловеческие задачи" (М., 1890) и "Вера и знание в единстве мировоззрения. Опыт начал критической монадологии (М., 1893). Астафьев принимал активное участие в полемике по национальному вопросу со своими великими современниками В.С.Соловьевым и К.Н.Леонтьевым. Он защищал идеи Н.Я.Данилевского от нападок Соловьева, отстаивал идею русской национальной самобытности как основы и руководящего начала культуры. Перед самой кончиной получил разрешение на издание журнала "Итоги", однако осуществить замысел не успел. Астафьев любил повторять: "Я люблю больше всего Бога, жену и философию".
Павел Андреевич Шувалов
В этот день, 7 апреля 1908 г. скончался государственный и военный деятель, дипломат, генерал-адъютант граф П.А.Шувалов.
Он родился 13 ноября 1830 года. Получив образование в Пажеском корпусе граф посвятил себя военной службе. Он принимал участие в Крымской войне 1853-56 гг. и Русско-турецкой войне 1877-78, много способствуя поражению Сулеймана-паши под Филиппополем. В 1880-е гг. граф Шувалов возглавлял штаб войск гвардии и Петербургского военного округа. Унаследовав майорат Воронцовых (1888), именовался "светлейший князь Воронцов граф Шувалов".
В 1885-94 гг., будучи послом в Берлине, граф Шувалов участвовал в заключении "Перестраховочного договора" 1887 г. и торгового соглашения 1894, прекратившего "таможенную войну". Являлся сторонником сближения России с Германией.
В 1894-96 гг. был Варшавским генерал-губернатором и командующим войсками Варшавского военного округа. В 1897 г. граф вышел в отставку, оставшись членом Государственного Совета. Был известен своими консервативными взглядами.