Как политики дискредитируют православие на Украине
Действительно, если просмотреть Конституцию Украины, законы о религии и о политических партиях, можно заметить, что ничто не запрещает официально использовать политическим деятелям религиозную символику и идеологию. Однако, уже сам этот факт представляет серьезную опасность как для Государства, так и для Церкви. Опасность состоит, прежде всего, в отсутствии ее очевидности (прошу прощения за некоторую игру слов, однако, дальше станет понятно, о чем идет речь).
Итак, именно в статье 35 Конституции речь идет о свободе мировоззрения и вероисповедания. Даже если очень внимательно читать этот раздел Конституции, нельзя заметить его внутреннего противоречия, в частности, принимая во внимание законы о религии и о политических партиях.
Ползволю себе процитировать 35 статью Конституции Украины:
>«Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность. Осуществление этого права может быть ограничено законом лишь в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей. Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа — от церкви. Ни одна религия не может быть признана государством как обязательная.»
На первый взгляд, все понятно. Однако, если немного поразмыслить, стает очевидно, что факт отделения Церкви и религиозных организаций на Украине от Государства теряет свою действенность, когда мы подходим к Закону «О политических партиях в Украине». В особенности эти тенденции заметны во время выборов. Указанный Закон ни в коей мере не регламентирует религиозной деятельности политических организаций.
Так что же такое Государство? Кто принимает участие в обеспечении функционирования государственного аппарата, законодательства? Это все те же партии, их представители, которые занимают места в Правительстве, Верховной Раде Украины, в комитетах и других управленческих структурах разнообразного уровня государственного управления.
Тогда как же с Конституционным положением об отделении Церкви от Государства? Для того, чтобы признать de facto справедливость этого положения, необходимо последовательно признать отделенность деятельности политических партий, в том числе, и в Верховной Раде Украины, от деятельности государственной. Тогда что же это за структура — Верховная Рада Украины, если она находится за пределами аппарата Государства?
Однако, факт остается фактом. Политическая партия, согласно Закону «О политических партиях в Украине», фактически, имеет право дублировать, в определенные мере, деятельность религиозной организации, Церкви. Тогда не понятно — для чего же существует Конституционное положение об отделении политического и религиозного аспектов общественного бытия? Неужели в очередной раз Конституция превращается в декларацию? Однако, никто не замечает этой общественной и законодательной проблемы. Вместе с тем, слышатся голоса негодования и критики в адрес религиозных деятелей, руководства церквей, представителей Московского Патриархата в Украине относительно привлечения ими в своей деятельности политического фактора
Определение политической партии читаем в второй статье Закона о партиях. Итак, «политическая партия — это зарегистрированное в соответствии с законом добровольное объединение граждан — приверженцев определенной общенациональной программы общественного развития, которое имеет своей целью содействия формированию и выражению политической воли граждан, принимает участие в выборах и других политических мероприятиях.»
Казалось бы, существует определенное ограничение на деятельность политических партий — их представители принимают участие именно в политических акциях. Однако, когда речь заходит о, так называемой, «защите интересов канонического Православия», становится не совсем понятной разница между политической демонстрацией и крестным ходом в знак протеста относительно того или другого духовного явления. Именно на этом этапе было бы очень хорошо расставить точки над «і» в законодательном плане и, в конце концов, положить конец политической спекуляции православной идеи с агитационной целью.
Предположим, руководство Православной Церкви или какой-либо другой религиозной организации не желает, чтобы их интересы притворно «защищали». Однако, механизмов реализации такого желания религиозной организации законодательство не предусматривает. Таким образом, любая политическая сила может использовать авторитет Церкви даже вопреки желанию руководства последней. И все это — законодательно разрешено.
У религиозных организаций нет никаких оснований обращаться в органы охраны общественного порядка по поводу прекращения политических провокаций со стороны партий во время религиозных мероприятий. Ведь правоохранительные органы реагируют только на «нарушение общественного порядка».
Иначе говоря, для того, чтобы над чувствами верующих людей прекратили издеваться политические деятели, необходимо, чтобы. верующих били. Во всех других случаях — политические демонстрации могут успешно объединяться с религиозными мероприятиями. И это абсолютно не противоречит законодательству. И нормы Конституции об отделении Государства от Церкви в таких случаях не нарушаются. Если мы говорим о церковном воспитании в школе — Церковь отделена от Государства, однако, если речь идет о политической агитации на фоне религиозных мероприятий — сколько угодно!
Что-то похожее на правовое исключение. Или, возможно, — на намеренную дискредитацию религиозности как общественного явления, в частности, Православной Церкви, как мощнейшего религиозного института страны.
Так уже было неоднократно. И не удивительно, что после таких случаев Православную Церковь обвиняют в политической заангажированности. Однако, никто никогда, похоже, не заглядывал в соответствующие законы и не изучал их сущности. Может — просто не хотел этого делать. Конечно, — если вдруг исчезнет проблема использования политическими партиями религиозного фактора, то о чем же писать и как именно подвергать критике Православную Церковь?
Не взирая на старания политтехнологов в «подгонке» политических мероприятий к «защите интересов канонического Православия», проблемы Православной Церкви не решаются, а политизируются. В конце концов, верующие остаются после очередных выборов один на один со своими бедами. А политики получают выгоду от нагнетания религиозного противостояния и эксплуатации Православной идеи. Однако, утешает то, что подавляющее большинство верующих людей довольно легко отличают зерно от плевел, религию от политиканства.
Очень прискорбно, что подобные агрессивные действия со стороны политиков, которые прикрываются Православной Церковью, потом успешно используют идеологические манипуляторы в своей борьбе против Русской Православной Церкви на Украине, обвиняя православных верующих людей в нетерпимости, радикализме, политической заангажированности и маргинальности.
Однако, внесение изменений в Закон «О политических партиях в Украине» может положить конец нагнетанию общественного противостояния с использованием религиозного фактора и Православной Церкви, в частности.